Общее понятие личности. Психологическая структура личности

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Прежде всего попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и

общения».

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Проблемой личности занимаются психологи, социологи, экономисты, педагоги, юристы, медики, медицинские психологи и многие другие специалисты. Однако этот вопрос остается довольно актуальным, и сфера изучения личности значительно расширяется в различных научных отраслях и производстве. В медицинской психологии личность изучается как элемент

природной и социальной системы, но с той лишь особенностью, что здесь речь идет, прежде всего, о личности больного человека.

Одной из зарубежных теорий является психоморфологический локализационизм (Клейст, Кречмер и др.). Свойства личности связываются с конституциональными личности особенностями в строении тела. Э. Кречмер выделяет три разновидности характера: шизотимический (сдержан, необщителен, прямолинеен, раздражителен и пр.), циклотимический (реалистичен, общителен, человеколюбив, любознателен и пр.), эпилептический (гневно-злобен, вязко-мелочен и др.). По мнению Э. Кречмера, лицам пикнического телосложения соответствует циклотимический характер, астенического телосложения — шизотимический, а лицам атлетического и диспластического телосложения — эпилептический.

Большое распространение имеет психоаналитическое направление. Сторонники этого направления утверждают, что личность представляет собой проявление борьбы бессознательного (инстинктивного, главным образом сексуального, влечения) с сознательным. Человеком, по Фрейду,

управляют влечения: влечение к жизни (половое) и влечение к смерти и разрушению. По мнению фрейдистов, современная цивилизация препятствует проявлению инстинктов. Соответственно этому влечения вытесняются в подсознательную область, что и может проявиться в виде невроза. Учитывая относительное постоянство и непрерывность ≪процессов вытеснения≫ в психике любого человека, фрейдисты приходят к заключению о том, что каждый человек в какой-то степени систематически

страдает неврозом. Несостоятельность по многим позициям психоанализа

способствовала появлению неофрейдизма — направления в западной психологии и психопатологии, представители которого отрицают решающую роль инстинктов в психологических проявлениях; определяющее значение они придают культурной обусловленности личности.

Согласно трактовке экзистенциалистов, всякий человек живет в созданном его психикой определенном ≪эскизе≫ мира, имеет свою собственную концепцию его. Всякий человек открывает для себя именно тот горизонт, то ≪окно≫, которые наиболее приспособлены к природе его личности. Люди как бы смотрят на мир через ≪отверстие в их сознании≫, каждый через свое собственное. Экзистенциалисты анализируют не объективные свойства психики как отражение реальной действительности (времени, пространства и др.), а спонтанно возникающие индивидуально-

психологические особенности личности, оторванные и противопоставляемые объективному миру.

Концепция единства духа и личности легла в основу философии и психологии персонализма, представитель — В. Штерн. Персоналисты считают личность ≪индивидуальной≫ субстанцией, нейтральной не только к физической, но и психической сущности человека. ≪Ядро личности ≫ окружено ≪сферами≫ темперамента, характера, способностей. Персоналисты отвергают причинное материалистическое и историческое понимание личности.

Можно привести несколько определений личности:

1. Индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

2. Системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения, формирующееся в совместной деятельности и общении.

3. Личность —особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общении.

Структура личности по К.К. Платонову:

I. Подструктура направленности. Объединяет отношения и моральные черты личности, направленность личности, то есть потребности, интересы, идеалы, убеждения. В формах направленности личности проявляется воспитание,

отношения и моральные качества.

II. Подструктура социального опыта. Включает в себя знания, навыки, умения, а также привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

III. Психологическая подструктура —подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни.

IV. Биологически обусловленная подструктура. Объединяет типологические свойства личности, темперамент, тип нервной системы, конституция тела, половые и возрастные особенности, ее патологические изменения, которые

взначительной степени зависят от физиологических и морфологических

особенностей мозга.

Через деятельность личность выступает как единое целое, а сознание служит ей как бы инструментом деятельности. Психологи знают, что в политической, как и в любой другой, деятельности определяющим стержнем является цель. Есть четкая цель — есть и конкретная деятельность, нет цели —неизбежна суета и имитация дела. Многие годы всякая инициатива снизу не получала поддержки, не могла реализоваться. И сегодня остаются актуальными проблемы убеждения и веры, интереса к созидательному,

производительному труду, лидерства и др.

Наши рекомендации