Тема 6. Техника психологического консультирования
Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования. Понятие о технике и технических приемах психологического консультирования. Связь техники психологического консультирования с его этапами и процедурами. Универсальная и специальная техника психологического консультирования.
Встреча клиента в психологической консультации. Место и приемы встречи клиента в психологической консультации. Препровождение клиента к месту проведения консультации. Действия лиц, которые во время встречи клиента находятся в психологической консультации. Внешний вид (одежда) психолога-консультанта.
Начало беседы с клиентом. Первые слова психолога-консультанта, адресованные клиенту. Личное знакомство психолога-консультанта с клиентом. Вопросы, с которыми психолог-консультант обращается к клиенту в начале беседы с ним. Приемы, помогающие психологу-консультанту снять излишнюю напряженность у клиента в начале разговора с ним. Общая подготовка психолога-консультанта к началу разговора с клиентом. Формы речевого этикета, которые полезно знать и уметь применять психологу-консультанту в начале беседы с клиентом (приветствие, приглашение, обращение с вопросами, знакомство, выражение радости от встречи, удовольствия от беседы). Приемы, с помощью которых можно успокоить клиента с начале разговора с ним.
Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди. Приемы психологической вербальной поддержки клиента. Действия психолога-консультанта в том случае, если он не вполне согласен с тем, что говорит и делает клиент. Поведение психолога-консультанта, когда сам клиент выражает недовольство тем, как организована и проводится консультация, и он настаивает на обсуждении этих вопросов с психологом-консультантом. Действия психолога-консультанта в том случае, если ему есть что возразить клиенту на стадии исповеди. Прием «зеркализация», его суть и условия правильного применения. Прием «перифраза»: где, как и когда его целесообразно использовать. Прием «обобщение»: в каких случаях психологического консультирования к нему разумно обращаться. Прием «эмоциональная поддержка клиента»: в чем он выражается и когда применяется. Что означает прием «использование консультантом языка клиента». Когда и как этот прием применяется во время консультации.
Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента. Обдумывание психологом-консультантом своих выводов о проблеме клиента и о путях ее решения по окончании исповеди клиента. Необходимость перерыва между исповедью клиента и ее интерпретацией. Недопустимость противоречий в тех фактах, из которых могут следовать определенные выводы психолога-консультанта о проблеме клиента. Понятие односторонней интерпретации исповеди клиента, ошибки, к которым приводит односторонняя интерпретация исповеди. Необходимость комплексного теоретического подхода психолога-консультанта к психологической интерпретации фактов, сообщенных ему клиентом на стадии исповеди.
Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций. Правила, которых психологу-консультанту следует придерживаться, предлагая клиенту свои выводы и практические рекомендации. Необходимость выработки нескольких различных рекомендаций клиенту по решению его проблемы. Индивидуальные особенности клиента, важность их учета при формулировании практических советов и рекомендаций. Проведение психодиагностики личности клиента через наблюдение за ним в ходе консультирования. Оценка личности клиента по выражениям его лица. Возможные внешние признаки невротической личности. Роль забывчивости, оговорок, описок и других непроизвольных речевых ошибок в психодиагностике личности клиента. Речь клиента как прямое отражение его психического состояния и отношения к людям. Предварительная оценка психологом-консультантом всех достоинств и недостатков предлагаемых клиенту практических рекомендаций. Сообщение об этом клиенту в тот момент, когда он принимает самостоятельное решение. Окончательный выбор клиентом из предложенных консультантом советов и рекомендаций наиболее приемлемых для него. Необходимость обеспечения клиента средствами эффективного самоконтроля действий, направленных на выполнение полученных рекомендаций. Представление психологом-консультантом клиенту дополнительных, корректировочных советов и рекомендаций после того, как клиент приступил к практическому решению своей проблемы. Способы определения психологом-консультантом того, что клиент все верно понял и собирается правильно действовать, выполняя полученные рекомендации.
Техника завершающего этапа консультирования и практика общения психолога-консультанта с клиентом после окончания консультации. Выработка психологом-консультантом совместно с клиентом плана и программы выполнения полученных рекомендаций. Обеспечение обратной связи психолога-консультанта с клиентом при реализации клиентом полученных рекомендаций. Поведение психолога-консультанта на завершающем этапе психологического консультирования. Формы речевого этикета при расставании психолога-консультанта с клиентом. Необходимость продолжения общения консультанта с клиентом после завершения консультации. Организация, выработка и реализация плана такого общения.
Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения. Понятие о технических ошибках в психологическом консультировании. Основные виды технических ошибок, допускаемых в процессе консультирования. Ошибки, связанные с неверным умозаключением психолога-консультанта о проблеме клиента. Ошибки, касающиеся неточных рекомендаций, даваемых психологом-консультантом клиенту по решению его проблемы. Ошибки, обусловленные неправильными действиями самого клиента при выполнении им рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Правила проведения психологического консультирования, предупреждающие и устраняющие технические ошибки.