Концепция Н.Ф. Добрынина
Эту же мысль в 40-60-ые гг. развивает Н.Ф. Добрынин. т.е. внимание рассматривается как причина избирательности поведения. В 70-ые гг. Н.Ф. Добрынин вводит в учение о внимании понятие значимости. Первоначально Н.Ф. Добрынин определяет внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности. Под сосредоточенностью понимается углубление в данную деятельность и отвлечение от всего остального.
Позже Н.Ф. Добрынин даёт следующее определение внимания:
Внимание – направленность и сосредоточенность психичской деятельности на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную). Значимость – связь объекта с потребностями человека.
Из приведённых определений следует, что внимание представляет собой - не самостоятельный процесс, а лишь характеристику других психических процессов. Все психические функции могут быть эффективны, если объекты, на которые направлены эти функции оказываются в поле внимания.
Иная точка зрения на внимание прослеживается в работах П.Я. Гальперина. Он считает, что внимание представляет собой особый вид деятельности –. Специфика этой деятельности в том, что внимание – идеальная сокращенная и автоматизированная форма контроля. Этот контроль, по мнению П.Я. Гальперина, - форма ориентированной деятельности. В теории поэтапного формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину, выделяют следующие этапы:
1) действия в материальном плане;
2) действий в плане громкой речи;
3) действия в плане проговаривания про себя;
4) действия в умственном плане.
Процесс усвоения знаний зависит от того, какая ориентированная основа действий используется в процессе усвоения знаний. Выделяют 3 типа ориентировочной основы действий: это и есть форма контроля, как особая форма внимания.
Против сведения внимания к ориентировочной деятельности выступал Н.Ф. Добрынин. Он считал, что ориентировочная деятельность при все своей важности имеет вспомогательное значение. Ориентировочная деятельность имеет форму ориентировочного рефлекса и как только условный рефлекс образуется, ориентировочный рефлекс угасает. Деятельность перестаёт быть ориентировочной, хотя без внимания она протекать не может.
Н.Ф. Добрынин прав в том, что нельзя отождествлять внимание с ориентированной деятельностью, потому что внимание, по П.Я. Гальперину, лишь одна из форм ориентировочной деятельности – контроль. Но нельзя согласиться с Н.Ф. Добрыниным в том, что после образования условного рефлекса деятельность начинает протекать без ориентировки, т.к. внимание в форме контроля сохраняется.
Добрынин называет непроизвольное внимание вынужденным. Активность личности может выражаться и во внимании. Внимание может быть различными отличаться по степени выражаемой активности, т.е. более или менее активное и сознательное. Крайнюю степень пассивности внимания можно назвать вынужденным. Причиной такого внимания являются чрезвычайно сильные раздражители. Раздражители отрывают нас от деятельности и заставляют обратить на себя внимание. К факторам, вынуждающим внимание относятся:
- экстенсивность раздражителя (огромное пятно на стене, не яркое, но большое),
- длительность раздражителя (слабый короткий звук, повторяющийся несколько раз),
- прерывистые раздражители (то исчезает, то появляется),
- движущиеся раздражители, вызывающие больше внимания, чем неподвижные.
Во всех этих случаях речь идет об относительной силе раздражителя, слабый на фоне сильного. Причина внимания – контрастность. Вызывает внимание и прекращение действия раздражителя, того, что нам привычно и знакомо. Раздражители могут совпадать с нашими желаниями. Экстенсивные раздражители не отвлекают от деятельности, а придают ей окраску. Непроизвольное внимание определяют как вынужденное, эмоционально, привычное.
Меняется подход ряда психологов к проблеме внимания под влияние работ И.П. Павлова об ориентировочном рефлексе и ориентировочной деятельности. С этой позиции внимание рассматривается как ориентировочно-исследовательская деятельность.
В исследованиях И.П. Павлова установлено, что на всякое колебание окружающей среды животное реагирует общей реакцией, направленной на новый раздражитель. Эта реакция представляет собой определённую установку рецепторов: прислушивание, приглядывание, принюхивание. Эту реакцию И.П. Павлов назвал «ориентировочно-исследовательский рефлекс» животных (рефлекс «Что такое?»). И.П. Павлов придавал очень большое значение этой реакции, т.к. считал, что без участия ориентировочного рефлекса не могут быть образованы условные рефлексы.
В поведении животных И.П. Павлов наблюдал не только ориентировочную реакцию, но и постоянное стремление исследовать новый объект, особенно у высших животных. У человека этот рефлекс развивается дальше, «появляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создаёт науку, дающую и обеспечивающую нам высочайшую и безграничную ориентировку в окружающем мире».
В системе ориентировочно-исследовательских реакций выделяют 2 фазы:
- 1 фаза возникает при появлении нового раздражителя и представляет собой безусловную реакцию на новизну, является рефлексом биологической осторожности;
- 2 фаза – исследовательская деятельность, которая формируется как система условных рефлексов.
Е.Н. Соколов (ученик И.П. Павлова) выделяет ориентировочный рефлекс в узком смысле слова и рассматривает его как неспецифическую реакцию, настройку анализаторов при действии раздражителя, в отличие от сложного исследовательского поведения, направленного на обследование объекта.
А.Н. Леонтьев отождествляет внимание с ориентировочным рефлексом. Он считает, что внимание есть самостоятельная реакция на изменения в окружающей среде. Эта реакция служит для осведомления животного о появлении раздражителя. Эта реакция может быть кратковременной и продолжительной, в последнем случае она превращается в ориентировочно-исследовательскую деятельность. Таким образом, А.Н. Леонтьев подходит к рассмотрению внимания как к самостоятельному процессу и отождествляет его с ориентировочным рефлексом и деятельностью.
Концепция Н.Н. Ланге.
Известный русский психолог Н.Н. Ланге представитель моторной теории внимания. В своей концепции он подчёркивает особую роль движений в возникновении непроизвольного внимания. Эффект внимания состоит в том, что некоторое ощущение или идея получают особую интенсивность и ясность по сравнению с другими. Что касается ощущений, то их сила и ясность зависит от положения воспринимающего органа по отношению к внешнему раздражителю, так как движения, приспосабливающие этот орган к условиям наилучшего восприятия, усиливают ясность ощущения. Этот процесс происходит рефлекторно, и внимание, проявляющееся в особой ясности ощущений, Н.Н. Ланге назвал рефлексивным. Никакой эмоциональной окраски эта форма внимания не имеет и происходит автоматически. Пример: в области зрения – аккомодация и конвергенция; в слуховых ощущениях рефлекторный поворот головы на звук.
Н.Н. Ланге выделяет также более сложную форму непроизвольного внимания – инстинктивное. Эту форму непроизвольного внимания он также связывает с движениями, но инстинктивные движения отличаются от рефлекторных тем, что между ощущениями и движениями вставляются особые психические состояния, которые Н.Н. Ланге называл инстинктивными эмоциями или влечениями. Инстинктивные эмоции порождают ряд сложных действий или движений, целесообразных как для индивида, так и для сохранения рода. Эти движения являются врождёнными: инстинкт подражания, борьбы, игры и др. Среди этих инстинктов важное место занимает инстинкт внимания – приспособление к наилучшему восприятию каких-либо объектов, которое вызывается инстинктивными эмоциями – любопытством и удивлением. Здесь, как и в некоторых других инстинктах, впечатление вызывает своеобразную эмоцию, а эмоция имеет следствием ряд целесообразных приспособлений. Эти приспособления связаны с движениями. Приспособления происходят без осознания цели, т.е. непроизвольно. Этот инстинкт, по мнению Н.Н. Ланге, лежит в основе всякой любознательности, которая имеет подсознательный характер.
Н.Н. Ланге определял произвольное внимание как волевое. Отличие его от других форм внимания в том, что цель процесса уже заранее известна субъекту. Как и при характеристике непроизвольного внимания Ланге исходит из того, что в волевом внимании решающая роль принадлежит движению. Волевое, чувственное внимание состоит из ассимиляции реального ощущения, т.е. ощущения вызванного каким-либо объектом, с соответствующим образом воспоминания. Воспоминание, которое в акте волевого внимания ассимилируется с внешним впечатлением, должно иметь исключительную ясность и интенсивность, требующую какого-либо усилия. Волевое внимание имеет место лишь там и до тех пор, где у человека уже есть соответствующие образы-воспоминания. И у человека в связи с этим уже есть желание, цель, а цель предполагает волю. Воспоминание о каком-либо объекте состоит из двух частей, из которых одна есть воспоминание о каком-либо движении, связанном с этим объектом. Воспоминание о движении усиливает образ, делает его ясным, отчётливым и тем самым обеспечивает произвольное внимание.