Проблема создания АРМ психолога
Формирование компьютерных психодиагностических систем (монография В. Б. Рябова, 1982; А. Ф. Веселкова, 1987 и др.). Речь идет именно о рабочем месте психодиагноста, а не психолога вообще.
В настоящее время АРМ-П включает в себя стандартный набор диагностических методик, предназначенных для исследования психомоторных свойств, особенностей психики (познавательных и эмоционально-волевых) процессов, социально-психологических черт личности.
Существующие АРМ-П скорее необходимо рассматривать как автоматизированное рабочее место психодиагноста.
Система АРМ-П с точки зрения содержания включает в себя три подсистемы:
1) программа, реализующая проведение тестирования, хранения, обработку и интерпретацию результатов;
2) система управления базой данных;
3) программы статистической обработки.
Выбор прикладных статистических программ:
Использование статистических программ в компьютерной обработке ускоряет обработку материала и предоставляет в распоряжение исследователя такие методы анализа, которые в ручной обработке не могут быть реализованы.
Для того чтобы избежать лишних сложностей и временных затрат, целесообразно выбрать программу с возможно более дружественным интерфейсом, то есть достаточно развитую функцию подсказок (в том числе с расчетом на неподготовленного пользователя).
Один из наиболее распространенных способов компьютерной обработки − использование электронных таблиц.
Использование компьютерных методик отнюдь не снижает требований к квалификации психолога. Как минимум, он должен обладать такими знаниями и навыками, как:
- знание основных принципов нормоориентированного тестирования;
- знание типов тестов, областей их применения, их выбор в соответствии с целями исследования;
- знание основ психометрики;
- знание и неукоснительное соблюдение этических норм психологического тестирования;
- навык работы с компьютерной техникой.
ТЕМА 4.
ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Краткое содержание лекции:проблема классификации психодиагностических методик. Возможности классификации психодиагностических методик. Операциональное и предметное основания классификации.
Классификация в зависимости от вида психодиагностической процедуры, специфики обследуемых, типа стимульного материала и сбора данных.
Классификация по основному методическому принципу: психофизиологические измерения, объективные тесты, наблюдение и самонаблюдение, стандартизированные самоотчеты: тест-опросники, оценочные процедуры, проективные техники, диалоговые методики.
Классификация, в основании которой заложен диагностируемый психический феномен.
Требования, предъявляемые к квалификации психолога-практика в зависимости от сложности психодиагностических методик.
Вопросы лекции:
Вопрос 1.Проблема классификации психодиагностических методик.
Исторический экскурс, первые попытки.
Вопрос 2.Возможности классификации
психодиагностических методик.
Вопрос 3.Операциональное основание классификации
психодиагностических методик.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн.2. С . 122-153. Общая психодиагностика I Под ред. А.А. БодалеВа, В.В. Столина, М.,1987.83-90.
2. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. М.,1997 С.90-100.
3. Купер К. Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т.М.Марютиной - М, 2000. С. 448-470.
4. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика личности. Киев. 1989 С. 95-114.
5. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагности способностей.//Психол. журнал. 1991.№2. С. 94-104.
6. Бурлачу к Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике, СГ 2001. С. 97-99.
Вопрос 1.
Проблема классификации психодиагностических методик.
Исторический экскурс, первые попытки.
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психо диагностики.
Классификации методов по Й.Шванцаре
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
4. по психической активности испытуемых:
◦ интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
◦ экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
◦ проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
◦ исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.