Игры, формирующие навыки ползания
КОШЕЧКА КРАДЕТСЯ
Цель: тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову («кошечка» крадется), затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьет). Игра проводится на коврике.
СОБАЧКА
Цель: развитие навыков простейших передвижений в горизонтальном и вертикальном положении. Укрепление мышц туловища и конечностей, умение ориентироваться в пространстве, развитие слуха.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Материал:игрушечная собачка, надувное бревно или другое небольшое препятствие.
Ход игры: Взрослый становится на четвереньки и ползает по полу, как собачка, приглашая ребенка сделать так же. Показывая игрушечную собачку, он говорит ребенку: «Ну-ка, покажи, как собачка бегает и лает».
Ребенок ползает на четвереньках, подражает лаю собак: «Гав-гав».
Ползание можно усложнить переползанием через бревно.
СОБИРАЕМ ШАРИКИ
Цель: развитие элементарных навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном положении, укрепление мышц туловища, развитие умения правильно различать цвет и форму предметов.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: цветные шарики разных цветов и размеров.
Ход игры:Взрослый высыпает на пол цветные шарики или мячики и просит ребенка собрать их, принести и положить в ящик. Чтобы усложнить игру, можно поставить перед рассыпанными шариками несколько преград (например, стульчик, скамейку), которые ребенок должен преодолеть, а затем собрать шарики. Можно попросить ребенка собрать только красные или зеленые или только маленькие шарики и т. д.
ДОРОЖКА ПРЕПЯТСТВИЙ
Цель:тренировка разносторонней координации движений, развитие навыков в ходьбе, подлезании, переступании. Тренировка самостоятельности и быстроты реакции на команды.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Ход игры: Вначале дорожки взрослый укрепляет веревку в горизонтальном положении низко над землей, затем ставит стул, низкий стол, кладет несколько больших кубиков и т. д. В конце дорожки кладут игрушку, интересную для ребенка (мячик, большую куклу и т. п.). Ребенок должен преодолеть препятствия, установленные на пути к игрушке, перелезая, подлезая, переступая через них. Если детей несколько, можно устроить соревнование.
КОТЯТА И ЩЕНЯТА
Цель:развитие навыков бега, лазания, ходьбы, умения ориентироваться впространстве, координации движений, чувства равновесия, ловкости, выдержки.
Форма проведения:групповая.
Ход игры:Играющих делят на две группы — «котят» и «щенят». «Котята» находятся около своих стульчиков, «щенята» — на другой стороне комнаты, за своими стульчиками, «в будках». По сигналу взрослого «котята» начинают бегать легко, мягко. На слова взрослого «Котята!» они произносят «Мяу!». В ответ на это «щенята» лают «Ав-ав-ав», перелезают через стульчики, на четвереньках бегут за «котятами», которые быстро влезают на свои стульчики. «Щенята» возвращаются в свои «будки».
После 2-3-х повторений дети меняются ролями. В конце игры взрослый предлагает всем пройти тихо, медленно, по-кошачьи. Контролируется осанка и смыкание губ.
Игры, развивающие чувство равновесия
ТУЧИ И ВЕТЕР
Цель:тренировка вестибулярного аппарата.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Ход игры:Ребенок сидя или стоя изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи. Потом он быстро бежит — как тучи, которые гонит по небу ветер.
КАЧЕЛИ - КАРУСЕЛИ
Цель:развитие чувства равновесия, чувства ритма.
Форма проведения:индивидуальная.
Ход игры:Взрослые поднимают ребенка, который лежит на спине, до уровня своего пояса (один держит ребенка под мышки, другой за обе ноги) и раскачивают его в выпрямленном положении — получаются своеобразные качели. Затем один, продолжая держать ребенка под мышки (другой опускает ноги малыша), кружится с ним вправо и влево, как карусель. Эту игру желательно проводить под ритмичную музыку или ритмично приговаривать:
А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели карусели?..
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели.
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
— Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?..
(К. Чуковский)
ЧЕРЕЗ РЕЧКУ
Цель: развитие равновесия, навыка хождения по ограниченной площади. Формирование правильного прикуса.
Форма проведения:индивидуальная.
Материал:длинная доска, резиновое или пластмассовое колечко (можно использовать колечко от пирамидки).
Ход игры:Взрослый кладет на пол доску — это «мостик». Ребенок встает на «мостик», открывает рот и высовывает язык, на кончик которого взрослый кладет колечко (оно не должно быть слишком маленьким). Пройдя «мостик», ребенок снимает с языка колечко и отдает его взрослому.
Сначала ребенка держат за руку, затем он идет самостоятельно.
Взрослый следит за правильностью осанки.
МАЛЕНЬКИЙ САМОЛЕТИК
Цель:развитие мышц плечевого пояса, координации движений.
Форма проведения:индивидуальная.
Ход игры:Взрослый берет ребенка под предплечья и грудную клетку и поднимает в горизонтальном положении вверх. Если ребенок боится, то вначале держится ручками за плечи взрослого, и тот поднимает его на своих напряженных руках, поддерживая туловище снизу. После того как ребенок преодолеет страх, взрослый может немного покружиться, а ребенок разводит руки в стороны и, прогнувшись в спине, изображает летящий самолет.
Игры с мячом
ВСЕ ДАЛЬШЕ И ВЫШЕ
Цель:развитие ловкости, умения ловить мяч.
Форма проведения:индивидуальная.
Материал:яркий мяч.
Ход игры:Ребенок сидит. Взрослый, отходя от ребенка, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Ребенок ловит мяч. Игру можно проводить дома и на улице.
КИДАЕМ МЯЧИКИ
Цель:приобретение навыка бросания мяча, развитие ловкости, координации движений, умения различать цвета и величину предмета.
Форма проведения:индивидуальная и групповая.
Материал:маленькие и средние мячики разных цветов.
Ход игры:На полу лежат разные мячи, ребенок и взрослый стоят рядом. Взрослый показывает, как надо кидать вдаль средние мячи обеими руками, а маленькие мячи — одной рукой (то правой, то левой).
Взрослый называет цвет и размер мячей, ребенок повторяет и кидает мячи так, как ему показывает взрослый.
КТО ПОПАДЕТ
Цель: тренировка меткости, ловкости, развитие координации движений, умения играть в мяч.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: небольшой ящик или корзина, маленькие мячики.
Ход игры: По просьбе взрослого ребенок подходит к ящику на расстояние около 50 см (взрослый показывает ребенку, где нужно остановиться). Ребенок берет у взрослого мячик и захватом сверху бросает его в ящик (корзину) попеременно то правой, то левой рукой.
БЕГИ, ЛОВИ
Цель: развитие ловкости, быстроты движений.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: мяч.
Ход игры: Взрослый с большим, красивым мячом стоит перед ребенком на расстоянии 1,5-2 м. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, взрослый отступает на несколько шагов, приговаривая: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три — беги, лови!» Ребенок бежит и старается поймать мяч, но взрослый сам ловит мяч и говорит: «Не поймал — беги обратно!» Ребенок возвращается на свое место. Игра повторяется 2-3 раза, после чего взрослый дает ребенку возможность поймать мяч. Ребенок идет по кругу, держа мяч над головой.
МЯЧ С ГОРКИ
Цель: тренировка разнообразных движений, формирование правильной осанки, развитие ловкости и быстроты.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: мяч, устойчивый стул, длинная доска.
Ход игры: Ребенок стоит лицом к взрослому, который строит «горку»: на стул он кладет одним концом доску. Ребенок подходит к «горке», скатывает с нее мяч и бежит, догоняя его. Затем приносит мяч на место, и игра начинается сначала.
МЯЧ В ВОРОТА
Цель: тренировка точности движений.
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: 6 кубиков высотой 10-20 см, рейка длиной 1,5-2 м, мяч.
Ход игры: Взрослый расставляет кубики на расстоянии друг от друга и кладет на них рейку. Получается несколько «ворот». Перед воротами на расстоянии 1,5 м от них лежит мяч. Ребенок берет мяч, катит в ворота и бежит за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится отдыхать, дожидаясь своей очереди.
КАТАЕМ МЯЧ
Цель: формирование навыка ловли и катания мяча.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: мяч.
Ход игры: Ребенок стоит, а взрослый катит мяч, говоря: «Мяч покатился». Затем идет за ним и берет в руки. Ребенок повторяет движения взрослого — катит мяч и поднимает его.
Потом взрослый катит мяч в противоположную сторону, и ребенок повторяет это движение. Взрослый контролирует правильность осанки и смыкание губ.