Возможности и параметры диагностики психологической культуры

Показатели оптимального уровня психологической культуры выпускника средней школы.

1. Осознание различий научной, житейской (обыденной) психологии, специфики психологического познания, его средств и методов, роли психологии в жизни человека и общества, отличий психологии от пограничных областей знаний о человеке.

2. Освоение эмпирических и теоретических понятий, представлений из различных отраслей психологии, имеющих наибольшее значение для дальнейшей личной и общественной жизни (независимо от специфики профессиональной деятельности).

3. Познание себя, своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей, необходимых для выбора профессии, самосовершенствования, самореализации, построения эффективных и удовлетворяющих личность межличностных отношений.

4. Понимание необходимости учитывать внутренние состояния, переживания, индивидуальные особенности в общении, взаимоотношениях, поведении, умение занимать определенную психологическую позицию в различных ситуациях.

5. Освоение «номенклатуры» средств и способов познавательной деятельности, общения, анализа различных ситуаций, самоорганизации.

6. Готовность к самообразовательной деятельности, в том числе в области человекознания, самоопределению, самосовершенствованию.

7. Овладение базисными коммуникативными умениями (около 50), среди которых умение вступать в контакт, слушать другого, обратиться с просьбой, оказать и принять сочувствие, поддержку, анализировать мотивы поведения другого человека и свои собственные, благодарить, прощаться, извиняться.

8. Преобладание позиции на равных в общении, готовность к сотрудничеству, совместной деятельности.

9. Свободное самовыражение, самопредъявление, отсутствие скованности и закомплексованности (умение выражать свои чувства и мысли).

10. Выработка идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, стремлений, принципов, в основе которых лежат гуманистические общечеловеческие ценности.

11. Интерес к внутреннему миру человека и своему собственному, бережное и щадящее отношение к индивидуальности и уникальности каждого человека.

12. Сформированность стремлений поддерживать хорошую физическую и психическую форму, развивать нравственные качества.

13. Принятие ответственности за свои действия, свой выбор, вера в свои силы и возможность контролировать события собственной жизни, преобладание внутренней локализации контроля.

14. Самоидентификация согласно полу и возрасту во времени и пространстве социума и культуры.

15. Сформированность познавательных, профессиональных интересов и готовности к выбору профессии на основе учета необходимых объективных и субъективных условий.

16. Благополучная, близкая к адекватной самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение.

17. Развитие собственного видения и способа решения проблем, не копируя слепо чужой опыт, поиск новых форм и способов поведения, общения и др.

Методика Мотковой О.И., Огневой Т.А. применяется для изучения культурно-психологических стремлений и соответствующего поведения (собственно психологической культуры) учащихся 2–7 классов средней школы.

Психологическая культура (Мотковой О.И.) – это технология организации и осуществления стремлений человека, связанных, в основном, с самоопределением и саморегуляцией поведения в различных жизненных сферах. Методика позволяет определить выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений учащихся, составляют общий фактор «Психологическая культура личности»:

1) самопонимание и самопознание;

2) конструктивность общения с другими людьми;

3) хорошая саморегуляция;

4) наличие творчества;

5) самоорганизованность;

6) гармонизирующее саморазвитие.

Методика состоит из 18 вопросов, при ответах на которые от учащихся требуется оценить по пятибалльной шкале реальное проявление признаков психологической культуры в своем поведении и (или) силу своих стремлений к ней.

Содержание подхода к структуре психологической культуры Л.С. Колмогоровой

Л. С. Колмогорова рассматриваеткультуру как: а) система специфически человеческих видов деятельности, б) совокупность духовных ценностей, в) процесс самореализации творческой сущности человека. В результате она выделила следующие составляющие психологической культуры личности:

1) психологическая грамотность,

2) психологическая компетентность,

3) ценностно-смысловой компонент,

4) рефлексия,

5) культуротворчество.

Все эти компоненты, по убеждению Колмогоровой, могут быть основой для выделения параметров диагностики, а также служить ориентирами, определяющими цели, задачи, содержание и эффективность образовательной деятельности в области повышения психологической культуры.

Психологическая грамотность представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т.д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми и т.д.

По Е.А. Климову, психологическая грамотность есть минимально необходимый уровень развития психологической культуры.

Психологическая компетентность - это включенность приобретенных психологических знаний в жизненную практику. Главное отличие психологической грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности - совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д.

Рефлексия-отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Сознательное отношение личности к своей жизни, к себе в настоящем, прошлом и будущем является одним из показателей психологической культуры личности.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Творческое начало присуще культуроосвоению уже в дошкольном возрасте. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.

Наши рекомендации