Дифференциальная психометрика
Термин «дифференциальная психометрика» обозначает науку о
дифференциально-психологических измерениях. Дифференциальная пси-
хометрика отличается от общей психометрики.
Общая психометрика имеет дело с задачами измерения психологиче-
ских характеристик стимула, в частности, моделирует общепсихологиче-
ские функциональные зависимости между свойствами стимулов и свой-
ствами субъективных реакций. В психофизике речь идет об установлении
соответствий между физическими характеристиками стимулов и субъек-
тивными характеристиками ощущений (сенсорная психофизика), в соци-
ально-психологических измерениях устанавливается соответствие между
рядами социальных объектов» (например, разные виды рекламируемых
товаров) и определенными психическими реакциями (например, на конти-
нууме от «очень нравится» до «очень не нравится» и т.п.).
В дифференциальной психометрике числовые значения (ранги, кате-
гориальные шкальные значения) приписываются не стимулам, а индиви-
дам. Дифференциальная психометрика имеет дело с индивидуальными
различиями между людьми в качественном и количественном составе пси-
хических свойств, какими являются способности, мотивы, поведенческие
черты, установки, оценки и самооценки, некоторые когнитивные функции
(память, внимание и т.п.) и т.п.
По отношению к психодиагностике и дифференциальной психологии
психометрика выступает в качестве технолого-методической дисциплины:
она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измери-
тельные психодиагностические методы, обосновывает процедуры их раз-
работки и применения. Психометрика разрабатывает математические мо-
дели для методов психологического измерения. Она определяет формаль-
ные требования для экспериментальной проверки психометрических
свойств (валидности, надежности и др.) разнообразных методов психоло-
гических, в том числе психодиагностических, измерений.
Современные методы психодиагностики условно можно разде-
лить на две категории:
1) стандартизированные, измерительные методы. Это объективные
тесты и стандартизированные самоотчеты – опросники. 2) Экспертные,
или методы понимания (так называемые «клинические» методы). Это про-
ективные и диалоговые методы.
В основе первой категории методов лежит соблюдение достаточно
строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти методы обеспе-
чивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероятной точностью,
этот диагноз оказывается более надежным по отношению к группе испы-
туемых, чем по отношению к отдельным испытуемым.
Экспертные методы в большей степени основаны на профессиональ-
ном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Эти мето-
ды оказываются незаменимыми везде, где не разработаны (или неизвест-
ны) стандартизированные процедуры. Они часто оказываются более эф-
фективными по отношению к психическим явлениям, плохо поддающимся
объективации (субъективные переживания, личностные смыслы, глубин-
ные слои опыта), по отношению к чрезвычайно изменчивым явлениям, для
которых трудно создать фиксированную операциональную модель (дина-
мика идей, состояний, настроений, многоплановых отношений в группе).
Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются бо-
лее надежным средством в случае индивидуальной диагностики.
Достоинства измерительных методов – объективный характер проце-
дур, возможность перепроверки – обеспечивается не автоматически, а бла-
годаря выполнению психометрических требований – требований репрезен-
тативности, надежности, валидности (включая достоверность). Если эти
требования не выполнены, то использование тестов ничуть не менее про-
извольная процедура, чем стихийное «вчувствование» эксперта в испы-
туемого.
Знание психометрики дает психологу необходимую критичность в
понимании ограниченности методик, в понимании тех допущений, кото-
рые сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, теста, опрос-
ника, системы заданий и т.п.
Специфика психодиагностической процедуры заключается в том, что
человек активен в процессе заполнения теста и может применять такую
тактику, которую психодиагност при разработке методики вовсе не преду-
сматривал.
Диапазон «срабатывания» теста довольно узок и фактически сводится
к той популяции, на которой происходила эмпирика-статистическая разра-
ботка теста, обеспечивающего его надежность, валидность, репрезентатив-
ность тестовых норм.
Для корректного применения теста на новой популяции или в новых
целях (от целей зависит установка испытуемых в ситуации тестирования)
психолог должен провести серию предварительных психометрических
экспериментов, направленных на перепроверку надежности, валидности и
репрезентативности теста в новых условиях.
Перенесение теста с одной популяции на другую без проверки как
минимум однородности распределения тестовых баллов (устойчивости
тестовых норм) может приводить к серьезным диагностическим ошибкам
или к непроизводительным затратам на бесполезную психодиагностику. К
немалым ошибкам может приводить попытка прогноза по результатам тес-
та, не проверенного на прогностическую валидность, – в этом случае пси-
холог должен ограничиться лишь текущим диагнозом.
Строгое следование требованиям психометрики особенно необходимо
при переносе тестов, разработанных за рубежом. В условиях недостаточ-
ной разработанности отечественных методик многие психологи склонны
рассматривать в качестве готовых зарубежные методики, тогда как реаль-
ные языковые и социокультурные различия бывают столь сильны, что
полная эмпирическая адаптация зарубежной методики по своему объему
не уступает разработке оригинальной методики. Для того чтобы убедиться,
в пригодности того или иного зарубежного теста, психолог должен уметь
повторить процедуру, с помощью которой конструировался и обосновы-
вался этот тест его авторами.
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использова-
ны для практических целей, они должны пройти проверку по ряду фор-
мальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность.
Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе рабо-
ты над тестами и над их совершенствованием. В результате появилась воз-
можность оградить психологию от всевозможных безграмотных подделок,
претендующих на то, чтобы называться диагностическими методиками.
К числу основных критериев оценки психодиагностических методик
относят надежность, валидность и репрезентативность.
Надежность
Характеристика методики, отражающая точность психодиагностиче-
ских измерений и устойчивость результатов теста к действию посторонних
случайных факторов. Надежность говорит о воспроизводимости результа-
тов теста при повторных исследованиях на одних и тех же испытуемых.
Таким образом, можно сказать, что надежность методики позволяет судить
о том, насколько внушают доверие полученные результаты.
Результаты психологического исследования обычно подвержены
влиянию большого количества неучитываемых факторов (эмоциональное
состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характери-
стик; физические факторы: освещенность, температура и другие особенно-
сти помещения, где проводится исследование; уровень мотивированности
испытуемых на обследование; влияние личности экспериментатора). Лю-
бое изменение ситуации исследования усиливает влияние одних и ослаб-
ляет воздействие других факторов на результат теста.
Общий разброс (дисперсия) результатов тестового обследования
можно, таким образом, представить как результат влияния двух групп
причин: изменчивости, присущей самому измеряемому свойству, и факто-
ров нестабильности измерительной процедуры.
В самом широком смысле надежность теста – это характеристика то-
го, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым ре-
зультатам являются отражением действительных различий в измеряемых
свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.
В более узком смысле, связанном с непосредственными методами оп-
ределения характеристик надежности, под этой группой показателей по-
нимают степень согласованности результатов теста, получаемых при пер-
вичном и повторном его применении, по отношению к тем же испытуемым
в различные моменты времени, с использованием разных (но сопостави-
мых по характеру) наборов тестовых заданий или при других измерениях
условий обследования.
Распределение оценок испытуемых при выполнении теста, измеряю-
щего одно качество, в идеальном случае совпадает с нормальным распре-
делением, и дисперсия при этом будет «истинной» (т.е. отражающей ва-
риативность только измеряемого признака). Каждый испытуемый занимает
определенное место по оценкам теста, и теоретически это место для каж-
дого члена выборки постоянно. В рассматриваемом случае повторное вы-
полнение теста теми же лицами должно давать распределение мест на
шкале оценок, идентичное первому. Тогда методика как измерительный
инструмент точна и максимально надежна.
(Нормальное распределение – вид теоретического распределения пе-
ременных. Наблюдается при измерении признака (переменной) под влия-
нием множества относительно независимых факторов. Крайние значения в
нем встречаются достаточно редко; значения, близкие к средней величине
– достаточно часто).
Если отойти от идеального случая, то реальные оценки и ранговые
места испытуемых при повторном обследовании изменяются, и их распре-
деление в той или иной степени отличается от исходного. При этом дис-
персия нового распределения выше исходного на величину дисперсии
ошибки измерения. (Ошибка измерения – это статистический показатель,
характеризующий степень точности отдельных измерений). Надежность
теста тесно связана с ошибкой измерения, которая указывает на вероятные
пределы колебаний измеряемой величины под воздействием случайных
постоянных факторов.
На практике в большинстве применяемых методик редко удается по-
лучить значение коэффициентов надежности превышающие 0,7-0,8. Мето-
дика признается надежной, когда полученный коэффициент не ниже +0,75
– +0,85. Лучшие по надежности тесты дают коэффициенты порядка +0,90 и
более. (Коэффициент корреляции – нормированный количественный по-
казатель, изменяющийся в пределах от -1,00 до +1,00 и оценивающий силу
и направление связи между двумя переменными. Отсутствие связи выра-
жается величинами, близкими к нулю.)
На практике используют три основных метода оценки надежности тес-
тов: повторное тестирование, параллельное тестирование и расщепление.
1. Повторное тестирование или Ретестовая надежность – характеристи-
ка надежности психодиагностической методики путем повторного обследо-
вания испытуемых с помощью одного и того же теста, через временной ин-
тервал. Надежность в этом случае вычисляется по соответствию результатов
первого и второго обследований или по сохранению ранговых мест испы-
туемых в выборке при ретесте. Коэффициент надежности соответствует ко-
эффициенту корреляции между результатами таких обследований.
2. Параллельное тестирование или Надежность параллельных форм –
характеристика надежности с помощью взаимозаменяемых форм теста.
При этом одни и те же испытуемые в выборке определения надежно-
сти обследуются вначале с использованием основного набора заданий, а
затем с применением аналогичных дополнительных. Коэффициент надеж-
ности может быть определен и другим способом, а именно: испытуемые
делятся на примерно равные группы, затем одной из них предлагается
форма А теста, другой форма Б. Через определенное время (обычно не бо-
лее недели) проводится повторное тестирование, но в обратном порядке.
Такая процедура обследования лишена значительной части недостат-
ков способа по типу надежности ретестовой. Недостатки ретестовой на-
дежности: формирование навыка работы у испытуемого, запоминание от-
дельных решений. Надежность параллельных форм: этих недостатков нет;
возможно только усвоение принципа решения, – сокращение временного
интервала, но – подходит не для всех тестовых заданий.
Основным показателем здесь является коэффициент корреляции меж-
ду результатами первичного и повторного обследований, который оцени-
вает как временную стабильность теста (собственно надежность) так и
степень соответствия результатов обеих форм теста.
3. Расщепление или Надежность частей теста – характеристики на-
дежности путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупно-
стей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста.
Выполнение испытуемым заданий двух равноценных частей теста.
Например: четные и нечетные (если задания в тесте ранжированы по сте-
пени субъективной трудности).
Внутренняя согласованность (консистентность) – вид надежности тес-
та – гомогенность набора пунктов теста, т.е. степень, в которой конкрет-
ные пункты оценивают один и тот же конструкт, насколько они измеряют
одну и ту же переменную. Одни из видов оценки внутренней согласован-
ности является надежность, определяемая расщеплением.
Валидность
Главная проблема теории тестов заключается в том, как по изме-
ренным результатам определить истинные результаты.
Для характеристики способности теста измерять действительный уро-
вень психического свойства или качества используют понятие валидности
(англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу).
Валидность теста показывает в какой мере он измеряет то качество, для
оценки которого он предназначен. Соответствие теста измеряемому психи-
ческому свойству. Если высокая надежность теста говорит о том, что тест
действительно «что-то» измеряет, то высокая валидность указывает на то,
что тест измеряет именно то, что мы хотим. Инвалидные, т.е. не обладаю-
щие валидностью, тесты не пригодны для практического использования.
Валидность меньше или равна Надежности. Валидность не может
превышать надежность теста.
Валидность является комплексной характеристикой, включающая,
с одной стороны, сведения о том, пригодная ли методика для измерения
того, для чего она была создана, а, с другой стороны, какова ее действен-
ность, эффективность. В современной психометрии разработаны десятки
разнообразных теоретических и экспериментальных методов проверки ва-
лидности тестов.
Проверка валидности методики называется валидизацией -
психометрическое исследование, направленное на определение валидности
теста или другого измерительного инструмента. Кроссвалидизация – про-
цедура дополнительной проверки валидности теста или результатов иссле-
дования посредством применения теста на новой выборке или проведения
исследования с другими группами испытуемых, а также с применением
других методов регистрации зависимых переменных.
Основным элементом практически всех этих методов является так
называемый «критерий». Критерий валидности – это независимый от тес-
та, внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом
психическом свойстве. Мы не можем судить о валидности теста до тех
пор, пока не сравним его результаты с источником истинной (или хотя бы
заведомо валидной) информации об измеряемом свойстве – с критерием.
В качестве критерия валидности, используемых при валидизации тес-
та, на практике обычно используют: объективные социально-
демографические и биографические данные (стаж, образование, профес-
сия, прием и увольнение с работы); показатели успеваемости, чаще всего
являющиеся критериальной мерой тестов способностей к обучению, дос-
тижений в отдельных дисциплинах, тестов интеллекта; производственные
показатели эффективности выполнения отдельных видов профессиональ-
ной деятельности, имеющие наибольшее значение при валидизации мето-
дик, используемых в профотборе и профориентации; результаты реальной
деятельности (рисование, моделирование, музыка, составление рассказа и
т.д.) при испытании тестов общих и специальных способностей, личност-
ных тестов; врачебный диагноз или другие заключения специалистов;
контрольные испытания знаний и умений; данные других методик и тес-
тов, валидность которых считается установленной.
Виды валидности
Критериальная валидность – это комплекс характеристик, вклю-
чающий текущую и прогностическую валидность методики и отражающий
соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев изме-
ряемой способности.
Текущая валидность отражает способность теста различать испытуе-
мых по изучаемому признаку, являющегося объектом исследования в дан-
ной методике. В качестве таких признаков могут выступать уровни общих
способностей, уровни притязаний, вербальный интеллект, тревожность и
т.д. Анализ текущей валидности имеет отношение к установлению соот-
ветствия показателей теста к реальному состоянию психологических осо-
бенностей испытуемого в данный момент обследования.
Сведения, характеризующие степень обоснованности и статистиче-
ской надежности развития исследуемой психологической особенности в
будущем, составляет прогностическую валидность методики. Заключение
об этом типе валидности может быть получено, например, путем сравне-
ния тестовых оценок в одной и той же группе испытуемых спустя опреде-
ленное время. Основой прогностической валидности является определение
того, насколько важен исследуемый признак с точки зрения деятельности
испытуемого в будущем с учетом закономерно изменяющихся обстоя-
тельств, перехода на другой уровень развития.
Идея критериальной валидности заключается в определении способ-
ности теста служить индикатором или предсказателем строго определен-
ной психической особенности или формы поведения человека. Для изме-
рения этого свойства теста вычисляется коэффициент корреляции тестово-
го результата с внешним критерием.
Конкурентная валидность – разновидность критериальной валидно-
сти, оценивающей, насколько точно результаты измерения некоторой пе-
ременной, полученные с помощью данного теста, соответствуют общепри-
нятому показателю этой переменной, измеряющемуся практически одно-
временно с применением данного теста в некоей нормативной выборке.
Например, конкурентная валидность нового теста интеллекта оценивается
посредством сравнения с другими авторитетными тестами; конкурентная
валидность сокращенного личностного опросника оценивается посредст-
вом сравнения с результатами, полученными с помощью полной формы
данного опросника.
С критериальной связана эмпирическая валидность – совокупность
характеристик валидности теста, полученных сравнительно статистиче-
ским способом оценивания. Проводится корреляционный или регрессион-
ный анализ связи двух рядов значений – оценок теста и показателей по
внешнему параметру изучаемого свойства (или результатов другого теста,
валидность которого известна). Корреляционный анализ позволяет вы-
явить степень сходства между экспериментальными показателями. Регрес-
сионный анализ позволяет осуществить прогнозирование динамики разви-
тия какого-либо фактора или признака.
Итак, критериальная валидность оценивает индивидуальную диагно-
стичность и прогностичность теста.
Содержательная валидность (логическая) характеризует степень
репрезентативности (показательности) содержания заданий теста измеряе-
мой области психических свойств. Содержательная валидность означает,
что тест является валидным по мнению специалистов. Задания теста оце-
ниваются экспертами по принципу их близости к реальным требованиям.
Эксперты выносят суждение о том, охватывает ли тест репрезентативную
выборку конкретных навыков и знаний исследуемой области обучения.
Широкое использование экспертных оценок сближает содержатель-
ную валидность с процедурой определения критериальной и эмпирической
валидности. Однако существенным различием между содержательной и
критериальной валидностью является то, что экспертные оценки при ана-
лизе содержания являются критерием самого теста, в то время как при
критериальной валидизации они относятся к испытуемым из выборки
стандартизации. В эмпирической валидности используются статистиче-
ские методы, в содержательной – качественная процедура получения ин-
формации описательными методами.
Конструктная валидность (концептуальная) – способность ре-
зультатов теста репрезентировать исследуемое качество. Степень обосно-
ванности теории, положенной в основу создания данного теста.
Она устанавливается путем доказательства правильности теоретиче-
ских концепций, положенных в основу теста. Обращение к концептуаль-
ной валидности необходимо в тех случаях, когда результаты тестовых из-
мерений используются не просто для предсказания поведения, а как основа
выводов о том, в какой степени испытуемые обладают некоторой опреде-
ленной психологической характеристикой. Причем измеряемая психологи-
ческая характеристика не может быть отождествлена с какой-либо наблю-
даемой особенностью поведения, а представляет собой теоретическую
концепцию. Примерами таких концепций являются интеллект, черты лич-
ности, мотивы, установки и т.д. Конструктивная валидность требует по-
степенного накопления информации об изменчивости оценок. Фиксируют-
ся и анализируются данные, проливающие свет на отдельные черты и при-
роду изучаемого явления, а также условия, воздействующие на его разви-
тие и проявление.
Важнейшим аспектом концептуальной валидности является внутрен-
няя согласованность, отражающая то, насколько определенные пункты
(т.е. задания, вопросы), составляющие материал теста, подчинены основ-
ному направлению теста как целого, ориентированы на изучение одного и
того же явления. Одним из компонентов концептуальной валидности явля-
ется валидность по возрастной дифференциации. Она связана с возрастной
динамикой исследуемого качества.
Особое место в процедуре определения конструктивной валидности
занимает факторный анализ, позволяющий строго статистически проана-
лизировать структуру связей показателей исследуемого теста с другими
известными и латентными (скрытыми) факторами, выявить общие и спе-
цифические для группы сопоставляемых тестов факторы, степень их пред-
ставленности в результатах, т.е. определить факторный состав и фактор-
ные нагрузки результата теста (факторная валидность).
Факторный анализ – комплекс аналитических методов, позволяющий
выявить скрытые признаки, а также причины их возникновения и внутрен-
ние закономерности их взаимосвязи. Позволяет найти совокупность фак-
торов, наиболее значимых для данных конкретных экспериментальных ус-
ловий, а также внутренние закономерности их взаимосвязи.
Важное значение имеют данные не только о высокой корреляции
теста с некоторыми другими переменными, с которыми он теоретически
должен коррелировать. Существенно также, чтобы тест не был тесно связан
с теми параметрами, с которыми он не должен коррелировать. В соответст-
вии с этим различают конвергентную и дискриминативную валидность.
Конвергентная валидность есть степень статистической зависимости
(скоррелированности) данного теста с другими тестами (факторами, пере-
менными), с которыми он, согласно теоретическим представлениям, дол-
жен быть связан. Отсутствие значимой корреляции с факторами, неизме-
ряемыми тестом обеспечивает дискриминативную валидность. Дискрими-
нативная валидность есть степень статистической независимости данного
теста от других тестов (факторов, переменных), с которыми он, согласно
теоретическим представлениям, не должен быть связан. Так, с точки зре-
ния теории Г. Айзенка тест Дж. Тейлор МАS обладает дискриминативной
валидностью по отношению к фактору «экстраверсия-интроверсия» и оп-
ределенной конвергентной валидностью по отношению к фактору «нейро-
тизма».
Очевидная валидность – представление о тесте, сфере его при-
менения, результативности и прогностической ценности, которая возника-
ет у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными
сведениями о характере использования и целях методики. Она выступает в
качестве фактора, побуждающего испытуемых к обследованию, способст-
вует более серьезному и ответственному отношению к работе по выполне-
нию заданий теста и к заключениям, которое формируют психологи.
Инкрементная валидность – практическая ценность методики
при проведении отбора.
Для вычисления количественного показателя – коэффициента
валидности – сопоставляются результаты, полученные при применении
диагностической методики, с данными, полученными по внешнему крите-
рию у тех же лиц, используются разные виды линейной корреляции (по
Спирмену, по Пирсону). Сколько испытуемых необходимо для расчета ва-
лидности? Практика показала, что их не должно быть меньше 50, однако
лучше всего более 200. Какая должна быть величина коэффициента валид-
ности, чтобы она считалась приемлимой? Достаточно того, чтобы коэффи-
циент валидности был статистически значим, низким признается коэффи-
циент валидности порядка 0,20 – 0,30 , средним – 0,30,- 0,50 и высоким –
свыше 0,60.
Особой разновидностью валидности является достоверность.
Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые
вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководясь в ходе теста
особой мотивацией, отличающийся от той, которая присуща ему в реаль-
ном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивацион-
ных искажений и есть достоверность теста.
Особо остро проблема достоверности стоит в опросниках, которые до-
пускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.
Типичный прием обеспечения достоверности – это наличие в опрос-
никах шкал лжи. Эти шкалы основываются главным образом на феномене
социальной желательности – стремлении испытуемых давать в ходе тести-
рования социально одобряемую информацию. Шкала лжи состоит из во-
просов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются
большинством людей. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше
критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предла-
гается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо вы-
полнить другой тест.
Многие более специфичные «ловушки», направленные на измерение
достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста,
а иногда даже не подлежат разглашению как элемент «ноу-хау» (информа-
ционного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработ-
чиками только с лицензированными пользователями методики, подписав-
шими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.
Более тонкий вариант – введение шкал «коррекции» (например, в
ММРI): получение определенного балла по этим шкалам вызывает внесе-
ние поправок к баллу по другим шкалам, скореллированным со шкалой
коррекции.
Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверитель-
ности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым.
Здесь различают две диагностические ситуации консультативную (ситуа-
цию клиента) и аттестационную (ситуацию экспертизы).
В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добро-
вольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результа-
там тестирования (как, например, в профессиональной консультации).
Во втором случае тестирование проводится по инициативе других лю-
дей, которые больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.
На достоверность влияют еще два психологических фактора в тех си-
туациях, когда испытуемый дает самоотчет (личностные опросники).
1. Фактор знания. У испытуемого может быть более или менее четкое
представление о следующем: свойственны ли ему в действительности или
нет тестируемые поведенческие проявления (с некоторыми ситуациями
испытуемый вообще мог не встречаться); что за личностное свойство
скрывается у психолога за тем или иным конкретным поведением, описан-
ным в суждении; как это свойство соотносится с общепринятыми мораль-
ными нормами и признаками социального успеха.
2. Факторы «индивидуальной тактики». Здесь подразумевается дейст-
вие «Я-концепции» («Я» для себя) и «Я-образа» («Я» для других) на ситуа-
тивную тактику испытуемого в момент тестирования.
Выполняя опросник, испытуемый всегда находиться в невольном диа-
логе с самим собой и в своих ответах на вопросы раскрывает себя не только
для других, но и для самого себя. Испытуемый стремиться подтвердить «Я-
концепцию» или фальсифицировать определенный «Я-образ» с заданными
свойствами. Как правило, в ситуациях высокого социального риска «Я-
образ» полностью доминирует: например, преступник на экспертизе стре-
миться прежде всего предстать больным или неприспособленным к жизни,
хотя в действительности ему было бы приятно думать о себе как о вполне
адаптированном здоровом человеке. Точно также склонны подчеркивать
свои трудности и проблемы клиенты, обратившиеся за помощью к психоло-
гу-психотерапевту (чтобы вызвать к себе его повышенное внимание).
В менее регламентированных ситуациях, наоборот, может доминиро-
вать мотивация самопознания: в этом случае испытуемый невольно стре-
мится с помощью теста подтвердить свои гипотезы о самом себе.