Общение как важный фактор развития личности

Под общением понимается информационное, эмоцио­нальное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличност­ные взаимоотношения[135]. Исключительно велика роль об­щения в формировании личности ребенка.

В процессе общения складываются определенные личные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Отношения дошкольников со взрослыми могут быть, например, приязненными и неприязненными, доверчивыми и недовер­чивыми, заинтересованными или равнодушными, спо­койными и неспокойными[136].

Чем определяется отношение детей к взрослым? Что ле­жит в его основе? Эти вопросы являются до сих пор мало исследованными. Существует несколько подходов к их ре­шению. Так, например, неофрейдисты подчеркивают ре­шающую роль в этом процессе матери, которая вскармли­вает младенца, тем самым удовлетворяет его «оральную потребность» (Дж. Боулби, Р. Спитц). Но чем объяснить тогда случаи, когда разлученные с матерью дети развива­лись физически и психически благоприятно? Как понять описанные в научной литературе факты глубокой привя­занности младенцев и детей более старшего возраста к взрослому, который только разговаривал и играл с ребен­ком, не осуществляя при этом никакого ухода за ним? Пси­хоаналитический подход, преувеличивающий влияние био­логического фактора, роль самого первого этапа жизни на психическое развитие, не дает ответа на эти вопросы. Сторонники теории «импринтинга» — запечатления — также отводят первостепенную роль раннему опыту ре­бенка в формировании его отношений к окружающим. Су­щность ее заключается в переносе механизма «импринтин­га» (описанного впервые К. Лоренцом на основе наблюде­ний над птенцами) без должных оснований и на поведение ребенка.

Согласно гипотезе «импринтинга», у детей раннего воз­раста происходит запечатление особенностей, свойствен­ных взрослому человеку, ухаживающему за ними,— его внешности, голоса, одежды, запаха. Они и составляют об­раз, вызывающий у ребенка привязанность по аналогии с образом матери или другого взрослого, заменяюще­го ее.

Сторонники другого направления в современной бур­жуазной психологии — необихевиористического — счита­ют, что отношение ребенка к взрослому определяется тем, как и в какой степени этот взрослый удовлетворяет первичные, органические потребности ребенка (потребнос­ти в пище, тепле, комфорте).

По мнению советских психологов, потребности ребенка не сводятся к его органическим нуждам, которые удов­летворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людь­ми — особая потребность не биологического, а социаль­ного характера (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковская и др.). Общение же со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Экспериментальные исследования, проведенные под ру­ководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сме­няют друг друга несколько форм общения детей и взрос­лых. Основные из них: непосредственно-эмоциональное об­щение, деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуа­тивно-личностное.

Напомним, что первоначально возникает непосредственно-эмоциональная форма общения с близкими взрос­лыми. В основе ее лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном к себе отношении со стороны окру­жающих его людей. Ласково разговаривает с ребенком мать, улыбается ему, поглаживает его — и он отвечает ей своей улыбкой, двигательным возбуждением, гулением. Потом ребенок уже и сам берет инициативу общения в свои руки — голосом, движениями пытаясь привлечь и удержать внимание взрослых.

В дальнейшем, уже со второй половины года, все отчет­ливее проявляется потребность ребенка не только в ласке, но и в сотрудничестве со взрослым ради быстрейшего достижения наилучшего результата в практической или иг­ровой деятельности. Потребность этого рода ребенок удов­летворяет в значительной степени в процессе «делового общения».

Кроме деловых контактов со взрослыми (просьба о по­мощи, приглашение к совместной деятельности, обраще­ние за разрешением, обращение за оценкой результатов деятельности и т. д.) дошкольник вступает с ними также во внеситуативное общение — познавательное и личностное.

При внеситуативном познавательном общении ребенок обсуждает со взрослым предметы и явления мира вещей. Сюда относятся сообщение новостей, познавательные вопросы, просьба почитать, рассказ о прочитанном, виденном, фантазии.

Основным мотивом этого типа общения является стрем­ление ребенка к общению со взрослыми ради получения но­вой информации или обсуждение с ними возможных при­чин разнообразных явлений окружающего мира. При вне­ситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональ­ном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения, попытки расспро­сить взрослого о нем самом).

«Света С. (4,9) любила рассказывать о своих близких, о домаш­них делах, играх, а однажды поделилась своим горем, сообщив, что умер ее любимый дедушка. «Он мне все делал... Он был такой хороший! Он мне обещал собачку подарить. Теперь у меня нет больше дедушки»,— сообщала Света, ища у взрослого сопереживания и поверяя ему свою печаль, как близкому другу» (по материалам 3. М. Богуславской).

В основе личностного общения лежит потребность ре­бенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию (ребенок стремится к совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого). «Именно стремление к взаимопониманию и сопереживанию занимает ведущее место в содержании социальной потребности детей, достиг­ших личностной формы общения»1,— подчеркивает М. И. Лисина.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребенок вступает в разного рода контакты со взрослыми людьми, содержание общения его с окружающими изменяется.

Именно общение, его содержание является одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отно­шения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворя­ет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае же несоответствия (опережение или отставание) степень привязанности ребенка к взрослому снижается[137].

Наши рекомендации