Виды речи. Внутренняя речь и мышление. Речевое высказывание. Его порождение и понимание
Речь – форма человеческой активности.
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная речь, внешняя речь и речь внутренняя. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, жесты играют вспомогательное значение. Но, указательный жест дополняет ссылкой на ситуацию то, что однозначно не определено в контексте звуковой речи. Письменная речь направлена на передачу более отвлеченного содержания, устная — рождается из непосредственного переживания. В письменной речи надо передавать все, она отличается развернутостью и сложностью, требует логически связного изложения. Внутренняя речь не предназначена для другого, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само самим разумеющимся; она не служит средством общения, однако она социальна (направлена на возможного слушателя). Диалогическая и монологическая речь, аффективная речь – восклицания и могут возникать в ответ на какое-нибудь внезапное аффективное состояние.
Связь речи и мышления (по Рубинштейну):Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство (но не тождество). Бихевиористы пытались установить это тождество (свели мышление к речи; Уотсон: Мысль- это деятельность речевого аппарата). В действительности, речь является речью, поскольку она имеет осознанное значение. Весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим слова для мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Нельзя свести мышление к речи, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика — структуру мышления. Поскольку в речи запечатлеются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствие формы речи, эти формы, закрепляясь в речи, расходятся с мышлением последующих эпох. Но нельзя и отрывать речь и мышление. Т.к. речь - это не просто выражение мысли, в речи мы формулируем мысль, но формулируя ее, мы ее формируем (пример, размышления вслух в процессе решения задачи). Т.е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Поэтому можно сказать, что мышление и речь включается в единство одного процесса. Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Внутренняя речь, хотя и не содержит звукового компонента, но она по своей грамматической структуре и речевой технике схожа с внешней (громкой) речью. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению. Выготскому: внутренняя речь — это особая форма речи, лежащая между мыслью и звучащей речью. Его подход был основан на сближении понятий внутренней и эгоцентричной речи. Оба эти явления имеют генетическое родство, проявляющееся в том, что внутренняя речь приходит на смену эгоцентрической речи.
3 плана речемыслительного процесса: семантический (первый из всех внутренних планов речи); план внутренней речи; план внешней речи.
При говорении происходит переход от внутреннего плана к внешнему, при понимании – обратное.
Порождение высказывания: мотив (оформление мысли) → мысль (опосредование мысли во внутреннем слове) → внутренняя речь (опосредование в значениях внешних слов) → семантический план (видоизменение смысловой структуры при ее воплощении в словах, переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису) → внешняя речь.
Речевое высказывание: Слово выполняет 2 функции: номинативная (быть именем чего-либо) и сигнификативная (обозначать что-то). Однако основные функции речи может выполнять лишь целостное речевое высказывание, предложение. Оно может состоять из одного слова, в этом случае это высказывание, где остальные компоненты не произносятся, подразумеваются. Но чаще высказывание состоит из нескольких слов, которые объединены в фразу связями. Эти связи выявляются в ассоциативном эксперименте. Свойство слова ассоциироваться с другими словами, вместе с которыми оно составляет высказывание, называется валентностью. Речевое высказывание п.с. цепочку, состоящую из отдельных элементов, развернутую во времени. Подобный принцип организации называется синтагматическим. Отдельные понятия построены на основе парадигматического принципа (понятие определяется через отнесение к
противостоящей категории, нр, живое или неживое). Основное свойство
синтагматического принципа - сукцессивность (протяженность во времени), а парадигматического - симультанность (одномоментность). Локализация
мозговых механизмов, регулирующих эти процессы: За прагматику отвечают
затылочные доли, т.е. те в кт-е непосредственно проецируется зрительный образ. А организация протяженных во времени процессов лежит на лобных долях, (при нарушениях их работы, нр, снижаются способности человека планировать свою активность). Т.О. в организации речевого высказывания участвуют оба принципа: оно п.с. развернутую во времени структуру, организованную синтагматически и наполненную словами, значения которых есть элементы парадигматической системы.
15. Нарушение психики при шизофрении и их проявления в
патопсихологическом эксперименте.
Шизофрения— психическое расстройство неясной этиологии, для которого характерно прогрессирующее или приступообразное течение, обычно завершающееся однотипной картиной изменения личности (дефекта) с дезорганизацией психических функций (мышления, эмоций, психомоторики — всего поведения в целом) при сохранности памяти и приобретенных ранее знаний.
Шизофрения - одно из самых тяжелых заболеваний. Главная загадка 20-21 века. Заболевание ведет к инвалидности без шансов на полное выздоровление.
До сих пор не известны причины шизофрении (разные точки зрения):
1.генетическая обусловленность,
2.шизофрения - результат нарушения обмена веществ (какой-то фермент инактивирован),
3. влияет окружение больного и воспитание.
В качестве отдельного заболевания шизофрению выделил в конце XIX в. немецкий психиатр Э. Крепелин. Он назвал его dementia рrаесох («раннее слабоумие»). Крепелин определил, что развивающаяся в юности или в молодые годы группа психических расстройств быстро приводит к глубокому личностному дефекту. До этого разные формы шизофрении считались самостоятельными психическими болезнями. Само название «шизофрения» в 1920-х гг. ввел в употребление швейцарский психиатр Э. Блейлер (иногда шизофрению так и называют — болезнь Блейера - «расщепление ума»).
Все психические функции при шизофрении расщеплены. Сосуществуют как бы 2 мироощущения - одно адекватное, а другое – нет (об одних вещах говорят нормально, а о других нелепости).
Можно выделить 3 сферы, которые страдают наиболее явно:
1. Сфера общения и мотивационно-потребностная сфера. При шизофрении страдает потребность в общении. Отсюда возникают аутизм, отгороженность от других людей. Главным нарушение является нарушение потребностно-мотивационной сферы, снижена соц. направленность личности.
2. Странная необычная речь. От отсутствия контактов больные не страдают, поэтому невыразительная речь, пантомимика, интонаций нет, снижение социальных эмоций (но! другие эмоции проявляются - в сфере, которая им интересна).
3. Эмоции либо снижены до 0 – эмоциональная тупость, либо извращение эмоций – паратимия. У них дефицит сочувствия, не развита эмпатия.
Шизофрения чаще проявляется в подростковом возрасте, все нарушения парциальны.
Патология мышления: искажение процесса обобщения (отражаются случайные стороны явлений без предметного содержания), нарушение динамики мыслительной деятельности (лабильность мышления: «словесная окрошка» - речь не успевает за мыслями; инертность мышления - больные не могут менять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности), разноплановость мышления, резонерство.