Десять правил психолога-профконсультанта

1. Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного района.

, 2. Во время профконсультации обязательно иметь показания и противопоказания к профессиям, различные методики диаг­ностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру.

3. Во время профконсультации развивать самооценку и ука­
зывать на положительные качества личности, помогать в разви­
тии объективного самоопределения.

4. Все рекомендации давать тактично, консультацию прово­
дить в доверительной обстановке. Необходимо направлять уси­
лия личности с учетом условий и требований общества.

5. Психолог должен быть убежден, что каждый школьник
является личностью, обладающей индивидуальными интереса­
ми, способностями, особенностями характера, которые необ­
ходимо использовать в реализации потенциальных возможно­
стей ученика.

6. Психолог может задавать вопросы, обобщая и системати­
зируя ответы на них; дает советы, неся ответственность за их
последствия.

7. Психолог делает выводы на основе комплексного изуче­
ния личности оптанта (данных наблюдений, биографии, исто­
рии событий, ответов на вопросы анкет, медицинского диагно­
за, результатов психодиагностики).

8. При консультировании необходимо учитывать в большей
степени последние данные о личности, чем предыдущие.

9. Консультант должен всесторонне и исчерпывающе прово­
дить необходимые эксперименты, помогать школьнику понять
свои недостатки, отрицательные черты характера и в довери­
тельной форме указывать возможности их устранения.

10. Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоци­
ональную сферы школьника, должен постоянно учитывать его
психологическое состояние. Его цель — понять собеседника и
быть понятым им.

КАРТА ПЕРВИЧНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИ­ЧЕСКОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

Дата
Класс

Фамилия, имя, отчество
Возраст Школа

/. Состояние здоровья: а) здоров, б) функциональное откло­нение, в) хроническое заболевание. Заключение подросткового врача. //. Информированность о мире профессий:

а) полная

б) недостаточная

в) отсутствует

///. Наличие профессионального плана:

профессия________

учебное заведение__

IV. Сформированность профессионального плана:

а) сформирован

б) частично сформирован

в) не сформирован

V. Осознанность выбора профессии:

VI. Ведущие мотивы:

VII. Сведения из «Анкеты оптанта»:
любимые занятия ____ ______

предпочитаемые профессии
опыт работы____________

успешность обучения по дисциплинам:
естественным точным______ ,

гуманитарным_______ труду_________

а) ярко выражены (в какой области деятельности?)



б) не выражены

VIII. Интересы и склонности ДДО: П—Т—Ч—3-Х -- карта
интересов: 1-2-3-4-5-6-7-8-9—10—11-12-13 - 14- 15-
16—17-18—19-20—21—22-23-24—25-26—27—28--29.

IX. Коммуникативные и организаторские склонности:
К - 1, 2, 3, 4, 5;

О- 1,2,3,4,5.

X. Выраженность профессиональных интересов и склонностей.

XI. Особенности поведения:

XII. Заключение профконсультанта:

а) оптант не нуждается в углубленной профконсультации
(профплан обоснован, профплан сформирован в процессе кон­
сультации)___________

б) оптант нуждается в углубленной профконсультации ___

Рекомендации профконсультанта: область деятельности, про­фессия

Пути профессионализации___________________________

Запасной вариант профессионального выбора

Домашнее задание__________________

Противопоказанные сферы деятельности

Психолог-консультант:

(подпись)

В углубленной профконсультации необходим анализ инди­видуальных особенностей каждого ученика. Результатом обоб­щения всех характеристик является индивидуальная психоло­гическая карта. Приведем конкретный пример такой карты.

Ф.И.О. Гурьев Андрей Васильевич

Школа № 28 г. Северодвинска

Класс V «Б»

Возраст 10 лет

Здоровье: отклонений нет, 1-я группа, здоров

Нейродинам ика

Сила нервной системы (теипинг-тест) = 46 — среднеслабый тип нервно]'! системы для правой и левой руки.

Исследование перцептивно-мыслительной деятельности

1. Внимание:

а) корректурная проба (кольца Э. Ландольта):
А (точность) - 11 (9 — 11 ср.)

Е (продуктивность) = 4

Данные свидетельствуют о средней точности и низкой про­дуктивности;

б) объем внимания (таблица Ф.Д. Горбова):
А = 282 сыр. - 7 шк. ед.— низкий уровень;

в) концентрация внимания.

А = 13 сыр. = 7 шк. ед.— низкий уровень концентрации внимания;

г) избирательность внимания (тест X. Мюнстенрберга):
А-34 сыр.-5 шк. ед.- низкая концентрация внимания.
Данные исследования свойств внимания свидетельствуют в

целом о низком его уровне.

2. Образное мышление (исключение лишнего слова):

А = 25 сыр. = 8 шк. оц.— низкий уровень образного мыш­ления.

3. Память образная (предъявление фигур):

А = 20 сыр. = 5 шк.— низкий уровень образной памяти.

Данные исследования памяти, мышления и внимания сви­детельствуют о низком уровне перцептивно-мыслительной дея­тельности.

Личностные особенности

1. Опросник Айзенка:
Э-14, Н-6, Л-4.

Экстраверт, эмоционально-стабильный,

2, КОС К = 0,7, О = 0,65 — высокий уровень коммуникатив­
ных склонностей, а организаторских — ниже среднего.

природа техника

3 ДДО Е.А.Климова:

человек знак худ. образ



11. Р. В Овчарова



-е. Гуманитарные Вывод: поверхностные интересы, отсутствие отрицательных и положительных выборов в 7 сферах деятельности из 19 пред­ложенных свидетельствуют о недостаточном уровне осведом­ленности учащегося о мире профессий, а большинство поло­жительных выборов (транспорт, журналистика, право, астроно­мия) и явное отрицание сферы обслуживания свидетельствуют о влиянии возрастных и половых различий. Данные анкеты ученика: Андрей в будущем мечтает стать крановщиком, как и его отец. Любимые предметы — труд и физкультура. Нелюбимый предмет — русский язык. В свободное время предпочитает чтение художественной ли­тературы, "-.{тает все подряд, без разбора. Сегагы и кружки не посещает. Успешность обучения (средний балл)
-р^ Естественные
LU Мате мати чес кие
L/> Н •а S i

+ отношение
    математика
  - астрономия
  ю биология
    медицина
    сельское х- во
-   лесное х- во
- NJ журналистика
    искусство
-   география
  ~ обществ, п.
  ю право
  KJ транспорт
    педагогика
    рабочие спец.
-   обслуживание
    строительство
К)   легкая нром,
  - техника
    эл.техника

<? ч а

s s тз

а я ч s а Ь] И у ^ т?' С^ 2 g os f3 8 g ё I -• Г ------------------------------------------------------------ i » ^-
CD ТЗ   >— J i i > Q l^
О О 4> CD О -1 N о 3. ч И Р 1 р
^ С s S J=° о р я Ч X ч я
гп о i 7s I II Ja Р а CD J3 CD <<
о 0" о О (^ to - ё 3 р о а лове Sa о о я о
Е о ч § II тз CD Ja « | а о о
    О i—1 CD i о  
о х а a p О) X ч тз
Р   i^ "Ъ>- а ti " s
  :_! s CD 3 » CD о я о о
  а о ь -^ tr- . n •с о •9- сстве га Т! о р a a Q
  s *5 CD а   О
      о   я  
    ч С а Е S
    о о S: "S
    я CD О i о о\ тз CD я о
      я fo о CD
    О о » a О
    ТЗ   CD w
      о     сз


ITf

с> Р

— и

4- ^ Р

I -f CD

I -J

О в) J1

CD 2 'И 1

Г * В

•£ * ко

2 к 5с a

х v тз

' Я О g

Е с S

~" р р

a 5 х

S a "

7ч а. -,_.

ё

р р ^

ч о я

g 2 s

й 8 |

•1 Ч *

р а I тз я
а •с о

1^5


  D II i п оз > fa II II il a nj о\ Е Н + о :а ы л a a s я Р CD К CD О CD 0" а а ч -к , со у} 5* tj Р Ш >— I CD >< £ aC3CDXCD>r3C_ 1 £ о | 9 $ S 1 '-' Хч ^ ш ^ СС CJ1 s» ,3 етчЗ £ И о о .£ тз — о р ;J w тз н°оо;~йрс п ^ ° g ^ ' и • Можно пок шение личное- ем родителей i ний о професс Р ^"ct 3 §| |Т^ §рс^1 w Z -1 > Sc х * -а от « ^Я8^ р о "9- 2 3
  о li x n 75 ,— >-1 ,— Г1 О Г" i> 3 К S р "®" о S CD  
щее большинство п сдержанны, облада чень непоказательнс туемых спокойств» ков характерна з\ ность). эттелу следующие: )бщительность высо] орошо развитые уме (моциональная стаб( нчила музыкальную >в при музее изобра: in театра, живописи южественный образ> 1ческий тип (А ~ 10 нна С. хочет работат «Карта интересов» !ать на примере одн 1ых характеристик с учителей. Необходи; их. тно здоров. Плохо и сионалъный план н; армированы. НапраЕ льных интересов и с р о о о тз s Sc и>
одростков нетерпеливы, не-1ют завышенной самооцен- ie для данной группы испы-ie, благодушие. Подавляю- кая. твенные способности, шьность (хотя для подрост-моциональная нестабнль- школу, занимается в труп-зительных искусств, много . Ее выбор на 100% опреде ->. Показатель по тесту Гол-'). ь в области искусства, быть показывает, что выбор не ой из испытуемых соотно-будущим професс иональ- мо также расширение зна- [Нформирован о мире про-а данный период имеется, шение работы -- формиро-;клонностей с привлечени- балл школьной успеваемо-  
                     

S

S

l

0

Х

I s

s о

o?"

о 5 3 ° =

7* Н -_р Cd S 111

чй е о

^ Q ?>

» в С

Е *< ^

| 3 И

о ь

о О а

» от х

о а

о Ьз о

3 Т"

G = 5------- коллективист, любит внимание к себе, любит

совместную деятельность.

Кроме того, по фактору Q4 = 12+ мы видим высокую стара­тельность, стремление к достижению цели.

В данном случае личностные характеристики прекрасно со­относятся с пониманием своего места в жизни,

Владислав В. свой выбор конкретно не назвал, сформулиро­вал его так: «в области науки». Испытуемый очень нелегко по­шел на разговор, но был чрезвычайно удивлен точностью дан­ных по тесту Кэттела. После этого он сказал, что хотел бы ра­ботать в области прикладной математики, как он сам говорит, быть «кабинетным работником».

По Голланду — это яркий интеллектуальный тип - - 13. Такой же высокий интеллектуальный показатель по Кэттелу (8 +). В то же время фактор А (общительность -- замкну­тость) = 2 —. Показатели С (эмоциональная стабильность — нестабильность), D (фактор темперамента) — в пределах сред­них данных. Фактор Т7 (озабоченность — беспечность) отри­цательный, что говорит о серьезности, рассудительности, вы­соком самоконтроле. По отрицательному фактору У (сензи-тивность) — это человек независимый, жесткий, самоуве­ренный, реалистичный. Очень высокий фактор (>(коллекти­визм — индивидуализм) говорит о нестандартности внутрен­него мира, разумности, осторожности. Высокий показатель по фактору G (самодостаточность -- приверженность груп­пе) — такой человек независим, самостоятелен, может само­стоятельно принимать важные решения. С этим показателем коррелирует показатель по фактору Q3 (высокий — низкий контроль «Я») — не считается с общественным мнением, кон­фликтен, поступает как хочет. В то же время положительный показатель по фактору Q4 (расслабленность — высокое рабо­чее напряжение) дает информацию о высокой старательно­сти, стремлении в достижении цели, энергичности, некото­рой раздражительности.

В данном случае личный выбор подростка также очень гар­монично сочетается с психическими особенностями личности. Таким образом, профессиональное консультирование учащих­ся требует от психолога глубокого знания професснограмм (ка­кие квалификационные требования существуют н каждой про­фессии) и психограмм (какие психофизиологические качества необходимы человеку для овладения той или иной профессией).

Задача формирования или коррекции профплана учащегося дол­жна решаться совместными усилиями самого подростка, педа­гогов, родителей и школьного психолога с учетом сильных и слабых сторон его личности.

Наши рекомендации