Выделим две основные концепции социального конфликта

"Концепция позитивно-функционального конфликта" (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Ю. Гальтунг и др.) является собственно социологической. В ней конфликт рассматривается как проблема общения и взаимодействия. Его социальная роль - стабилизация. Но устойчивость общества зависит от количества существующих в нем конфликтных отношении и типов связей между ними.

В концепции конфликта как "социальной болезни" Т. Парсонс первым сказал о конфликте как патологии, определил следующие основы стабильности: удовлетворение потребностей, социальный контроль, совпадение социальных мотиваций с общественными установками.Э. Мэйо выдвинул - идею "мира в промышленности", охарактеризовав конфликт как "опасную социальную болезнь", выступающую антитезой сотрудничеству и равновесию.

.

Современные социальные теории конфликтов отмечают не только негативную но и позитивную роль конфликтов, утверждая, что только там где есть конфликт поведение является осознанным и рациональным, т. е есть процесс развития.

В рамках теории социальной работы конфликт может рассматриваться на нескольких уровнях:

Конфликт как фундаментальная социологическая теория, позволяющая выявить положительные и отрицательные функции конфликта.

Конфликт как теория среднего уровня - теории конфликта позволят анализировать реальные и скрытые социальные противоречия.

Конфликт как сумма технология профилактики и управления конфликтов.

Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недостаточные для всех материальные блага; борьба, в которой целями состоящих в конфликте сторон является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника.

Аспекты социологического диагноза конфликта.Прежде всего, это истоки конфликта (не причины, а то, с чего начинается); затем биография конфликта (его история, корни, фон, на котором он прогрессирует, кризисы, поворотные точки); стороны (субъекты) конфликта, в зависимости от которых определяется уровень социальной сложности какого-либо конфликта; позиция и отношения сторон, формальные и неформальные зависимости, роли, личные отношения; исходное отношение к конфликту (надежды и ожидания сторон).

Можно выделить восемь основных признаков конфликта. · Наличие как минимум двух сторон. (индивиды, классы, группы, культуры и др.) · Наличие дефицита - источников или места. Успех одной стороны означает поражение другой.· Действия сторон направлены на достижение несовместимых целей, ценностей. Власть является важнейшим аспектом - победившая сторона её получает.· Конфликт лежит в основе общественных процессов.· Конфликт имеет временную тенденцию.· Конфликтные отношения способствуют изменению социальных норм.

Типология и функции социального конфликтаСубъекты конфликта

Субъектами (носителями) конфликта являются крупные социальные группы. Но обычно в конфликтах сталкиваются не большие группы, а их представители в виде политических социальных движений, групп давления, партий, части госаппарата, парламентских фракций.

Типология конфликтов

Конфликты могут быть экономические, политические, идеологические, трудовые, бытовые, культурные, этнические, межнациональные и др.

По источникам конфликтов выделяют:

Конфликт ценностей - различные цели и ценности в жизни.

Конфликт интересов - различные цели деятельности, когда для достижения цели необходимо ущемить интересы другого.

Ресурсный конфликт - когда цели совпадают а ресурсы ограничены.

Статусно-ролевой - конфликт идентификации. Индивид отождествляет себя с ролями. Конфликт "кто главнее". Роли могут нарушаться обоими сторонами.

По сферам распространения в социологии выделяют конфликты экономические, политические, социально - этнические, религиозные, духовно - идеологические.

Конфликты горизонтальные, возникающие внутри социальных и политических структур, и вертикальные - между руководящими структурами и подчинёнными.

Функции социального конфликта.

 
Позитивные: Негативные  
Информационно-сигнальная - сигнализирует о напряженности, потребности в преобразованиях. Разрушение, уничтожение отдельных элементов системы либо субъекта.  
Объединяющая - сплочение группы. Негативное воздействие на психику - стресс, социальная пассивность.  
Оптимизация межличностных отношений. Деформация взаимоотношений между субъектами, системами.  
Стабилизация и интеграция групповых отношений Истощение жизненных и духовных ресурсов.  
Инновационная - обновление системы, развитие, прогресс.    
Социализация - источник развития личности.    
     

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии его развития: 1 - предконфликтная;2 - конфликтная;3 - разрешение конфликта;4 - постконфликтная.

Гендерные и возрастные различия как фактор возникновения конфликтов.

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

В обществе существует три основных поколения: молодое, зрелое и старшее поколение. Иногда, говоря о конфликте между поколениями, выделяют группу отцов и детей, внуков и отцов и т. д. В этом случае конфликт поколений переносится с макроуровня на микроуровень (отдельную семью). Семейные отношения представляют собой модель конфликта поколений, на ее примере транслируются все противоречия поколений, которые существуют в обществе. Валидные эмпирические исследования в социологии и конфликтологии семейных взаимоотношений некоторого числа семей позволяют переносить полученные результаты на структуру всего общества и характеризуют конфликт поколений макроуровня.
На разном этапе развития общества можно выделить наиболее конфликтное поколение или группу, провоцирующую конфликты. Также определяется наиболее уважаемое и бесконфликтное поколение. Каждое поколение характеризуется определенным духовным обликом, мировоззрением, ценностными ориентациями, интересами, социально-психологическими свойствами, статусным положением в обществе. У каждого поколения есть отличающая его специфика.
Общество XX в.характеризовалось конфликтностью молодежи. Так как именно на протяжении этого времени доминирующую роль в организации и поддержании перемен в обществе играет молодежная культура. Причем молодежная культура не мейнстримного движения, а ее различные субкультуры. Особенно во второй половине XX в.появляется много субкультурных движений, активно борющихся и выступающих за интересы молодежи: хипстеры, битники, моды, скинхэды, хиппи.
Культура общества делится на основании доминанты того или иного поколения на несколько культур (типология предложена Г. Мидом):
1) префигуративная – зрелое поколение «учится» у молодого поколения;
2) кофигуративная – обмен и обучение среди равных по возрасту, у своего поколения;
3) постфигуративная – значимым является опыт старших и взрослых, молодое поколение черпает знания у более старшего.
Конфликт поколений может не развиваться по тем стадиям, которые выделяют в других конфликтах, так как имеет свою специфику: более длителен по временному масштабу, интенсивность конфликта спадает на какомлибо этапе или затухает совсем. Как правило, в обществе все поколения мирно сосуществуют, но когда происходит ущемление принципиальных интересов того или иного поколения, конфликт обостряется.
Например, экономическое и законодательное ущемление прав молодежи в начале XX в. воФранциипривело к многочисленным демонстрациям, пикетированию зданий правительства и порче имущества образовательных учреждений.

ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ

Гендерный конфликт– столкновение интересов или целей в области восприятия гендерных ценностей, ролей и гендерных отношений.
Гендерные конфликты могут быть:
– внутриличностными; – межличностными;– межгрупповыми.
Общество проецирует и ожидает от мужчин и женщин особого поведения, наделяет их специфическими и отличающимися друг от друга характеристиками. Если индивидуальные типы характера не совпадают с общественными ожиданиями, у личности, испытывающей негативные чувства и эмоции по этому поводу, может возникнуть гендерный внутриличностный конфликт. В случае персонифицирования стандартных ожиданий и их проекции от конкретного человека может развиться межличностный конфликт. Например, стандартные ожидания трудового коллектива от руководителя-женщины или руководителямужчины. Коллектив приписывает руководителю черты, присущие, на их взгляд, его полу. Отсутствие этих черт вызывает негативную реакцию, и иногда конфликт выражается в открытой форме.
Межгрупповой характер носят гендерные конфликты, разворачивающиеся в борьбе общественных движений и организаций за права женщин. Женское движение, начавшее свою историю с конца XVIII в., нацелено на удовлетворение интересов различных социальных слоев женщин, добивается корректировки в политике государств в сторону создания гендерного равенства в обществе.
Специфика гендерного конфликта выражается:
– в биологической направленности (дифференциация полов, различные природные функции и биологическая система в целом);
– психологической составляющей (различия в информационных моделях психики мужчины и женщины и индивидуальные различия всех людей вообще);
– социальной направленности (объективные социальные функции и положение в обществе мужчин и женщин вызывают столкновения).
Во второй половине XX в. произошли значительные изменения гендерных ценностей и ожиданий. Мужская монополия в общественной жизни постепенно трансформировалась. Движения женщин, модели занятости (например, Постфордистская модель) запустили многие социальные процессы, благодаря которым сейчас женщины занимают властные посты, служат в армии, участвуют в ранее недоступных спортивных соревнованиях и многих других закрытых до этого сферах общественной жизни.
Статус и роли мужчин и женщин постоянно видоизменяются, порождая столкновение интересов, гендерную дискриминацию. Во многих социальных институтах (школа, семья) гендерное неравенство продолжается долгое время. Многие из них не выражены остро, но не разрешаются никогда, так как глубинные противоречия сосредоточены в стереотипах, которые меняются очень медленно.

Гендерные различия.

Связанные с полом модели поведения часто является причиной конфликтов на базе взаимного непонимания, расхождения интересов, ценностей и подходов к разрешению возникающих проблем. (г.- социально ожидаемые модели поведения).
По поводу гендерных особенностей поведения и их роли в общении между муж­чинами и женщинами существует столько мифов, предрассудков и стереотипов, сколько нет, наверное, ни в какой другой области человеческих взаимоотношений, Иногда можно услышать даже такие крайние (причем выстраданные) мнения, что «мужчины и женщины — с разных планет», или что «мужчины вообще не люди».
Можно выделить вполне типичные разли­чия, порождающие конфликты между представителями различ­ных полов что яв­ляется в этих различиях главным — природные или социальные факторы.
Согласно концепции В. А. Геодакяна, дифференциация полов есть средство, с помощью которого природа обеспечивает выжи­ваемость биологических систем. Система делится на две части: одна (мужской пол) должна обеспечивать изменчивость генофон­да, необходимую для эволюции системы и ее приспособления к изменениям внешней среды, другая (женский пол) — сохранение

Поэтому мужская часть популяции отличается от женской большим разнообразием по любому параметру, большей степенью отклонений от средних величин (так, среди мужчин больше вели­канов и карликов, чем среди женщин). «Мужчина — это глина, женщина — это мрамор». На мужских особях природа экспери­ментирует. Результаты экспериментов могут быть удачными или нет, а то, что оказывается полезным, закрепляется в организме самок. Поскольку именно они должны самое лучшее передать по­томству, природа снабжает их повышенной степенью надежнос­ти и выживаемости. У человека это проявляется как на физичес­ком, так и на психологическом уровне.

Женщина должна выполнить сложную программу вынашива­ния и рождения потомства, поэтому ее организм более устойчив и обладает большей сопротивляемостью неблагоприятным воздей­ствиям. У новорожденной девочки при наличии каких-то нару­шений гораздо больше шансов выжить, чем у мальчика. Как бы учитывая это, природа обеспечивает рождение 105 мальчиков на 100 девочек, но данное соотношение радикально меняется с возрастом, причем чем дальше, тем больше в сторону уменьшения числа мужчин в сравнении с числом женщин. Женщины живут дольше, меньше подвержены серьезным заболеваниям (физичес­ким и психическим), в тяжелой форме такие заболевания гораздо чаще встречаются у мужчин. 50 тысяч американцев перешагну­ли 100-летний рубеж; 48 тысяч из них — женщины.
Стабильность женского организма проявляется на уровне физиологических функций — например, в том, что у женщин более постоянен состав желудочного сока, чем у мужчин. Истинных (физиологически, гор­монально обусловленных) представителей сексуальных меньшинств среди мужчин 5 на тысячу, а среди женщин — 3 на тысячу.
На психологическом уровне свойственная женщинам стабильность выражается в том, что в сравнении с мужчинами им свойственны более выраженная консервативность, терпение, способность к вы­полнению монотонной работы.
Большое значение в формировании гендерного поведения жен­щины имеет то, что она должна быть способна уловить нюансы благополучия и неблагополучия маленького ребенка. Как пока­зывают исследования, для психического здоровья будущего взрос­лого чрезвычайно важно, чтобы мать обеспечила ему в раннем детстве безусловную любовь Мужчины чаще находятся на крайних полюсах, а женщины тяготеют к средней выраженности различных свойств. Напри­мер, в качестве одного из ответов на извечный вопрос о том, кто умнее, можно привести данные исследований: среди мужчин больше как гениев, высокоодаренных, так и умственно отсталых. Женщины находятся в средней зоне, и различия между ними не столь значимы.
К. Юнг в своей «аналитической психологии» выдвигает идею о существовании «анимы» — подсознательной женской части в мужской психике и, соответственно, «анимуса» — подсознатель­ной мужской составляющей в психике женщины. В период влюб­ленности у нас происходит отождествление объекта привязанно­сти с этим подсознательным образомНесоответствие гендерного поведения ожиданиям, которые связаны с культурными нормами выполнения гендерной роли, не­сомненно, также порождает рост напряжения и конфликтности во взаимодействии между людьми.

Очень часто конфликты между мужчинами и женщинами воз­никают из-за разного прочитывания посланий друг другу, тем бо­лее, что женщины менее склонны говорить напрямую, особенно о своих желаниях.

Обмен мимолетными чувствами, деталями информации для женщины — средство и свидетельство достижения близости. Муж­чины считают это мелочностью и не любят вдаваться в «незначи­мые » детали. Попытка женщин расспрашивать мужчин о дета­лях происшедшего с ними или рассказать о своих впечатлениях нередко кончается конфликтом.


Возрастные особенности также нередко создают почву для воз­никновения конфликтных ситуаций при взаимодействиях как внутри, так и между разными возрастными группами.

Прежде всего, существуют возрастные периоды, которые мож­но непосредственно назвать «конфликтными». Склонность к конфликтному поведению является в такие периоды нормальной со­ставляющей развития личности.

Это относится, например, к этапам детства, на которых проис­ходит становление личности ребенка и достижение им определен­ной автономности от взрослых воспитателей1

Осложненный радикальной физической пе­рестройкой организма, которая сопровождается повышенной раз­дражительностью, дисморфофобией (комплексом внешней неприв­лекательности, уродства) и болезненно ранимым самолюбием, этот период может доставлять и самому подростку, и окружающим не­мало хлопот.

Существуют и другие критические возрастные периоды: 30, 40.

Люди в возрасте около шестидесяти лет нередко порождают и переживают проблемные ситуации, связанные с блокированием их важнейшей потребности в передаче их жизненного опыта. Эта древнейшая потребность, игравшая ранее важную историческую роль в сохранении и развитии культуры, сейчас часто вступает в противоречие со стремительностью перемен в обществе, в силу которых опыт стариков во многом утрачивает свою значимость, не говоря уже о богатейших возможностях получения более об­ширного опыта из других источников

Наши рекомендации