Психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология)
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительного анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.
Свое название тифлопсихология получила от греческого tiphlos - "слепой" и как наука сначала включала в свое содержание лишь психологию слепых. В настоящее время предметом ее внимания являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети, имеющие амблиопию и косоглазие. Основными задачами современной тифлопсихоло-гии являются:
1) ичучение общих, свойственных также и нормально развивающемуся ребенку специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения.
2) изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительной функции:
3) выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений;
4) разработка психологических .основ эффективной коррекционно-.педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции;
5) разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в обществе.
Основоположником тифлопедагоги и обучения незрячих считается В. Гаюи (1745-1822) французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во "Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не1 только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.
Л. Брайль (1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, цифровые и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать.
Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам. В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых. Для большинства учеников обучение было платным и стоимость достаточно высока.
В 1928 году появились первые советские школьные программы для слепых. В начале 30-х годов XX века появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х годов открываются и первые школы для слабовидящих.
Классификация нарушений зрительной функции у детей. Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения. За нормальную остроту зрения, равную единице (JJH принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения 0,1; четвертой - 0,4 и т.п.
Для определения остроты зрения ниже 0,1 используется пересчет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев руки на расстоянии: 5 м соответствует остроте зрения в 0,09; 2м - 0,04; 0,5 м - 0,01; 30 см - 0,005. Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения. Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна нулю.
Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:
слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения —0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции -очков), либо сохранившие способность к светоошущению;
слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2с коррекцией очками на лучше видящем глазу. Главное отличие данной группы детей от слепых: зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
Исследование Л.И.Кирилловой контингента 13 специальных школ России показало существенное увеличение количества детей, имеющих остаточное зрение (до 90 %). В школах для незрячих лишь 3-4 % детей имеют тотальную слепоту,7 % - светоощ)щение, у 10 % визус выше 0,06.
В зависимости от временя наступления дефекта выделяют две категории детей:
слепорожденные — это дгти с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного вы падения зрительной системы;
ослепшие - дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи при осуществлении познавательной деятельности и образуют иные, опосредствованные системы связей при компенсации дефекта.
Таким образом, время наступления повреждающего воздействия является важным специфическим факт°Ром психического развития детей и взрослых с нарушением зрения.
Причины нарушений зрения. Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92 % случаев слабовидение и в 88 % случаев слепота имеют врожденный характер. Врожденные заболевания и аномалии развития "органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30% из них - наследственной природы. Отмечаются: наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока - анофтальм, микрофтальм; наследственная патология сосудистой оболочки; заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки.
Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.
Последствия нарушения зрения и способы компенсации. Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки наиболее заметно сказывается на двигательной сфере, на содержании социального опыта.
С утратой зрения возникают трудности в формировании движений, ориентировки в пространстве. Это приводит к резкому ограничению двигательных функций. Движения слепых осторожны, отсюда - слаборазвита мышечная система, что ведет к отставанию физического развития.
У слепых наблюдается повышение различных видов чувствительности. В восприятии предметов важную роль у них играют кожные ощущения. В связи с этим резко повышается тактильная чувствительность, особенно на ладонной поверхности пальцев рук, поскольку именно она принимает активное участие в актах осязания.
Как показывают исследования, пространственный порог различения первой фаланги указательного пальца правой руки у слепых почти в два раза ниже, а, следовательно, чувствительность в два раза выше, чем у нормально видящих. Такой рост чувствительности на данном участке кожи объясняется специальной практикой слепых - чтением рельефно-точечного шрифта Брай-ля, ведущую роль в котором играет именно указательный палец.
Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения.
Несколько повышена по сравнению с нормой обонятельная чувствительность, которая также развивается в процессе деятельности - ориентировке в пространстве. Установлено, что слепые значительно лучше, чем зрячие, дифференцируют запахи, точнее локализуют их источники и определяют направление распространения запахов.
Таким образом, повышение различных видов чувствительности, способность тонко дифференцировать внешние воздействия в значительной мере компенсируют отсутствие зрения в процессе пространственной и социальной ориентации.
Нарушения функции зрения неизбежно отражается и на представлениях^ т.к. того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении. Формирование представлений об окружающем мире у слепых и слабовидящих детей происходит на основе осязательного последовательного обследования предметов. Поэтому восприятие предметов замедленное. Следовательно запас представлений ограничен и искажен. Представления фрагментарны, схематичны. В образе объекта часто отсутствуют многие существенные детали. В результате образ лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Выпадение из сферы восприятия слепых многих существенных свойств и признаков предметов препятствует образованию общих представлений, поэтому представления слепых детей характеризуются низким уровнем обобщенности.
Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся упражнения на дифференциацию — различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.
Внимание слепых подчиняется тем же закономерностям, что и нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития, т.к. внимание не связано с каким-либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, а формируется в деятельности. Отмечается повышенная способность слепых управлять своим вниманием, концентрировать его, расширение объема внимания в связи с необходимостью одновременно учитывать многочисленные характеристики предмета,
получаемые от разных анализаторов. Однако по этой же причине внимание характеризуется быстрой истошаемостью и снижением продуктивности Сила и однообразие слуховых раздражителей быстро утомляют слепых и ведут к рассеиванию внимания. Развитию внимания при дефектах зрения способствует активное включение ребенка в деятельность, в результате чего подсознательно формируется установка на внимание.
Дефекты в сфере чувственного познания в той или иной степени отражаются на всех мыслительных операциях. Нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления. Выделение слепыми несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.
В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями. Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.
Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение.
Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения. Коррекционная работа направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.
Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.
Основная проблема, имеющая большое значение для воспитания незрячего ребенка, - отношение родителей к его дефекту. Переоценка нарушения зрения приводит к излишней опеке, искусственно изолирует ребенка от общества, приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе как зрячих, так и незрячих людей.
И, наоборот, недооценка нарушения зрения, опирающаяся на неоправданный оптимизм (все пути для тебя открыты), игнорирование дефекта зрения в подростковом возрасте может привести незрячего к глубокой психической травме, когда слепой подросток осознает ограниченность выбора профессии, своих возможностей.
Таким образом, как чрезмерная опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания могут сформировать у ребенка с нарушенным зрением отрицательные черты характера: моральные (эгоцентричность, отсутствие долга, товарищества), волевые (нерешительность, отсутствие самостоятельности, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость), интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувств нового). Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.