Кадровые и массовые партии
В общих рамках «прагматических» партий выделяют кадровые и массовые партии. Кадровые партии существуют по принципу «воздушного шарика». Они состоят из своего рода «кадровой оболочки», которую периодически наполняет некоторый «воздух» в виде электоральных масс в ходе избирательных кампаний (в этом они абсолютно соответствуют признакам прагматических, непосредственно избирательных партий, хотя, разумеется, при этом они могут быть и идейно-политическими, как, скажем, ленинская «партия нового типа», и, тем более, харизматически-вождистскими — типа «партии Жириновского»), Кадровая партия — это своеобразное «объединение нотаблей, их цель — подготовить выборы, провести их и сохранить контакт с кандидатами. Прежде всего, это нотабли влиятельные, чьи имена, престиж и харизма служат своего рода поручительством за кандидата и обеспечивают ему голоса; это, далее, нотабли технические — те, кто владеет искусством манипулировать избирателями и организовывать кампанию; наконец, это нотабли финансовые — они составляют главный двигатель, мотор борьбы. И качества, которые здесь имеют значение прежде всего — это степень престижа, виртуозность техники, размеры состояния». Образно говоря, кадровые партии — это своего рода небольшие политические «армии». Они состоят в основном из «генералов» — партийных лидеров и «офицерского корпуса» — партийных функционеров, работающих на постоянной основе. «Солдаты» рекрутируются по мере необходимости — иногда для участия в выборах, иногда — в восстаниях и массовых акциях. «Если считать членом партии того, кто подписывает заявление о приеме в партию и в дальнейшем регулярно уплачивает взносы, то кадровые партии членов не имеют» (Дюверже, 2000).
В отличие от таких, кадровых партий, массовые партии строятся на совершенно иных основаниях. Упор в них делается не на качество «офицерского корпуса», а на количество рядовых партийцев: «То, чего массовые партии добиваются числом, кадровые достигают отбором» (Дюверже, 2000). Поэтому массовые партии, как правило, подразделяются в зависимости от жесткости своей организационной структуры. На одном полюсе здесь выделяются партии, строящиеся на четких, причем формально закрепленных принципах членства (устав, формы и условия вступления в партию, партийная дисциплина, жесткие нормы поведения и санкции за их нарушение, и т. д.). На другом полюсе располагаются партии, в которых отсутствует институт официального членства, а принадлежность к партии определяется, например, характером голосования за партийных кандидатов на выборах. Между этими полюсами располагаются многообразные варианты либо более, либо менее жесткой организации.
С социально-психологической точки зрения понятно, что действительно массовыми являются исключительно добровольно массовые партии, с не слишком жесткой организационной структурой, допускающей достаточную свободу вступления и выхода из партии. С этой точки зрения, массовая партия — это всего лишь относительно четко организованное и структурированное массовое движение. Однако понятно, что такого рода партий в реальности практически не найти — грань между партией и движением слишком условна, и операционально зафиксировать ее практически невозможно. Вот почему реально практически и нет по-настоящему массовых партий — так как слово «партия» действительно обозначает только часть населения, но никак не массу. При всем стремлении, например, КПСС выдавать себя за массовую партию,
Глава 3.6. Психопогия политических партий и массовых движений 343
даже в лучшие времена ее численность не превышала 10 % от взрослого населения СССР. Это было выражением сознательного курса на ограничение численности партии. Еще со сталинских времен эта партия рассматривалась как достаточно замкнутый «орден меченосцев» — особая организация, направляющая и ведущая массу, но не сливающаяся с ней. В конечном счете, это была «партия нотаблей», но особого рода — имевшая видимость массовой структуры.
В истории партстроительства известны и примеры противоположного рода. Правящая партия Мали, например, в 80-е гг. XX века, согласно своему уставу, автоматически включала в себя каждого жителя страны по достижении им 18 лет. В поисках своеобразного «полного единства» общества там был реализован принцип особого религиозно-административно-партийного «триединства»: главный шаман каждой деревни одновременно назначался ее административным лидером («старостой»), а также секретарем первичной партийной организации. Однако быстро выяснилось, что в таком случае сам смысл понятия «партия» выхолащивается, и партийная структура теряет всякий самостоятельный смысл. Шаман, подписывающий на тамтаме административные распоряжения и принимающий, на том же тамтаме, партийные взносы, ставящий штамп «уплачено» в партбилете, превращался в элементарного тоталитарного вождя-диктатора, разве что оснащенного дополнительными средствами суггестивного воздействия. Реально, однако, он в них не нуждался и особо не использовал. Смешение жанров привело к многочисленным кризисам и постепенному разрушению такой триединой тотально массовой организации.
Еще одна группа примеров, известная из истории (типа массового членства в НСДАП жителей гитлеровской Германии), стала возможной только за счет правящего государственного статуса данных партий. По понятным причинам их трудно рассматривать как добровольно массовые партии — скорее, это было добровольно-принудительное членство.
Если же рассматривать другие примеры, то в подавляющем большинстве случаев при социально-психологическом рассмотрении партий возникает уже знакомая нам по предыдущим главам модель. Это все та же модель функционирования психологии масс, только в специфической сфере. С точки зрения психологии масс, партии и движения нельзя рассматривать порознь — они представляют собой тесно связанные элементы одной психологической целостности. Общественное движение может некоторое время (на начальной стадии) существовать само по себе. Однако, политизируясь, оно неизбежно порождает элементы организации. Эти элементы соединяются в партию — «ядро» данного движения. В общем виде схема выглядит просто. В центре — «ядро», организация, партия. Вокруг нее — уже сравнительно массовое политическое движение. Еще шире — массовое общественное движение, источник «подпитки», рекрутирования новых членов вначале для политической части этого движения, а затем и для самой партии. В такой модели все три элемента структуры выполняют свои специфические функции, уже достаточно знакомые нам.
Партии и движения
Вопрос о взаимоотношениях между партиями и движениями достаточно сложен. Иногда эти понятия существуют почти как синонимы, иногда одно подменяет дру-
344 Часть 3. Массовые социально-психологические явления
гое. Наиболее эффективным, однако, как уже сказано, является такое сочетание функционирования партии и движения, при котором они составляют одно целое, но каждая часть этого целого выполняет свои специфические функции.
М. Дюверже весьма тонко и очень психологично писал о специфике жизни партийной организации: «Организация партий покоится главным образом на практических установках и неписаных правилах, она почти полностью регулируется традицией. Уставы и внутренние регламенты всегда описывают лишь ничтожную часть реальности, если они вообще описывают реальность; ведь на практике им редко следуют неукоснительным образом. А с другой стороны, партии сами охотно окружают свою жизнь тайной, и поэтому нелегко добыть о них точные сведения, даже элементарные. Здесь сталкиваешься с первобытной юридической системой, где законы и ритуалы секретны, а посвященные фанатически укрывают их от мирских взоров. Одним только ветеранам партии хорошо известны все перипетии организации партии и тонкости интриг, которые в них завязываются. Но они редко обладают научным складом ума, что мешает им сохранять необходимую объективность; и они так неохотно говорят...» (Дюверже, 2000).
Выделим из сказанного несколько примечательных выражений: партийная жизнь «регулируется традицией»; партии «окружают свою жизнь тайной»; «первобытная юридическая система»; «законы и ритуалы секретны»; «посвященные фанатически укрывают их от мирских взоров»... Все это крайне напоминает те, глубоко первобытные способы организации управления психологией масс, которые рассмотрены в предыдущих главах. Политическая партия здесь выступает в роли коллективного вождя («организатора») и одновременно коллективного шамана («пропагандиста и агитатора»). Это особый орган управления психологией масс, вооруженный значительными по силе инструментами суггестивного (строго говоря, контрконтрсуггестивного) воздействия на эти массы. Соответственно, партийная организация действительно оказывается достаточно замкнутым «ядром», главной задачей которого (помимо самовыживания) является периодическая мобилизация массовой психологии, поддержание эффективного функционирования связанного с партией политического движения и, по возможности, расширение сопутствующего ему массового общественного движения.
В. И. Ленин писал: «И вот я утверждаю, 1) что ни одно революционное движение не может быть прочно без устойчивой и хранящей преемственность организации руководителей; 2) что, чем шире масса, стихийно вовлекаемая в борьбу, составляющая базис движения и участвующая в нем, тем настоятельнее необходимость в такой организации и тем прочнее должна быть эта организация...; 3) что такая организация должна состоять главным образом из людей, профессионально занимающихся революционной деятельностью....» (Ленин, 1967-1984).
Логика революционера-практика была простой и понятной: «В критические минуты жизни народов бывало не раз, что даже немногочисленные передовые отряды... увлекали за собой всех, зажигали огнем революционного энтузиазма массы, совершали величайшие исторические подвиги» (Ленин, 1967-1984). Причем эта роль авангарда выполнялась в истории не просто пропагандой «передовой теории», а конкретно, действенно, распространением своего энтузиазма и своего примера: «Все великие политические перевороты решались энтузиазмом передовых отрядов, за которыми
Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений 345
?
стихийно, полусознательно шла масса» (Ленин, 1967-1984). Дальше вспоминается знакомое: «Дайте нам партию революционеров, и мы перевернем Россию».
Таким образом, из вышеизложенного следует вполне определенный вывод. Политическая партия выступает по отношению к связанному с ней массовому движению, авангардом которого она является, в явно суггестивной, а также организующей роли. Партия сильна доходчивостью агитации и силой примера: «От нас ждут пропаганды примером: беспартийной массе надо показать пример» (Ленин, 1967-1984). Пример может быть как реальным, так и виртуальным. В последнем случае главную роль играют средства массовая коммуникации — партийная газета, другие средства массовой информации и партийной пропаганды, которые выступают одновременно как коллективный пропагандист, коллективный агитатор и коллективный организатор. В целом же, детали этого триединства даже не принципиальны: все равно дело сводится к одному и тому же психологическому механизму, к заражению масс, за которым следует подражание с их стороны. Это и есть то, что на практике обычно называется политической или социальной мобилизацией масс.
Такая мобилизация масс осуществляется через соответствующие массовые движения, связанные с партией. Даже если во внутреннем словоупотреблении слова «партия» и «движение» не различаются (как часто бывает в случае партий, стремящихся быть массовыми), это различение очевидно по своей функциональной сути. Только в подобных случаях под понятием «партия» следует понимать нечто иное, — прежде всего «партийный аппарат», конкретно выполняющий соответствующие вож-дистско-шаманские функции. Массовое же партийное движение всегда остается не более чем массовым движением, даже если его члены имеют в своих карманах партийные билеты. Как правило, движение — это объект активной манипуляции со стороны партийного «ядра»: это та самая прикладная психология масс, с помощью которой управляет людьми и которую постоянно использует в своих интересах практически любая партийная организация. Если формулировать жестко, то это читается так: «Социальная функция буржуазной партии состоит в выражении интересов господствующего класса, а также в идеологическом и организационном подчинении... масс». Если идти по пути смягчения формулировок, то можно написать по-другому: «Принципами, на которых основаны организация и деятельность коммунистической партии, являются: ...органическая связь с массами, учет их опыта при выработке тактики, обучение масс на их собственном опыте...» («Философский энциклопедический словарь», 1983). Понятно, что даже изложенная разными словами, суть взаимоотношений масс с политической партией на практике остается неизменной.
Исторический анализ показывает, что в абсолютном большинстве случаев партии формировались «сверху», и только затем, уже сформировавшись, они находили или создавали «под себя» удобные общественные и политические движения. Случаев явно противоположного рода, когда самостийное массовое движение привело к возникновению партии, в истории практически не отмечено.
Любое естественное сколько-нибудь массовое движение, реально возникая как своеобразная форма эмоциональной саморегуляции образующих его индивидов и психологической канализации беспокоящего их социального напряжения, может оставаться в статусе такого массового естественного движения достаточно недолгое время. Оно либо добивается, на эмоциональном порыве, своих целей, либо такой по-
346 Часть 3. Массовые социально-психологические явления
рыв иссякает, цели остаются недостигнутыми и движение сходит на нет. Третий вариант сводится к тому, что чаще извне, чем изнутри, появляются элементы организации, как правило, имеющие партийные формы. Так и возникают партии — на базе движений, в качестве его «ядер». Далее же обычно все строится по уже известным суггестивным механизмам взаимодействия управляющих и управляемых, как бы они не назывались. Партии предоставляют массам идеологии в их наиболее конкретном выражении: как нормы, ценности и образцы поведения. Заражая ими массы, они добиваются массового подражания и воспроизводства этих норм, ценностей и образцов поведения. Такое подражание затем становится психологической основой партийной дисциплины, т. е. новым способом массовизации психики. В этом, в частности, заключена знаменитая «магия» известных слов-проскрипторов «надо!» и «должен!» — они приобретают силу суггестивного внушения именно в рамках партийно-политических организаций, в связи со стоящей за ними партийной дисциплиной. Последняя представляет собой как бы добровольно принятое человеком на себя обязательство к подражанию партийным решениям. На деле же, это результат внешней суггестии, опирающейся на внутренние, психологические механизмы, что превращает ее в аутосуггестию.
Основные выводы
1. Массовые движения и их особые институционализированные формы — полити
ческие партии, являются специфическими социально-психологическими феноме
нами. Это определенные, достаточно массовые общности, возникающие на осно
ве функциональных, прежде всего психологических параметров. Массовое дви
жение — это устойчивая широкая общность людей, осознающих некоторую
проблему, возникающую перед социальной группой, классом или обществом в це
лом, разделяющих единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и
добровольно объединяющихся для действий ради внесения в жизнь общества со
ответствующих изменений. Массовые движения обычно оцениваются конкрет
но—в соответствии с ролью, которую они играют в обществе. При этом в расчет
принимается социальная специфика движения и ставятся базовые вопросы: в ка
ком сегменте общества оно развивается и чьи интересы выражает?
2. Социально-психологические механизмы возникновения массовых движений свя
заны с такими ситуациями, в которых часть людей не может удовлетворить свои
потребности. При этом различными могут быть как потребности (экономические,
политические, культурные и др.), так и причины их неудовлетворенности. Не
удовлетворенные потребности вызывают недовольство, фрустрацию, переключе
ние энергии, мобилизованной на удовлетворение потребности, на новые задачи —
борьбу против реальных или виртуальных препятствий. В результате возникает
состояние эмоционального напряжения, беспокойство, которое, распространяясь,
может приобретать социальный характер. Широкое социальное беспокойство
проявляется в дискуссиях, неформальных обсуждениях, связанных с поисками
способов разрешения беспокоящей ситуации. Это и является основой возникно
вения массовых движений.
Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений 347
3. В социально-психологическом плане, участие в массовом движении связано для
его членов с реализацией определенных эмоциональных, познавательных, инст
рументальных и идеологических потребностей. Их удовлетворение — функция
массового движения. Вступление в ряды движения связано с разными мотивами.
Его участники могут руководствоваться эмоционально-аффективной, ценностно-
рациональной, традиционной или рационально-преднамеренной мотивацией.
4. К факторам распространения движения относятся: его роль и влияние в обществе;
реальная и потенциальная социальная база; набор целей и идеалов; сфера прило
жения основных усилий; степень организованности движения; социальная сущ
ность; глубина требуемых социальных изменений. Эти факторы определяют из
бираемый движением способ социальных преобразований. В соответствии с ним
движения подразделяются на революционные, реформистские и экспрессивные.
Всякое движение проходит в своем развитии стадии создания предпосылок дви
жения, артикуляции стремлений, массовой агитации, активной социальной дея
тельности и затухания.
5. Политическая партия выступает по отношению к связанному с ней массовому
движению в суггестивной и организующей роли. Основные направления ее влия
ния — агитация и демонстрация образцов действия, могущих носить как реаль
ный, так и виртуальный характер. В последнем случае основную роль играет мас
совая партийная коммуникация. В целом же, задача партии сводится к заражению
масс, за которым, с их стороны, должно последовать подражание партийным иде
алам. За счет этого осуществляется социально-политическая мобилизация масс.
Таким образом, партия выступает в роли коллективного вождя, организатора и
агитатора. Сочетание этих ролей делает партию особым органом управления пси
хологией масс, обладающим сильными инструментами суггестивного воздей
ствия. Партийная организация оказывается достаточно замкнутым ядром, глав
ной задачей которого оказывается поддержание эффективного функционирова
ния сопутствующего массового движения.
i
-
Заключение
Ну вот, уважаемый читатель, наконец-то перевернута последняя страница этой книги. Окончен труд — и мой, и твой. Ведь не только писание, но и чтение такой книги — это, безусловно, очень серьезная работа и совсем нелегкий труд. Это исследовательская работа. Страница за страницей, читатель вслед за автором открывал для себя то, с чем приходится достаточно редко сталкиваться в доступной литературе: психологию масс и массовых настроений.
Теперь попробуем подвести самые главные, основные итоги этой книги. Первый такой итогзаключается в том, что массовая психология — это не какой-то артефакт, не случайное, эпизодическое явление в истории человечества. Это естественный этап, необходимая стадия развития нашей психики. Причем это такой этап, который никогда не закончится.
Развитие психики идет по синусоиде: вслед за всплеском массовой психологии обычно следует всплеск развития индивидуального сознания и так, скорее всего, до бесконечности. Одно будет вести за собой другое. Преобладание массового сознания будет сменяться расцветом сознания индивидуального для того, чтобы вновь «потянуть» за собой сознание массовое. Но это значит, что не надо бояться «массового человека» — надо просто находить с ним общий язык. Тем более что в нем, в этом самом «массовом человеке», есть и свои прелести. Не будем вспоминать о революциях, войнах и всяких прочих социально-негативных явлениях. Но ведь без него, например, не было бы даже массовых праздников, карнавалов, дискотек, шоу-бизнеса и много чего еще. Кроме того, он бывает иногда еще и просто полезен, этот «массовый человек» — для регуляции или, попросту, для «разрядки» тех эмоций, с которыми подчас человек не может справиться наедине с собой. В этом — главная функция психологии масс и массового поведения. Это та самая основная человеческая потребность, поддерживающая его существование. Так что в этом смысле мы сами и есть как бы творцы своего нелегкого счастья.
Второй итог:психология масс — это составная часть социальной психологии, причем, возможно, ее основная часть. Напомним: одна традиция в социальной психологии, назовем ее аналитической, стремится разложить социальную психику до отдельных единиц. В рамках этой традиции все начинается с социальной психологии личности, далее идет к группам, а затем к массам. Другая традиция, синтетическая, начинает со сложного, разлагая его затем на простое. И тогда главный объект социальной психологии — массы, а уже затем — группы и в заключение — личность. Однако дело не в последовательности рассмотрения. В конце концов, массу никогда не сведешь к сумме отдельных индивидов, а индивида не представить как часть массы. С чего ни начинай, ясно главное: миновать психологию масс в социальной, а также в политической психологии никак невозможно.
В течение последних ста лет человечество, так или иначе, пыталось игнорировать психологию масс в научном отношении. Причины этого понятны — элита не любит массу, и ничего тут не поделаешь. А раз не любит, значит, не хочет изучать, писать книги, читать лекции. По известному принципу: «Кабы чего не вышло». А то научишь народ, а потом получишь какое-нибудь очередное «восстание масс». Потому и не было
Заключение 349
новых книг, не было новых исследований. В лучшем случае переиздавали Г. Лебона, отчего и появилась студенческая шутка: «масса есть бог, а Густав Лебон — пророк ее». Жизнь же оказалась гораздо сложнее. Соответственно, сложнее должна становиться и наука, если она хочет соответствовать меняющейся жизни. Настало время полноправного включения психологии масс как отдельного, самостоятельного раздела во все программы, учебники и курсы — как минимум, по социальной и политической психологии. Впрочем, здесь пока еще не сказали своего слова историки, культурологи, антропологи и представители ряда других гуманитарных наук — у них есть и собственные претензии.
Третий важнейший итог состоит в том, что во всей социальной психологии именно психология масс — это наиболее практическая ее часть. В психологии масс не так уж много теории. Некоторую сложность представляют собой основные понятия и их история, все же остальное носит совершенно конкретный, прежде всего прикладной характер. Все остальное можно «пощупать», представить, пережить на себе. Здесь не нужны сложные упражнения по медитации или тренинговые группы — достаточно сходить разок на футбольный матч или обменяться с друзьями впечатлениями о последней дискотеке. В психологии масс практически нет сложных лабораторных, откровенно искусственных экспериментов. Мы судим о ней в первую очередь по масштабным естественным экспериментам, которые периодически проводит над собой само человечество, отдельные его части. Правда, психолог объективно оказывается в данном случае в сложнейшей ситуации. Как правило, он является и наблюдателем, и участником увлекающих его исторических, социальных и политических процессов. В этом заключена наибольшая трудность познания и осмысления психологии масс. Однако это делает данный процесс удивительно благодарным.
Психология — это особый способ познания. Легко физику — он смотрит на свой «черный ящик», а перед ним лежит набор самых разных исследовательских инструментов, на выбор, от телескопа до микроскопа. Гораздо труднее психологу — он вынужден как бы раздваиваться: одним, «эмоциональным» глазом он смотрит на мир из толпы, как ее часть, а другим, холодным, «рассудочным» глазом вынужден оценивать то, что видит первым глазом. Он сам себе и субъект, и объект, и даже метод познания. Трудно? Еще как! Но крайне интересно. И крайне благодарно, поскольку только так и можно получить реальное знание о совершенно уникальной, изменчивой, неуловимой, как бы утекающей между пальцами, сугубо психологической реальности — психологии масс.
Четвертый итог заключается в том, что только в психологии масс мы имеем дело с удивительным синтезом практически всего психологического знания. В ней нет психологии личности, но есть личностные механизмы соучастия в массе, есть потребности и эмоции, которые влекут человека в массу, есть заражение и подражание, которые делают его членом массы. В ней нет психологии групп, но есть феномен конформизма, превращающий человека в часть массы подчас помимо его воли. В ней нет этнической психологии, но есть национальные чувства и темперамент, которые определяют психологию той или иной «национальной души» как скорее массовую или, напротив, индивидуальную. В психологии масс соединяется все основное, с чем имеет дело социальная психология, и придает этому социально-психологическому знанию предельно жизненный, практический характер.
350 Заключение
Наконец, последний, пятый итог.Психология масс — это своеобразный психологический синтез прошлого и будущего человека, прошедшей истории и будущих перспектив развития его психики и сознания. Значит, изучение сегодняшней психологии масс — это своего рода путь по особому «мосту», из прошлого в будущее. Можно оглянуться назад и увидеть это почти пещерное прошлое человечества — не так уж далеко мы от него еще отошли. Можно, напротив, глядя вперед, пытаться разглядеть вдали контуры развития человеческой психики в будущем. Кому-то ближе одно, кому-то — другое. Однако согласимся, что сама по себе позиция наблюдателя на таком мосту — предельно выигрышная. Его кругозор максимален.
Вот за что я так люблю эту удивительно сложную и вместе с тем жизненно простую психологию масс и массовых настроений. К чему и вас призываю.
Уже заканчивая эти строки, услышал по телевидению призыв ко «всем, кто свободен!» — срочно собираться и идти на очередной митинг в поддержку этой самой свободы. И подумалось: вот вновь на наших глазах формируется очередная масса. Но если вы по-настоящему, в психологическом смысле свободны, то ваше место — не в массе. В массе оказываются те, кто просто сегодня ничем не занят. Но «не занят» и «свободен» — все-таки разные вещи. Когда-нибудь мы научимся это понимать.
С уважением,
Дмитрий Ольшанский
.
Литература
. .
Advertising age. 1967. № 3.
Allport G., Postman L. Psychology of Rumor. N. Y.: Harper & Row, 1956.
Balle F. Medias et societe. P.: Payot, 1980.
Balta P., Rulleau C. L'Iran Insurge: 1789 an Islam? In tourant du monde? P.: Payot, 1979.
Barach P. Die Theorie Democratischer Elitenherrschaft. Frankfurt-am-Main: Folks Ver-lag, 1970.
Barber J. The pulse of politics: Electing Presidents in the Media Age. N. Y., L.: Plenum, 1980.
Barber J. D. The Presidential Character: Predicting Performance in the White House. N. Y.: Plenum, 1977.
BellD. The End of Ideology. Glencoe: Univ. press, 1964.
BellD. The Social Framework of the Information Society. Oxford: Univ. press, 1980.
Berelson B. Communication and Public Opinion. N. Y.: Harper & Row, 1952.
Berelson В., Lasarsfeld P. E., McPhill W. X. Yoking. A Study of Opinion Formaition in a Presedential Campaign. Chicago: Univ. press, 1959.
BlumerH. The mass, the public and public opinion. // Readers in public opinion and communication. N. Y.: Symon & Shuster, 1950.
Braun K. Einfuhrung in die politische Psychologie. Bern: Volk Verlag, 1980. Brinton M. The Irrational in Politics. Montreal: Univ. press, 1974.
Brugeilles G. L'essnce du phenomene social: la suggestion. // Revue philosophique. 1913.
№ XXV. P. 27-38.
Buzzi G. Advertising. Its Cultural and Political Effects. Minneapollis; Univ. press, 1968. Catlin G. Systematic Politics. Toronto: Univ. press, 1962.
Cousins J., Brown R. Patterns of Paradox: Shipbuilding Workers Images of Society. In.: Working Class Images of Society. L., Boston: Morning Star Press, 1975.
Crise economique, politique, sociale et culturelle. // Le Monde. 1983. Juillet 25. Davies Y. Human Nature in Politics. The Dynamics of Political Behaviour. Westport: Univ. press, 1972.
Deutsch M. Field Theory in Social Psychology. // The Handbook of Social Psycholoqy.
N. Y., L.: Harper & Row, 1968. EllulJ. Propaganda. N. Y.: Plenum, 1973.
EskolaA. A Party Preference and Anti-Democratic Attitudes. Research Report. Tampere: Free press, 1971.
Faces in the Crowd. N. Y.: Plenum, 1950.
FeuerL. S. The Conflict of Generations: The Character and Significance of Student Movements. N. Y., L.: McGrow-Hill, 1969.
Foote N., Hart C. Public Opinion and Collective Behavior. // Group Relations and the Crossroads. N. Y.: Plenum, 1963.
352 Литература
Fortine Mapocho. 1988. December 2.
Gibson]. Ideology and World Affairs. Boston: Univ. press, 1964.
Gorrow B.J. The Comparative Study of Revolution. // Midwest Sociologist. 1955. -Vol. 17. № 2.
GunnellJ. Y. Between Philosophy and Politics: the Alienation of Masses. Amherst: Univ. press, 1986.
Hall C. S., Lindzey G. Theories of Personality. N. Y.: Harper & Row, 1967.
Harzik E. В., Dobson M. L. Public Expectations and Presidency: Barber's «Climate of Expectations» Examined. // Presidential Studies Quarterly. 1982. Vol. 12. № 4.
Henderson A. H. Social Power. Social Psychological Models and Theories. N. Y.: Plenum, 1981.
Human Needs and Politics. N. Y.: Harper & Row, 1977.
JabbariA. Economic Factors in Iran's revolution: Poverty, Inequality and Inflation. // Iran: Essays on a Revolution in the Making. N. Y.: Univ. press, 1981.
Jendrzejewski C. Spoleczne funkcje plotki. // Czlowek i swiatopoglad (W-wa). 1975. № 3.
Kasschau P. Political Alienation in a Sample of Young Mexican Children. // Sociology and
Social Research. 1976. № 30. KatzD. Psychological Barriers to Communication in Mass Media. N. Y.: Plenum, 1962.
Keddie N. R. Roots of Revolution. An Interpretative History of Modern Iran. N. Y.: Univ. press, 1981.
Kirk]. Introductory Remarks. // Sorensen Th. Decision-Making in the White House. N. Y.: Plenum, 1953.
KlapperJ. The Effects of Mass Communication. N. Y.: Univ. press, 1966.
KnutsonJ. U. Human Needs Constraining Political Activity. // Human Needs and Politics. N. Y.: Harper & Row, 1977.
KoffS. The Political Use of the Concept of Alienation. // Alienation: Concept, Term and Meaning. N. Y.: Plenum, 1973.
Komhauser W. The politics of mass Society. N. Y.: Univ. press, 1960.
LandF. Psychology of Images. N. Y.: Academic Press, 1925.
LasswellH. Psychopathology and Politics. Chicago: Rand McNally, 1934.
LasswellH. The structure and function of communication in society. // Mass communications. Urbana: Univ. press, 1960.
Lazarsfeld P., Berelson В., GodetH. The people's Choice. N. Y.: W. W. Norton, 1944.
Le Bon G. La psychologie des foules. Paris: Payot, 1895.
Le Bon G. The Crowd. A Study of the Popular Mind. N. Y.: Plenum, 1969.
Le NyJ. F. La psychologie et les comportements politiques. // La Pensee. 1969. № 146.
Le Bon G. The Psychology of the Peoples. L.: Academic Press, 1899.
LeontjewA. N. Dziatalnosc a osobowsc. In.: Studia z psychologi emocji, motiwasji i osobo-wosci. W-wa: Ossolineim, 1977.
Литература 3oj
LernerM. America as a Civilization. N. Y.: McGrow-Hill, 1962.
Lewin K. The Dynamic Theory of Personality. N. Y.: Harper & Row, 1935.
Lipman W. Public Opinion. N. Y.: W. W. Norton, 1922.
London P. Behaviour Control. N. Y.: Plenum, 1969.
Machiavelli N. II Principe. Opere complete. Napoli, 1877..
Marcuse G. One-dimensioned Man. L: Academic Press, 1964.
Marsh A. Protest and Political Consciousness. L.: The Free Press, 1978.
Mass Media and Social Change. Beverly Hills: Sage, 1981.
Maucorps P. H. Psychologie des Mouvements Sociaux. P.: Mercure de France, 1950.
McClellandD. C. The Achieving Society. Princeton: Univ. press, 1961.
McDougall W. The Group Mind. Cambridge: Univ. press, 1920.
Mclnnes N. The politics of Need or, Who needs Politics? // Human Needs and Politics. N. Y.: Harper & Row, 1977.
McLuhan M. Understanding Media. N. Y.: Plenum. 1964. Merriam H. New Aspests of Politics. Chicago: Univ. press, 1925. MeyerhoffA. The Strategy of Persuation. N. Y.: Free Press, 1965. Middle East. 1979. № 10.
Miller W. E., Shanks]. M. Policy Directions and Presedential leadership: Alternative Interpretations of the 1980 Presidential Elections. // British Journal of Political Science. 1982. Vol. 12. № 3.
MumfordL. Technics and Civilization. N. Y.: Free Press, 1934
MumfordL. The Condition of Man. N. Y.: Free Press, 1944
MumfordL. The Myth of the Machine: Technics and Human Developement. N. Y.: Free press, 1967
Nye R. A. The Origins of Crowd Psychology. Gustave Le Bon and the Crisis of Mass Democracy in the Third Repiblic. L.: The public press, 1975.
Rouvier C. Les idees de Gustave Le Bon. P.: Independent press, 1986.
Olsen M. Politikal Powerlessness as Reality. // Theories of Alienation. Leiden: Univ. press,
1976.
Ortega у GassetJ. Der Aufstan der Massen. В.: Folk Verlag, 1959.
Piwowarski W. Socjologiczna definicja religii. // Studia socjologii (Wroclaw), 1974. № 2. Political Psychology: Contemporary Problems and Issues. San Francisco, L.: Jossey-Bass,
1986.
Psychology Today. 1988. June.
Public Communication Campaigns. Beverly Hills: Sage, 1981.
Radcliffe-Braun A. Structure and Functions in Primitive Society. L.: Academic Press, 1959. Riesman D. et. al. The Lonely Crowd. N. Y.: Harper & Row, 1950. Rockeach M. Understanding Human Values. N. Y.: Free Press, 1979.
354 Литература
RortyJ. Our Master's Voice Advertising. N. Y.: Harper & Row, 1934.
Rosnow R. L. Psychology of rumor reconsidered. // Psychological Bulletin. 1980. № 3.
Rowan]. Psychological aspects of society. L.: Academic Press, 1978. B. 4. The structured crowd.
SilbermanA. The sociology of mass media and mass communication. // Intern. Social science journal (P. ). 1980. Vol. 32. № 2.
Simmel G. Soziologie. Leipzig, 1908.
Smith H., ClaymerA., Silk L. et. al. Reagan the Man, the President. N. Y.: Plenum, 1980.
Sobolewski M. Partie i systemy partyjne swiata kapitalisznego. W-wa: Ossolineim, 1974.
Sociology of mass communications. L.: Academic Press, 1976.
Stramm B. Men, Messages and Media: A Look at Human Communication. N. Y., 1973
Sudman S. The Presidents and Pools. // Opinion Quarterly. 1982. Vol. 46. № 3.
The Future under President Reagan. Westport: Univ. press, 1981.
The Peace Movement in Europe and the United Sates. L., Sidney: The Free Press, 1985.
Wayne S. The Road to the White House: the Politics of Presidential Elections. N. Y.: Harper & Row, 1980.
West Ch. K. The Social and Psychological Distortion of Information. Chicago: Univ. press,
1981.
Williams R. The Sociology of Culture. N. Y.: Pergamon Press, 1982. Wund W. Volkerpsychologie. Berlin, 1900-1920. Bd. 1-Х.
Абалкин Л. И. Доклад «Радикальная экономическая реформа: первоочередные и долговременные меры» на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам радикальной экономической реформы. // Правда. 1989. 14 ноября.
Агаев С. Л. Иран в прошлом и настоящем (Пути и формы революционного процесса).
М.: Наука, 1981.
Агаев С. Л. Иран: рождение республики. М.: Политиздат, 1981. Агаев С. Л. Иранская революция, США и международная безопасность. М.: Наука,
1984.
Американское общественное мнение и политика. М.: Прогресс, 1978. Антоний. Догматическое богословие. Киев: издъ-во патриархии, 1862. Аристотель. Политика. М.: Академия, 1911.
Ашин Г. К. «Массы» теории. // Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990.
Баталов Э. Я. Воображение и революция. Вопросы философии. 1972. № 1.
Баталов Э. Я. Изучение структуры политического сознания. // Новый мировой порядок и политическая общность. Ежегодник Советской ассоциации политических наук, 1981. М.: Наука, 1983.
Баталов Э. Я. Массовое политическое сознание современного американского общества: методология исследования. // Общественные науки. 1981. № 3.
Литература 355
Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Петроград: изд-е медицинского об-ва, 1919.
Бехтерев В. М. Роль внушения в общественной жизни. СПб., 1898.
Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб., 1911.
Бланк А. С. Старый и новый фашизм. Политико-социологический очерк. М.: Политиздат, 1982.
Блэк С. Public Relations. Что это такое? М.: Политиздат, 1990.
Брутенц К. Освободившиеся страны в начале 80-х годов. // Коммунист. 1984. № 3.
Букин В. Р. Социальная психология и религия. // Проблемы общественной психологии. М.: Наука, 1962.
Булгаков М. А. Собрание сочинений в 10 тт. М.: Голос, 1995-2000.
Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М.: Политиздат, 1985.
Бэкон Ф. Новый Органон. Л.: Наука, 1935.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1998.
Васильев Б. На пределе. // Известия. 1991. 2 января.
Введенский А. Религиозное сознание язычества. Т. 1. М.: Академия, 1902.
Викторов П. Учение о личности как нервно-психическом организме. Вып. I. M., 1887. C.V.
Викторов П. Учение о личности и настроениях. М.: Московское книгоиздательство, 1903.
Вичура А., Жукелъе И. Психическая зараза. М.: Медицинское об-во, 1912.
Вовенарг Л. де. Размышления и максимы. Л.: Наука, 1988.
Военный энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
ВойтасикЛ. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981.
Войтоловский Л. Н. Очерки коллективной психологии. Ч. I. M., Пг.: Госиздат, 1924.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956.
Выписка 15-я. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Кн. 4. М. Л.: Госиздат, 1929.
ВятрЕ. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979.
Гельвеции К. О человеке. М.: Академия, 1937.