Определение функций конфликта
Вопросы к зачету по дисциплине
«Конфликтология»
1. Предмет, задачи и методы конфликтологии.
Конфликтология – отрасль социальной психологии; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.
Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.
Как отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.
Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов.
Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.
Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.
Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
2. История развития конфликтологических идей.
Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Взять, к примеру, сюжет с “яблоком раздора” и “судом Париса”; библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы; можно вспомнить русские былины.
Конфуций еще в V I в. до н. э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он наставлял, что нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы “тяжбы не велись”. Сам Конфуций обладал несомненными достоинствами, по словам его многочисленных учеников, был “ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив”. Ему были чужды, по крайней мере, четыре недостатка: “склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие”.
Древнегреческий философ Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть “отец всего и царь всего”.
Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V – I V вв. до н. э.). Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.
В условиях средневековья коллективизм означал подчинение человека феодальному государству, поглощение личности крестьянской общиной, ремесленным цехом, купеческой корпорацией, рыцарским или монашеским орденом.
Только на излете средних веков сформировался в мощную силу индивидуализм. Это нашло свое выражение в западноевропейском гуманизме.
Томас Мор, Эразм Роттердамский, Френсис Бэкон и другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.
3. Понятие и признаки конфликта.
Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus – столкновение)
В психологии под конфликтом
как правило понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов. Трудности точной дефиниции конфликта связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием конфликтов [2].www.alltransportation.ru
В связи с этим были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков конфликта:
1) биполярность (носитель противоречия)
Подразумевается наличие в любом конфликте противостоящих тенденций. Идет ли речь о внутриличностном конфликте, межличностной или о межгрупповом – в любом случае в конфликте присутствуют две инстанции, противостоящие друг другу.
2) активность, направленная на преодоление противоречия;
Эта активность называется «столкновением», «несовместимостью», «противодействием» и т.д.
3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта)
Этот признак подчеркивает «социальность» конфликта, делая его «человеческим явлением», отличая, например, от борьбы в животном мире.
Существуют многочисленные типологии конфликта, однако раскрытие их всех не является одной из задач данной работы.
Необходимо отметить, что при учете последствий конфликта (для личности, группы) выделяют три важных функции конфликта: деструктивную, конструктивную и стабилизирующую.
Деструктивная функция, предполагает, что конфликты расшатывают и разрушают установившиеся структуры, индивидуальные и групповые нормы, обесценивают ценностные ориентации, усиливают противоречия ситуации.
Конструктивные функция свидетельствует, что в конфликтах происходит перестройка, обновление структуры, овладение новыми функциями, установление новых связей, способствование жизнедеятельности личности или функционированию организации.
Стабилизирующие конфликты также приводят к позитивным результатам, только не за счет перемен, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего.
Таким образом, конфликт – это противоречие между субъектами ситуации, которые проявляют активность, чтобы преодолеть это противоречие. Конфликт не всегда деструктивен, зачастую он выполняет конструктивную и стабилизующую функцию.
Очень важную роль в конфликтной взаимодействии и исходе конфликта играют те стратегии и стиль поведения, которые избирают субъекты конфликта, в следующем параграфе остановимся подробнее на таких стратегиях.
4. Функции конфликта.
Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:
§ функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;
§ «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;
§ функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
§ функция содействия формированию социально необходимого равновесия;
§ гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
§ оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
§ оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.
Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:
§ неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
§ уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
§ абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
§ представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
§ сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
§ увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
§ смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
§ возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.
Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:
§ отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;
§ подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;
§ степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;
§ следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.
Определение функций конфликта
Ясно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение является одним из путей выхода из сложившегося тупика.
При таком подходе к оценке функций конфликта возникает проблема его моральной оценки. Преобладающая, можно сказать, обыденная оценка любых конфликтов однозначно отрицательна. В самом деле, негативную оценку вызывают бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, а в последнее время — серьезные межнациональные, территориальные, общественно-политические и прочие противостояния и противоборства. Поэтому конфликт оценивается общественным мнением в основном как явление нежелательное.
Согласно другой точке зрения, конфликт — не только неизбежное социальное явление, но и полезное. Хотя исследователи, признающие конфликт нежелательным явлением, считают его разрушителем (или нарушителем) нормально функционирующей социальной системы, но, по их мнению, конфликт завершается тогда, когда появятся (или активизируются) те силы в системе, которые вернут ее в положение баланса и стабильности. Но отсюда следует, что уже в самом конфликте заложена возможность появления институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии. Это и законодательная деятельность, и принятые процедуры для решения различных споров, и политические собрания, где конфликты решаются в «войне слов», т.е. в дебатах и дискуссиях, и рынок, где соперничающие интересы между покупателями и продавцами решаются посредством конкуренции, сделок и т.д.
Научная традиция, восходящая к Аристотелю, Т. Гоббсу, Г. Гегелю, К. Марксу, М. Веберу, вообще рассматривает конфликт не как отклонение от нормы и проходящее явление, но как постоянный и даже необходимый компонент социальных отношений. В соответствии с этой точкой зрения наличия любого дефицита в обществе достаточно, чтобы вызвать конфликт; каждый человек в любой группе пытается увеличить свою долю дефицитных ресурсов, а если это возможно, то за счет других. Когда среди искателей территорий и ресурсов происходит и борьба за лидерство, власть и престиж, конфликт окажется просто неизбежным.
По мнению Л. Козера, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению или восстановлению единства. Поэтому внутренние социальные конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально-позитивный характер. Действительно, можно сказать, что конфликт полезен, поскольку так или иначе он разрешает противоречие. Но цена может быть очень велика — разрушение или серьезное повреждение системы, а то и уничтожение одной из сторон. Объективно существующее противоречие стоит не доводить до конфликта, а устранить мирными, цивилизованными средствами. Понятно, что о полезности конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях, притом весьма условно.
Разрешение противоречий — объективная функция социального конфликта. Но она не всегда совпадает с целями участников. Если целью одной из сторон конфликта может быть устранение противоречия (причем именно вес пользу), то целью другой стороны вполне может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства сторон. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а третья сторона, провоцирующая конфликт. Поэтому функции конфликта его участники могут оценивать по-разному.
5. Структура конфликта.
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
1) объект конфликта;
2) предмет конфликта;
3) субъекты конфликта
4) социальная среда, условия конфликта;
1. Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности. Например, самый простой вариант межличностного конфликта – ссора детей в детском саду из-за игрушки. В данном случае объектом конфликта и выступает сама игрушка как материальная ценность.
2. Предмет конфликта. Не во всех учебниках и учебных пособиях по конфликтологии выделяют отдельно предмет конфликта. Однако мы полагаем, что такое выделение необходимо, так как это помогает лучше понять природу конкретного конфликта. Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Допустим, конфликтую два молодых человека из-за внимания девушки. Девушка, в данном случае, является объектом конфликта, но предметом конфликта может быть как желание каждого обладать ею, так и нежелание того, чтобы ею обладал другой. То есть объект конфликта в разных случаях может быть один и тот же, но предметы существенно различаются. Похожа на вышеприведенный пример ситуация, обрисованная в книге «Бесприданница», по мотивам которой был снят фильм, в котором герой убивает свою возлюбленную, лишь бы она не досталась другому.
Как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.
При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется, пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга.
3. Субъекты конфликта (в конфликтологической теории используются также термины оппоненты, участники конфликта, стороны конфликта) могут быть как отдельные индивиды, так и социальные группами, организации, и более масштабными социальные общности (государства, коалиции государств). Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники, которых в конфликте минимум две. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается.
Условно оппоненты могут быть разделены на три ранга. Рангом оппонента называется комплексная характеристика силовых ресурсов, с помощью которых ведется борьба. Самым слабым рангом оппонента является первый.
Оппоненты первого ранга – это отдельные личности, преследующие в конфликте свои собственные (личностные) интересы и цели, и опирающиеся на свои собственные силы и средства в конфликтном противостоянии. Чаще всего оппонентами первого ранга являются индивиды, участвующие в межличностных конфликтах. Например, в конфликте двух детей из-за игрушки в детском саду оба ребенка являются оппонентами первого ранга.
Оппоненты второго ранга – социальные группы (или личности, выступающие от их имени), имеющие в конфликте надличностные (групповые) интересы и цели. Объем силовых ресурсов оппонентов второго ранга существенно больше объема силовых ресурсов оппонентов первого ранга, так как они опираются на . групповые ресурсы в конфликтном противостоянии.
И, наконец, третий ранг оппонентов, который является самым высоким. Оппоненты третьего ранга представляют собой организации и социальные институты (или личности, выступающие от их имени). В конфликте оппоненты третьего ранга ориентируются на надгрупповые (общественные) цели и интересы и ценности. В этой связи объем силовых ресурсов оппонентов третьего ранга практически не ограничен.
Надо отметить, что ранги оппонентов не являются жестко фиксированными на протяжении всего конфликта. Например, если в конфликте студента и преподавателя студента поддержит группа, то его ранг меняется с первого на второй. Возможно и понижение ранга, причем, с использованием, в том числе и аморальных приемов (в борьбе все средства хороши). Проиллюстрируем ситуацию следующим примером. Допустим, что мы имеем организацию, в которой одна из сотрудниц систематически не выполняет свои обязанности, то есть прогуливает, опаздывает, уходит домой раньше, оправдываю свое поведение наличием детей. В конце концов, руководитель принимает решение об увольнении. Однако данная сотрудница начинает утверждать, что это – якобы месть за то, что когда-то руководитель к ней приставал, а она ему отказала. Таким образом, ранг руководителя меняется с третьего на первый. Подобная ситуация в конфликтологической теории называется подменой объекта конфликта (ложный объект).
Из вышесказанного следует, что значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика. Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками. Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников.
Кроме главных сторон конфликта, могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы». Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения. С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко не равны, о чем свидетельствуют трагические судьбы «инакомыслящих», активно выступавших против Советского государства.
4. Но, кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.
6. Классификации конфликтов.
Известны различные классификации конфликтов:
1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:
§ индивидов, между ними;
§ групп индивидов;
§ крупных систем (или подсистем);
§ деления общества на классы и слои;
§ общества в целом;
§ на региональном или глобальном уровнях.
2. В социальной психологии конфликт может быть:
§ внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);
§ межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);
§ между личностью и организацией, в которую она входит;
§ между организациями или группами одного или различного статуса.
3. Возможны и такие классификации конфликтов:
§ по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);
§ по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);
§ смешанные (в которых представлены и те и другие).
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70-80% от всех остальных.
4. Шесть типов конфликтов H. Bisno:
Тип | Определяющие характеристики |
Конфликты интересов | Характеризуются действительным переплетением интересов или обязательств. |
Вынужденные конфликты | Намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей. |
Ложно соотнесенные | Запутанные несоответствием характеристик поведения участников, содержания и причин. |
Иллюзорные конфликты | Основанные на неправильном вос-приятии или непонимании. |
Замещенные конфликты | В них антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или реальных тем. |
Экспрессивные конфликты | Характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм. |
5. Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов:
§ подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;
§ случайный или условный конфликт — в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;
§ смещенный конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;
§ неверно приписанный конфликт — либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;
§ латентный конфликт — в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется;
§ ложный конфликт — у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.
6. Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:
§ экономический конфликт — строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;
§ конфликт ценностей — формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);
§ силовой конфликт — когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.
7. Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных конфликтов, основным критерием которой является широта вовлеченных масс и степень воздействия на общество:
§ частные конфликты — в них государство или правительство не занимают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; конфликт работников с управляющими и др.);
§ гражданское неповиновение:
1. беспорядки — действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забастовки);
2. тайный сговор;
3. внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);
4. социальный контроль — действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам;
5. война.
7. Внутриличностные конфликты.
Внутриличностные конфликты - конфликты, происходящие внутри личности между ее структурами, элементами и составляющими.
В частности, это могут быть конфликты:
· конфликт разума и чувств
· между первичными детскими влечениями и требованиями общества (в психоанализеЗ.Фрейда).
· между интересами, потребностями и влечениями (в теории деятельности С.Я.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева). СмотриБорьба мотивов
· между субличностями↑ (в психосинтезеР.Ассадижиоли) или полярностями (в гештальт-терапии.
· между смыслами (в теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера) Смотри Конфликт смыслов в теории когнитивного диссонанса
Внутриличностные конфликты обычно происходят тогда, когда в душе нет порядка и хозяина, когда нет ясностей в приоритете ценностей, когда человек забыл, что такое разум и не помнит, что кроме тела и души есть еще и дух.