Комментарий: Синдром отличника
Я уже вскользь упоминал о синдроме отличника. Теперь же этот комментарий пишу в основном для профессионалов. Здесь без терминологии не обойтись. Непрофессионалы могут эту статью пропустить или воспользоваться глоссарием. Но я здесь упускаю статистику. Думаю, что профессионалы не будут в претензии, а я уже не претендую на признание. Для меня это факт. Пишу в форме статьи. Кому будет неинтересно из-за некоторого количества терминов, можете пропустить.
Актуальность проблемы. 20-летнее изучение проблемы неврозов показало, что среди пациентов этого профиля образовательный, культурный и интеллектуальный уровень выше общей популяции и выше, чем у лиц, достигших успехов в своей жизни и занимающих довольно высокое социальное положение. Установлено, что среди аспирантов вузов число отличников достигает не более 10 процентов, тогда как практически каждый вуз имеет возможность укомплектовать аспирантуры лицами, окончившими институт с отличием. Наш опыт лечения неврозов показал, что при успешном лечении отличники-неудачники, несмотря на, казалось бы, поздний возраст, довольно быстро достигали высокого статуса не только в плане здоровья, но и в своем социокультурном окружении, обходя тех, кто сумел благодаря психологической тренированности обойти их в молодости. При этом у них раскрывались такие способности, о которых они и не мечтали.
Получается парадоксальная ситуация, при которой люди с высоким интеллектом вместо того, чтобы приносить пользу обществу и себе, страдают неврозами и психосоматическими заболеваниями и испытывают душевные муки из-за того, что не смогли состояться как личности.
Все это предопределило цели и задачи исследования, которые сводились не только к разработке методов лечения больных неврозами и психосоматическими заболеваниями, но и к выяснению причин, приводящих к развитию синдрома отличника. Наиболее полно были изучены больные неврозами. Для их обследования использовался клинический, биографический и экспериментально - психологический методы. Они же получали разработанное нами комплексное леченые, которое включало в себя воздействие на психопатологический синдром, личностно - ориентированные методы психотерапии, воздействие на соматовегетативную симптоматику и выведение из стрессового состояния. Подробности этого подхода изложены в многочисленных моих публикациях. На этом я подробно останавливаться не буду.
Материалы и методы исследования. В данном сообщении будут изложены результаты обследования группы риска и работы с ними. Обследовались отличники учебы, окончившие школу с медалью, и выпускники вузов, окончившие институт с отличием, или, как они сами любят говорить при каждом удобном и неудобном случае, «с красным дипломом».
Методы исследования: биографический метод, примером которого является данная книга. Исследовались также темперамент, структура характера (социоген), эмоциональность, интеллект и другие психологические характеристики. В процессе работы с личностями — носителями синдрома отличника эти обследования повторялись. Кроме того, изучалось изменение качества жизни, социальное положение и пр.
Методы лечения были в основном направлены на коррекцию личностного комплекса. При необходимости назначались малые транквилизаторы (успокаивающие средства). Кроме того, все они обучились аутогенной тренировке и некоторым способам самокоррекции. Большинство лечилось амбулаторно и вне рамок лечебного учреждения (на занятиях клуба KPOCC), не очень подозревая, что их лечат. Они обучались методике самокоррекции, умению общаться один на один (психологическое айкидо). Большинство из них обучалось также управленческим приемам. Некоторые посещали циклы психологии публичного выступления.
Всего было обследовано и скоррегировано 47 человек. Далее для изучения стойкости эффекта велось катамнестическое наблюдение в течение 5—10 лет.
Анализ полученного материала показал, что все страдающие синдромом отличника воспитывались в условиях повышенной моральной ответственности, что привело к формированию нестабильного личностного комплекса, примером которого может быть личность Вечного Принца. Реже, встречалось оранжерейное воспитание. Они в детстве подают большие надежды, но потом их, как правило, не оправдывают.
Общие признаки. Структура личности: способности выше средних, темперамент — чаще меланхолики, реже холерики, почти никогда флегматики или сангвиники. Структура характера: раболепствующие тираны, высокомерные, гадкие утята, реже снобы, Пациенты отличались высоким интеллектом и положительными социальными установками, часто гиперсоциальными. В эмоциях — большой удельный вес тревоги. Тревожность довольно часто становилась чертой характера. При дальнейшем развитии тревожность переходила в страхи, и трусость становилась чертой характера. Эта трусость — не обычная, а психологическая. Они боятся выглядеть несостоятельными в глазах социального окружения. Компенсаторным моментом является такая черта, как перфекционизм — стремление делать все в совершенстве, что приводит к лишней трате сил при выполнении обычных заданий. В результате развивается повышенная утомляемость, падает работоспособность. Постепенно эмоциональный фон проявляется общей подавленностью, затем глухой тоской, выраженность которой постоянно повышается. Дело часто заканчивается ощущением бесцельности, бессмысленности и бесполезности своего существования, чувством одиночества, психологической раздвоенности. За профессиональной психологической или психотерапевтической помощью обращаются поздно, ибо болезнь дебютирует психосоматическими симптомами, и их можно видеть на приме врачей практически любой специальности.
Среди этих заболевший чаще всего встречаются сердечно-сосудистые расстройства, от колебаний, артериального давления до инфарктов миокарда и кровоизлияний в мозг.
Могут наблюдаться также перебои сердечных сокращений. Терапевты ставят им разные диагнозы, но чаще всего нейро-циркуляторная дистония.
На втором месте стоят ощущения, исходящие из желудочно-кишечного тракта. Тогда ставятся диагнозы хронического гастрита или колита, дискинезия желчных путей и пр. Врачи это знают, читателей-непрофессионалов не хочу переутомлять медицинской терминологией. Встречаются и такие болезни, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
Беспокойства со стороны дыхательной системы проявляются затруднениями вдоха, покашливаниями, лающим сухим кашлем, спазмами и пр. В медицинской документации можно прочесть следующие диагнозы: хронический трахеит, хронический бронхит. Иногда имеется такой диагноз, как бронхиальная астма.
Посещения уролога заканчиваются формированием таких диагнозов, как хронически простатит, хронический цистит и пр.
Больных с синдромом отличника можно встретить на приеме у невропатолога, эндокринолога.
Женщины с синдромом отличника часто посещают гинеколога.
Несложный анализ показывает, что эти ощущения носят характер психологической защиты. Частые позывы на мочеиспускание позволяют не встречаться с противоположным полом, гинекологические болезни позволяют избегать сексуальных контактов с нелюбимым мужем, а язвенная болезнь становится хорошим приемом ухаживаний за своей женой, которая давно охладела к своему мужу. Но тем не менее вынуждена готовить мужу диетическое питание и уделять ему внимание (жалость вместо секса). Нарушения мозгового кровообращения позволяют несколько месяцев не выходить на нелюбимую работу, где имеют место конфликтные отношения, а тяжелое соматическое заболевание становится мощным психологическим лекарством, которое объясняет и оправдывает несбывшиеся ожидания и мечты. «Если б я не заболел...» Тогда свою несостоятельность можно списать на обстоятельства. Когда пациенты обучались правильно себя вести и решать свои проблемы, то и все симптомы проходили и даже болезни.
Кроме того, кроме соматической патологии развивается и психопатологическая симптоматика, которая коррелирует со структурой личностного комплекса. Особенностью психопатологической симптоматики является их 100 %-ная обратимость при коррекции личностного комплекса, обилие симптомов в эмоциональной сфере; никогда эта симптоматика не переходит в психоз; никогда не развивается слабоумие.
Чаще всего встречается навязчивость, нередко в форме всевозможных страхов. Отличники полностью понимают нелепость этих страхов, но ничего не могут с этим поделать. Страхи могут быть самыми разнообразными. Всего их описано около 400. Но чаще всего встречаются страхи заболеть тяжелым заболеванием. Прибавьте к болезни слово «фобия» («страх» по латыни) и вы получите название страха. Туберкулофобия - страх заболеть туберкулезом, сифилофобия — навязчивый страх заболеть сифилисом. Сейчас начинает встречаться СПИДофобия. Может быть, со страху мы моральными станем. Отличники часто боятся открытых пространств, замкнутых помещений, высоты и т. п. Не называю всё это медицинскими терминами, чтобы не разбух глоссарий. Но самый большой бич отличников — это «социофобия». Навязчивый страх выступлений в обществе, контактов с начальником, любимым человеком. Если все эти расстройства длятся достаточно долго, то отличники становятся депрессивными, тоскливыми.
В общем, депрессия становится королевой отрицательных эмоций. Все расстройства идут оттуда.
Паранойяльные расстройства проявляются возникновением сверхценных идей, пунктиком вокруг которых крутится вся жизнь больного. То он борется за справедливость, то мстит за обиду, то судится по мелочам. Лучше было бы забросить все это и начать что-то новое.
Реже отличники обрастают истерической симптоматикой. Здесь все может наблюдаться, ибо истерия — великая симулянтка.
Ну а венчает всю симптоматику депрессия. Польза ее заключается в том, что отличник начинает думать о себе, перестает суетиться. Это сберегает силы. В состоянии депрессии ему можно растолковать, что источником всех его бед метется он сам. Когда отличник в депрессии, его легче всего лечить. Иногда я сам довожу его до депрессии: лучше соображает.
Так разбазаривается наш золотой генетический фонд. Отличник не может не творить. Если он не сотворит чего-нибудь, он сотворит такую болезнь, в которой не смогут разобраться лучшие представители пашей медицины. Но все болезни рушатся, как только отличник начинает заниматься собою, растет и творит.
Что делать, ума не приложу. Я неоднократно выступал на всевозможных совещаниях, где предлагал возиться не с двоечниками. Не требовать от отличников отличной учебы, а собирать их вместе. Предлагал я и многое другое. Конечно, ничего добиться я не мог.