Проблема создания АРМ психолога

Формирование компьютерных психодиагностических систем (монография В. Б. Рябова, 1982; А. Ф. Веселкова, 1987 и др.). Речь идет именно о рабочем месте психодиагноста, а не психолога вообще.

В настоящее время АРМ-П включает в себя стандартный набор диагностических методик, предназначенных для исследования психомоторных свойств, особенностей психики (познавательных и эмоционально-волевых) процессов, социально-психологических черт личности.

Существующие АРМ-П скорее необходимо рассматривать как автоматизированное рабочее место психодиагноста.

Система АРМ-П с точки зрения содержания включает в себя три подсистемы:

1) программа, реализующая проведение тестирования, хранения, обработку и интерпретацию результатов;

2) система управления базой данных;

3) программы статистической обработки.

Выбор прикладных статистических программ:

Использование статистических программ в компьютерной обработке ускоряет обработку материала и предоставляет в распоряжение исследователя такие методы анализа, которые в ручной обработке не могут быть реализованы.

Для того чтобы избежать лишних сложностей и временных затрат, целесообразно выбрать программу с возможно более дружественным интерфейсом, то есть достаточно развитую функцию подсказок (в том числе с расчетом на неподготовленного пользователя).

Один из наиболее распространенных способов компьютерной обработки − использование электронных таблиц.

Использование компьютерных методик отнюдь не снижает требований к квалификации психолога. Как минимум, он должен обладать такими знаниями и навыками, как:

- знание основных принципов нормоориентированного тестирования;

- знание типов тестов, областей их применения, их выбор в соответствии с целями исследования;

- знание основ психометрики;

- знание и неукоснительное соблюдение этических норм психологического тестирования;

- навык работы с компьютерной техникой.

ТЕМА 4.

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Краткое содержание лекции:проблема классификации психодиагностических методик. Возможности классификации психодиагностических методик. Операциональное и предметное основания классификации.

Классификация в зависимости от вида психодиагностической процедуры, специфики обследуемых, типа стимульного материала и сбора данных.

Классификация по основному методическому принципу: психофизиологические измерения, объективные тесты, наблюдение и самонаблюдение, стандартизированные самоотчеты: тест-опросники, оценочные процедуры, проективные техники, диалоговые методики.

Классификация, в основании которой заложен диагностируемый психический феномен.

Требования, предъявляемые к квалификации психолога-практика в зависимости от сложности психодиагностических методик.

Вопросы лекции:

Вопрос 1.Проблема классификации психодиагностических методик.

Исторический экскурс, первые попытки.

Вопрос 2.Возможности классификации

психодиагностических методик.

Вопрос 3.Операциональное основание классификации

психодиагностических методик.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн.2. С . 122-153. Общая психодиагностика I Под ред. А.А. БодалеВа, В.В. Столина, М.,1987.83-90.

2. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. М.,1997 С.90-100.

3. Купер К. Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т.М.Марютиной - М, 2000. С. 448-470.

4. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика личности. Киев. 1989 С. 95-114.

5. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагности способностей.//Психол. журнал. 1991.№2. С. 94-104.

6. Бурлачу к Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике, СГ 2001. С. 97-99.

Вопрос 1.

Проблема классификации психодиагностических методик.

Исторический экскурс, первые попытки.

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психо диагностики.

Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

4. по психической активности испытуемых:

◦ интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

◦ экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

◦ проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

◦ исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Наши рекомендации