Проблема выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики

Источник: Елдышова О.А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики. //«Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова» научно-методологический журнал, 2007, т.13, серия Психологические науки «Акмеология образования», №5, с.21-24

«Синдром эмоционального выгорания — синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» (Kovecses, 1980) [4, 13].

Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи (Maslach, Schaufeli, Marek, 1993) [4, 14]. Синдром эмоционального выгорания — эмоциональное истощение, невозможность сострадать.

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В. В. По его мнению эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами — свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоции, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание В. В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.
Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе выгорание, таким образом, В. В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными — его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности. [1]

А. С. Шафранова классифицировала профессии на основании «преобладающего присутствия творческого начала». «Профессии высшего типа» выделены по признаку «необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой», тогда как профессии среднего (ремесленного) типа подразумевают работу только над предметом, а профессии низшего типа после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Позднее она добавила в первую группу врачей и психологов.

Анализ показал, что группа высших профессий «совершенно особая», если обратить внимание на: 1) моменты и условия работы; 2) аппарат, производящий эту работу; 3) значение для производства каждого отдельного работника; 4) роль, которую работа играет в психофизиологической жизни каждого работника. Первая особенность состоит в том, что работа «всегда новая», ряд моментов совершенно не доступен внешнему наблюдению и учету, а доступные моменты требуют особого психологического анализа: механические элементы подчинены творческому началу (их увеличение свидетельствует или о чрезвычайной ненормальности условии, или о профнепригодности).

Вторая — в том, что у работников механического труда свойства продукта определяются орудием производства, а здесь — характером и свойствами самого исполнителя, причем, «наличие всех особенностей психологического профиля не делает человека педагогом-творцом», так как еще необходимо и призвание; каждый создает индивидуальную ценность и любое орудие делает выразителем своей индивидуальности.

Третья — в том, что необходимо путем специальной подготовки развивать до совершенства психические и физиологические способности, ибо в противном случае совершается «насилие над психикой» и как результат «подавленность, измученность, раздражительность».

Четвертая — в том, какие, кроме названных эмоций, могут быть психофизиологическим следствием такой работы: в первую очередь следует отметить переутомление из-за «высокого участия волевого стимула» и постоянной активной работы сознания; переутомление объясняется также большим количеством внеурочной работы и сложностью комплекса рабочих действий; вышеперечисленное усугубляется частой напряженностью в виде «специфических эмоций».

Классификация, выстроенная А. С. Шафрановой, позволяет утверждать, что синдром эмоционального выгорания характерен только для профессий высшего типа. [5]

С синдромом выгорания может столкнуться каждый специалист, в особенности работающий в сфере «помогающих» профессий. Создание профилактических и «обновляющих» программ представляет собой очень перспективный и эффективный вид помощи «выгорающим» работникам.

Действия, которые направлены на то, чтобы одолеть синдром выгорания, предполагают как самопомощь, так и оказание внешней профессиональной помощи. В первом случае «выгорающим» работникам нужно научиться осознавать симптомы психологического стресса и управлять им, овладеть широким спектром приемов саморегуляции и преодоления первых симптомов стресса на работе. Если же такая помощь самому себе окажется недостаточной, потребуется профессиональная — для профилактики и преодоления синдрома выгорания.

В специальной литературе можно обнаружить массу рекомендаций по «самопомощи» от стресса и выгорания. Рассмотрим научно обоснованные подходы к преодолению выгорания, элементы которых мы используем в работе с консультантами Телефона Доверия.

Один из примеров такой работы — технология психологической помощи практикующим психологам-консультантам, переживающим рассматриваемый синдром. В первую очередь рекомендуется выяснить мотивы (причины), приведшие консультанта в профессию, и личную значимость для него данной работы. Чтобы прояснить эти моменты, можно использовать подвид экзистенциального анализа, предложенный Э. Малач-Пайнс (Malach-Pines, 2001). [4, 362]
Исследователь сосредоточивается в своей работе на экзистенциальной значимости для консультанта совершаемой работы, а также на психоаналитическом подходе к исследованию причин, приведших к выбору данного рода деятельности. По мнению автора, работа с первоначальными дефицитами, восполнению которых служит непосредственная работа психотерапевта, может существенно снизить риск выгорания в профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Другой подход — восстановление или создание соответствующего уровня коммуникаций для лиц, подверженных выгоранию (Evans, Villavisanis, 1997). [4, 363] Психологическая помощь «выгорающим» основывается на предположении о том, что главная причина выгорания — нарушение коммуникативной составляющей межличностных отношений, восстановление которой способствует ослаблению синдрома.

Предлагается несколько этапов восстановления коммуникаций, субъектами которых чаще всего бывают коллеги психолога.
Первый этап — это социальная интеракция. Под этим довольно размытым термином понимается простое неструктурированное общение, складывающееся главным образом на пикнике или во время обеда, сама обстановка которого ненавязчиво играет роль айс-брейкера (растапливающего лед, холодность общения).

На втором этапе предлагается обмен мнениями в группе: фасилитатор плавно переводит ее в режим более структурированной дискуссии, темой которой чаще всего выступает синдром выгорания и его воздействие на профессиональное общение. К такой работе применимы те же принципы, что и к стандартной Т-группе или группе встреч.
Заключительный этап — возврат к неструктурированному общению, во время которого члены группы могут поделиться впечатлениями и завязать социальные контакты.

Групповые занятия проводятся постоянно, и создаваемые или восстанавливаемые навыки социальной коммуникации становятся основой для снижения стрессов и риска выгорания.

Разработка профилактических мероприятий должна учитывать особенности профессиональной деятельности и специфических для нее факторов риска, а также возраст, пол и стаж работы в данной области.

Обобщив выше изложенное, мы создали программу профилактических мероприятий, осуществляющихся на Телефоне Доверия г. Астрахани по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии психолога – консультанта.

1. Информирование консультантов о причинах и признаках выгорания. Первой задачей в профилактике выгорания является расширение информированности сотрудников о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность. С этой целью составлен пакет материалов «Помоги себе сам: способы профилактики профессионального выгорания», который используется при проведении тренингов, групповой и индивидуальной супервизии. Была проведена серия лекций «Психология стресса и профессиональное выгорание», кроме этого все сотрудники Телефона Доверия прошли учебно – методический семинар – тренинг «Супервизия и балинтовские группы в работе с профессиональным «выгоранием» психологов». Для профилактики стресса и «выгорания» необходима переоценка суждений (убеждений) относительно себя, других людей, мира и их изменение в сторону большей реалистичности и рациональности.

2. Эмоциональная поддержка осуществляется с помощью общения в профессиональном клубе. В рамках клуба проводятся «круглые столы», психологические практикумы. Его главное назначение — совместное проведение досуга, здоровый образ жизни. Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни города, праздники и дни рождения — все это позволяет отключиться от профессиональных проблем, получить заряд бодрости, желание жить и работать. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации — это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального выгорания. Чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления.

3. Создание системы мероприятий, повышающих значимость профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание возлагают на руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы работа стала более значимой для сотрудника. Чтобы повысить значимость труда, используются такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений и награждений. Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация может также четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции и организовать здоровые взаимоотношения сотрудников.

Так как мы рассматриваем синдром эмоционального выгорания в рамках профессиональной деятельности, целесообразным становится проведение специальной «корректирующей сессии супервизии». Г. В. Залевский пишет, что на сегодняшний день существует довольно большое число разных концепций и моделей супервизии. Это и «Баллинтовская группа», которая вначале применялась в отношении врачей, а затем распространилась и на «помогающие профессии». Гештальт-супервизия, акцент в которой ставится на субъективность, восприятие, личностное сознание, переживание и опыт. Поведенческо-терапевтическая супервизия, в ходе которой слушатели получают возможность обсуждения собственных проблемных случаев.

Главная задача супервизии состоит в том, чтобы помочь супервизируемым приобрести недостающие знания и умения. Супервизию можно понять как процесс научения и обучения, который представляет собой профессионально-ориентированную позицию помощи, сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации, анализ, рефлексию и отработку этой ситуации, улучшение профессиональной компетентности, разрешение межличностных конфликтов, эмоциональную поддержку и так далее. Поэтому супервизия — есть регулярно практикуемая форма сохранения качества профессиональной деятельности специалистов, работающих в сфере «помогающих профессий».[2]

Литература.


1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.- 469С.
2. Залевский Г. В. Супервизия: основания классификации, концепции
и модели. Сибирский психологический журнал. № 13, 2000.
3. Психология профессионального здоровья. /под ред. Г. С. Никифорова. – Саб: Речь, 2006. – 480с.
4. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002.
5. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя //Вопросы психологии. 1994.

Наши рекомендации