Параметрические критерии

«+» «-»
1. Снижение вероятности слу­чайных, непродуманных ответов (таких как «выбираю всех» или «не отвергаю никого»), 2. Уменьшение трудоемкости и продолжительности процедур об­работки и анализа результатов. 3. Возможность сопоставления материалов по группам разной чис­ленности (параллельных классов и т.п.).   1. Невозможность раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, выявление лишь наиболее значимых из них. 2. Отсутствие характеристик т. н. эмоциональной экспансивности респондентов, выражающей по многом, степень коммуникабельно­сти (кто-то выбрал бы, к примеру, только двух, а другой более общительный, 15 человек, но им разрешено не более трех).

Основные требования к формулировкам социометрических критериев заключаются в следующем:

v смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;

v все ситуации выборов должны описываться максимально конкретно и точно (так, содержание критерия «С кем бы Вы хотели вместе работать?» нуждается в непре­менном уточнении (где? когда? в каком качестве? при ка­ких условиях? и т.д.). Иначе различия в понимании слово­сочетания «вместе работать» превратят вопрос в тот, кото­рый обозначает для различных респондентов совершенно разные отношения);

v необходимо чтобы вопросы вызывали определенный интерес у большинства респондентов, имели значимости, для них;

v формулировки не должны содержать в себе неоправ­данных ограничений выборов членов группы по интеллектуальным, половым, физиологическим и другим признакам.

В чем состоят недостатки приведенных ниже вопросов? Каким образом надо их изменить для использования в ка­честве социометрических критериев?

«С кем из одноклассников Вы хотели бы проводить свободное время?», «С кем бы в группе Вы хотели дружить?», «Выберите, кто из членов группы является Вашим товарищем?», «Кто среди Ваших одноклассников имеет наибольший рейтинг?», «Кто в классе является твоей подругой?», «С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой?»

Возьмем, к примеру, последний вопрос. С одной стороны, известно, что «сидеть за одной партой» можно, исходя из совершенно различных соображений (симпатии, личной выгоды, престижа, в целях развлечения или взаимоподдер­жки). С другой стороны, вопрос может быть понят школьником, как имеющий жесткое ограничение по числу воз­можных ответов. Поэтому в подобной формулировке он не может служить эффективным социометрическим критерием.

Итак, необходимо проверить, чтобы все используемые критерии были понятны обследуемым, значимы и интерес­ны для них, конкретны по содержанию и адекватны по форме. Иначе достоверность полученных данных окажется весьма незначительной.

Социометрический шифр. Всем членам группы, включая отсутствующих в данный момент, присваиваются порядковые номера (шифры). Общие их списки заранее готовятся и при обследовании раздаются на каждый стол. Если в по­мещении есть классная доска, то список шифров и фамилий можно написать на ней.

При ответе респонденты выставляют на бланках не фа­милии других членов группы, а соответствующие номера.

Социометрическая карточка (опросный лист, бланк ан­кеты) - это средство получения информации от опраши­ваемых. Именно на ней производятся регистрации инди­видуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и краткая инструк­ция по заполнению.

При проведении социометрического обследования нет и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура окажется неэффективной. Поэтому карточки должны подписываться респондентами. Однако в ряде случаев возможно

Использование метода скрытой нумерации бланков до начала социометрии. Если исследователю достоверно известно, кто из респондентов заполнял данный бланк, наличие на нем фамилии не обязательно.

Социометрическая карточка может выглядеть таким образом:

Критерии Выборы
1. 2. 3. 4. Кого из студентов Вы хотели бы выбрать старостой своей группы? Кого бы Вы не хотели выбрать старостой группы? Кого из группы Вы хотели бы пригласить домой на встречу Нового года? Кого из группы Вы не пригласили бы к себе домой на встречу Нового года?      

Целесообразно при этом использовать социометрические критерии, рассчитанные на выражение положительного и негативного отношения респондента к другим членам группы. Но на карточке не должно быть чрезмерно большого количества критериев, это затрудняет последующую обработку и анализ результатов.

Если применялась непараметрическая процедура соци­ометрии, то размеры графы «выборы» делают достаточно большими. Если же принята процедура параметрическая (с лимитом выборов), то обычно чертится столько вертикальных граф в правой части карточки, сколько выборов разрешено. В том и в другом случае иногда возникает необходимость установить сравнительную ценность индивиду­альных предпочтений. Для этого в карточке делают графу, озаглавливаемую, «выбор в первую очередь» и вводят обо­значение «другие выборы». Позже, при обработке материа­ла, порядок выборов обозначают дополнительными симво­лам или разными по цвету чернилами.

Желательно, чтобы социометрические карточки предъяв­лялись респондентам в отпечатанном виде. Общее количество карточек соответствует численности группы.

Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть и группу, и список фамилий ее членов с шифрами.

Важным условием проведения социометрии является предварительное установление доброжелательных и достаточно доверительных отношений исследователя и респондентов. Эффективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной форме.

Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что все результаты социометрии конфиденциальны. Запол­ненные карточки по окончании работы собирает сам ис­следователь. Окончательные итоги обычно сообщаются, индивидуальна Особое значение при этом подчас приобретают тактичность и доброжелательность психолога.

Участие в процедуре опроса - дело добровольное. Сле­дует быть готовым к тому, что часть группы в силу тех или иных причин может отказаться от работы. Уменьшить число возможных отказов обычно удается, если проводится предварительная устная разминка с использованием дру­гих критериев, более легких и приемлемых для большин­ства.

Текст инструкции включает в себя следующие разделы:

v определение цели работы;

v характеристика условий ее проведения (самостоятельность заполнения карточек, искренность ответов, конфи­денциальность информации);

v инструктаж по заполнению карточек;

v указание на необходимость подписать их;

v ответы на возникающие вопросы.

Работа начинается только после того, как исследователь убедился, что все респонденты поняли особенности вы­полнения. Им должно быть предоставлено достаточно вре­мени на обдумывание своих ответов. Не следует настаивать на том, чтобы были непременно сделаны все предписанные выборы.

При опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.

После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.

Первый этап обработки данных - составление социоматрицы- таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.

В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например, «работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.

Заполненная социоматрица имеет такой вид: (см. следующую страницу).

На основе социоматрицы строится социограмма.

Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометри­ческие критерии.

Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.

Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом:


 

Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru

Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru - отрицательный

Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru выбор 1-го лица

Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru - тот кого выбирают - взаимный

Параметрические критерии - student2.ru положительный выбор

Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru - тот кто выбирает

Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru - взаимный

- он выбирает и его отрицательный выбор

Параметрические критерии - student2.ru Параметрические критерии - student2.ru - положительный выбор первого лица

           
    Параметрические критерии - student2.ru
 
    Параметрические критерии - student2.ru
  Параметрические критерии - student2.ru

- обозначение пола (мужской, женский) респондентов


 

№ п/п Кто выбирает Кого выбирают Сделанные выборы
+ - Всего
1. Авдеев В. М.     +   -   -   +  
2. Аникина Т. М.   +           - + -
3. Борисова А. Я.   -     -       + +
4. Верба Е. В.     -       + - +    
5. Денисова А. П.       - +   -   +  
6. Коваль Д. Ю.   -     -       +  
7. Лисовская Е. В.   - +       -   +  
8. Матвеев М. Я.     + - +          
9. Сидоров С. А.           + - - +  
+ Полученный выборы      
-    
Всего    

Социоматрица

Типы социограмм:

а) произвольного вида - показывает комбинацию меж­личностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы:

б) концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношении в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом обычно чем выше положительный статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме:

в) локограммного вида – в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении где происходит основная деятельность группы.

Выбор типа социограммы определяется задачами иссле­дования. Социограмма произвольного вида представляет

собой следующее:

Параметрические критерии - student2.ru  

Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных наиболее влиятельных членов группы, затем – взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выб­равших друг друга. Особоевнимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными чле­нами.

Социометрические индексы услужат для выявления количественных характеристик отношений в группе. Разли­чают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с. и.). о Основными П.С.И. являются: индекс социометричес­кого статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной

экспансивности (для выбирающего) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.

Социометрический статус - это характеристика пози­ции члена группы, в нем отражается степень влияния чело­века, потенциальная способность к лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.

Индекс положительного статуса определяется по формуле:

Параметрические критерии - student2.ru

Индекс отрицательного статуса определяется по фор­муле:

Параметрические критерии - student2.ru

где B+- количество полученных тем или другим чле­ном группы положительных выборов, В - - количество по­лученных им отрицательных выборов, N - число членов груп­пы.

Эмоциональная экспансивность - характеристика по­требности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности респондента.

Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:

Параметрические критерии - student2.ru

где V+- количество сделанных респондентом положи­тельных выборов, V-- количество сделанных им отрица­тельных выборов, N - число членов группы.

Следует обратить внимание, что индекс экспансивнос­ти определяется только при непараметрической процедуре социометрии.

Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в группе используется, если исследование предусмaтpивaлo применение как коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:

Параметрические критерии - student2.ru

где Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, а Q - число ожидавшихся выбором себя другими.

Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплочен­ности группы).

Индекс общей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:

Параметрические критерии - student2.ru

где Vn+- сумма всех положительных выборов в группе, Vn- - сумма всех отрицательных выборов, N – численность группы.

Индекс психологической взаимности выборов характе­ризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает "удельный вес" положительной взаим­ности отношений в группе по отношению теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:

Параметрические критерии - student2.ru

где Х+- число положительных взаимных связей в груп­пе.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: социометрия; выбор; соци­ометрический критерий; виды критериев: коммуникатив­ные, гностические, двойные, одинарные, параметрические, не­параметрические; социометрический шифр; социометрическая карточка; социоматрица; социограмма; типы социограмм: произвольного вида, концентрические (мишеневые), локограммные; социометрические индексы: социо­метрического статуса, эмоциональной экспансивности, вза­имности выборов.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы назначение, область применения, достоинства и недостатки метода социометрии?

2. Каких ошибок следует избегать а) при подготовке со­циометрии, б) во время ее проведения, в) при анализе ре­зультатов?

Упражнение 1:

Составьте следующий перечень критериев для социо­метрии подростков (старших школьников, студентов):

3. Коммуникативный положительный;

4. Коммуникативный отрицательный;

5. Гностический положительный;

6. Гностический отрицательный;

7. Одинарный положительный;

8. Одинарный отрицательный;

9. Двойной положительный;

10. Двойной отрицательный.

Упражнение 2:

Выполните по предлагаемым данным социометрию груп­пы (в т.ч.: социоматрицу, социограмму концентрическую, индексы статуса (для пяти чел.), психологической взаим­ности группы). Сделайте выводы. Характеристика группы: Всего 9 чел, (из них юноши 1,8,6,9)

1-й выбрал 2 и 8, отверг 4 и 6

2-й выбрал 8 и 1, отверг 7 и 9

3-й выбрал 8 и 9. отверг 1 и 4

4-й выбрал 7 и 5, отверг 1 и 6;

5-й выбрал 4 и 8, отверг 3 и 6;

6-й выбрал 8, отверг 1 и 4;

7-й выбрал 2 и 8, отверг 1 и 6;

8-й выбрал 2 и 4, отверг 3;

9-й выбрал 5 и 8, отверг 7 и 6.

Упражнение 3:

Проанализируйте и обсудите ошибки при выполнении упражнений 1 и 2.

Упражнение 4:

Выполните социометрическое обследование школьно­го класса или студенческой группы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ЦЕЛЬ:Освоение процедур аутосоциометрии как вспо­могательного средства диагностики межличностных отно­шений в группе.

Как известно, аутосоциометрический метод предусмат­ривает субъективное определение самими испытуемыми взаимных отношений всех членов группы друг к другу и к себе лично. При этом обычно совершаются следующие действия:

v ранжирование других лиц в соответствии с представ­лениями об их внутригрупповых статусах;

v выражение мнений о наличии отношений симпатии и антипатии среди них;

v определение собственного положения в системе меж­личностных отношений в группе.

Рассмотрим особенности использования аутосоциомет­рии.

ПОСТРОЕНИЕ АУТОСОЦИОГРАММ. Подготовка к данной процедуре предполагает (как и традиционная со­циометрия) установление доверительных отношений испытуемых к психологу, обеспечение готовности к участию в опросе, выполнение требований конфиденциальности, самостоятельности действий респондентов и общей ори­ентировки их в особенностях предстоящей работы.

Каждому участнику опроса выдается список всех чле­нов группы под соответствующими порядковыми номерами, незаполненная мишеневая социограмма из четырёх ок­ружностей, вписанных друг в друга, текст инструкции и об­разец условных обозначений.

Примерный текст инструкции может гласить следую­щее: «Используя свойственную Вам психологическую на­блюдательность, расположите всех членов группы на блан­ке согласно положению, которое они занимают. Не бойтесь допустить неточности или ошибки, ведь речь идет именно о Вашем мнении. Однако постарайтесь быть предельно объективными.

Номера, обозначающие товарищей, которым симпати­зируют очень многие в группе, поместите в центральный круг; тех кому симпатизируют многие, - во второе кольцо; тех, кому симпатизируют только некоторые, - в третье коль­цо; тех, кто не пользуется особой симпатией, - в четвертое кольцо, и, наконец, тех, кто вызывает общую антипатию, ос­тавьте за пределами кругов.

Не забудьте поставить и свой номер в соответствующую позицию. После этого соедините номера, обозначающие членов группы следующими линиями:

Прямая черта будет означать, что эти люди испытывают взаимную симпатию друг к другу; линия со стрелкой – симпатия без взаимности; пунктирная линия – взаимную антипатию; пунктир­ная линия со стрелкой - антипатию одного лица к друго­му.

Обозначьте и свое отношение к людям, и их отношение к Вам».

Следует заметить, что возможен и вариант, когда рес­понденты руководствуются конкретными социометрическими критериями, а не определяют весьма обобщённые и расплывчатые отношения симпатии и антипатии.

ЗАПОЛНЕНИЕ АУТОСОЦИОМАТРИЦ. В том, случае, если численность группы, является значительной, испытуе­мым иногда вместо аутосоциограммы предлагают заполнить аутосоциоматрцу. Она представляет собой список группы под соответствующими номерами, в котором для каждого человека отведена горизонтальная строка. Текст инструкции содержит либо указание на выражение отно­шений симпатии и антипатии, либо перечень социометри­ческих критериев. Заранее определяется обычно число мак­симальных положительных и отрицательных выборов на каждой строке.

В инструкции говорится примерно следующее: «Перед Вами список группы. Обозначьте знаком «+», кого вы вы­бираете в соответствии с данным заданием. Пусть таких знаков будет не более трех. Ставить их надо на пересечени­ях горизонтальной линии вашего номера с вертикальными линиями номеров тех людей, которых Вы выбираете. Анало­гично, поставьте знаки «-» для обозначения тех лиц, кото­рых Вы отвергаете при ответе на данное Вам задание.

Далее, следует заполнить таблицу за каждого из членов группы. Для этого постарайтесь представить себе, кого вы­берет или отвергнет тот или иной человек. В каждой гори­зонтальной строке не должно быть более трех знаков «+» и трех знаков «-».

При необходимости психолог дает респондентам допол­нительные разъяснения.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Этот процесс может про­ходить в двух вариантах:

v сопоставление итогов выполнения индивидуальных аутосоциограмм или аутосоциоматриц с данными обыч­ной социометрической процедуры;

v сопоставление результатов выполнения индивидуаль­ных аутосоциограмм или аутосоциоматриц с обобщённы­ми в пределах группы аутосоциометрическими данными

В том и в другом случае большая достоверность резуль­татов приписывается обобщенным по всей группе матери­алам.

Сосредоточим внимание на описании второго варианта. Вначале рассмотрим порядок сравнения «рефлексивного» и «реального» статусов членов группы.

Рефлексивный, то есть предполагаемый, приписываемый себе, статус устанавливается на основании самоопределе­ния респондента.

Если используется аутосоциограмма, то человеку, поста­вившему свой собственный номер в центральный круг, присваивается 1-ая статусная категория, во второе кольцо - 2-ая, в третье и четвертое кольцо, соответственно, - 3-я и 4-ая статусные категории, оставившему себя за пределами окружностей - 5-ая.

В том же случае, когда применяется аутосоциоматрица, такой статус определяется по результатам заполнения ис­пытуемым соответствующей себе вертикальной графы таб­лицы. К примеру, для группы из 25-30 человек при пара­метрической процедуре с ограничением в 3-4 выбора 1-ая статусная категория может быть присвоена лицу, выделив­шему в отношении самого себя семь и более положитель­ных выборов, 2-ая категория - пять-шесть таких выборов, 3- я - четыре или три выбора, 4-ая - два или один выбор, а 5- ая - при отсутствии положительных выборов.

Реальный статус того или иного лица высчитывается в ходе анализа всей совокупности аутосоциограмм или аутосоциоматриц в группе. При известной трудоёмкости про­цедуры, по мнению А. А. Реана и Я. Л. Коломинского, этот показатель обладает большей степенью достоверности, не­жели обычный социометрический статус.

Итак, при работе с аутосоциограммами каждой «орби­те» присваивается определенное количественное значение. А именно: центральный круг - 4 балла, второе кольцо - 3 балла, третье - 2 балла, четвертое - 1 балл, а пространству за пределами внешней окружности - 0 баллов. Затем подсчитывается число (1) членов группы, которые поместили обо­значение того пли иного человека на соответствующие орбиты (дали ему определенное количество баллов), и этот результат делится на число испытуемых, положительно выделивших данного индивида. Обычно это число (п-(п-1)) »совпадает с количеством членов группы без единицы (без его самого), однако, может получиться, что не все испытуе­мые обозначили на аутосоциограмме всех без исключения членов группы. Таким образом, соответствующая формула имеет следующий вид:

Параметрические критерии - student2.ru

Персональный реальный статус члена группы в этом случае находится в пределах от 4 до 0. При этом самый высокий (1-й) статус присваивается индивиду, индекс ко­торого попадает в интервал от 4 до 3,5;

2-й статус - от 3,5 до 2,5;

3-й статус - от 2,5 до 1,5;

4-й - от 1,5 до 1

и 5-й - менее 1.

Приведём примеры для группы в 25 человек: пусть 10 её членов отнесли испытуемого к 1-й статусной категории (поместили его номер в центральный круг, 6 - ко 2-й, 3 - к 3-й, 4 - к 4-й, 1 чел. - к 5-й категории. Тогда его персональ­ный реальный статус по формуле будет составлять:

Параметрические критерии - student2.ru

что соответствует 2-й статусной категории.

Если же реальный статус члена группы вычисляется по итогам аутосоциоматриц, то общая сумма всех положитель­ных выборов по отношению к этому человеку делится на число членов группы. Его собственная аутосоциоматрица при этом, естественно, не обрабатывается.

Теперь мы можем сопоставить для любого члена группы показатели его уровни притязаний в сфере межличностных отношений и реального положения в группе. Задание: выполните аутосоциометрическую процедуру в школьном классе или студенческой группе, используя по собственному выбору аутосоциоматрицы или аутосоциограммы, Рассчитайте показатели рефлексивного и реально го статуса не менее чем для половины группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков И.Л. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. -JI., 1970

2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в шалых группах. - Минск, 1976

3. Методы социальной психологии /Ред. Е.С. Кузьмин, U.E. Семенов.-JI., 1977

4. Практикум по социологии /Ред. И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлов и др. - М., 1992

5. Реан A.A. Коломинский Я.Л. Социальная педагогичес­ки психология. - СПб., 1999

6. Современная западная социология: словарь/Сост. Ю.Н. Давыдов, М.С. Ковалева, А.Ф. Филиппов. - М., 1990

7. Ядов В.А. Социологическое исследование. - М., 1972

ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

1. сущность и специфические особенности экспертного оценивания

2. причины нарушение достоверности результатов экс­пертизы (на примере дидактического оценивания)

Эксперт — (от лат. «опытный», «искушенный») - компетентное лицо, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации. Его за­дачей является выражение своего мнения о качестве объекта или явления по определенной шкале в соответствии с пре­дусмотренными для этого правилами. Основное содержание метода экспертных оценок заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных.

В психологическом исследовании экспертное оценивание может рассматриваться как в качестве самостоятель­ного метода познания, так и в виде существенного компо­нента процедур наблюдения, опроса, эксперимента, анализа продуктов деятельности, словом, везде, где имеет место нестандартизированный переход от признаков к выводам.

Более того, те или иные разновидности экспертизы при­меняются на любом этапе исследования: в определении его целей и задач, в построении и проверке гипотез, при выявлении проблемных ситуаций, в ходе интерпретации понятийного аппарата, для обоснования адекватности используемого инструментария в процессе выработкирекомендаций и т.д.

Разумеется, экспертное оценивание не ограничено преде­лами психологической науки. Промышленность, образование, медицина, юриспруденция, спорт - поистине, трудно найти ту область знания или сферу деятельности, где оно не находило бы применений с давних пор и по настоящее время.

Особый интерес к исследовательскому потенциалу дан­ного метода появился после успешной реализации так на­зываемого «Дельфийского проекта». Суть его, как известно, состояла в решении сугубо актуальной после Второй ми­ровой войны задачи для правительства США: определении количества ядерных зарядов, достаточных для обеспечения безопасности страны и ее союзников. В то время частная фирма «Ренд корпорейшн», предложив экспертное оцени­вание в качестве способа решения проблемы, превзошла по ряду параметров (кратковременность процедур, их срав­нительно малая трудоемкость и себестоимость) традици­онные методики добывания информации Пентагона и ЦРУ. Вместо сотен секретных агентов и десятков аналитиков, выявляющих потенциальные цели на территории против­ника, было задействовано семь экспертов (четыре эконо­миста, специалист по атомным взрывам, специалист по си­стемному анализу и инженер-электронщик). Еще несколь­ко человек снабжали их разного рода информацией.

Само название проекта возникло в кругах скептически настроенных чиновников, утверждавших, что достоверность его результатов вполне соответствует качеству предсказа­ний древнегреческих прорицательниц в храме Аполлона в Дельфах. Однако независимая проверка сделанных экспер­тами обоснований стала доказательством адекватности дан­ного метода исследовательской задаче.

Успех «Дельфийского проекта» был обусловлен тщатель­ностью подбора экспертов, своевременным и всесторон­ним их информированием, а также эффективностью орга­низации всех этапов оценочной деятельности.

Рассмотрим наиболее существенные особенности этой экспертизы. К основным чертам организации «Дельфийс­кого проекта» следует отнести:

1) цикличность процедуры, повторяемость ее стадий. (Как известно, вначале каждый эксперт выдавал свою оценку и обосновывал ее. Затем составлялась итоговая сводка, отра­жающая мнения всех участников работы. Изучив эту ин­формацию, эксперты корректировали свои прежние оцен­ки и комментарии. Формулирование индивидуальных мне­ний повторялось четыре раза. При этом было отмечено зна­чительное сближение экспертных суждений между собой);

2) отсутствие прямого контакта экспертов друг с дру­гом, что гарантировало сведение к минимуму интерсубъек­тивных влияний общения на качество результатов;

3) анонимность участников работы, позволявшая им принимать во внимание оценки и обоснования других, но не их звания, регалии, общественное положение или науч­ный авторитет;

4) оперирование не только количественными оценка­ми, но и их аргументацией, что способствовало повышению уровня обдуманности индивидуальных суждений;

5) участие в работе специальной группы, обеспечивающей обработку и передачу экспертной информации.

В последнем случае имеется в виду так называемая мониторная группа, деятельность которой в экспертном оце­нивании обычно включает в себя формулирование иссле­довательской задачи, подбор компетентных специалистов, их инструктаж, разработку оценочных параметров, обеспе­чение работы экспертов (техническое, математико-статистическую обработку данных, логико-семантическое офор­мление суждений). Это своеобразные «эксперты по орга­низации экспертиз».

Недостатки в осуществлении мониторной деятельности самым пагубным образом сказываются на качестве оце­ночных процедур. Дело в том, что рассматриваемый нами метод относится к категории субъективных. Это, напомним, означает признание факта, что результаты экспертного оценивания в значительней мере зависят не только от объекта исследования но и от характеристик тех лиц, которые это исследование выполняют.

Иногда эксперта сравнивают с измерительным «устрой­ством», к сожалению, не всегда способным к точной работе. С одной стороны, это может быть связано с теми или ины­ми его качествами (некомпетентностью, предвзятостью, не­добросовестностью, незаинтересованностью в успехе дела, неуверенностью в себе и т.д.), с другой стороны, быть след­ствием целого ряда просчетов мониторной группы (напри­мер, таких, как нечеткость в определении целей работы, осу­ществление экспертного опроса без специально разрабо­танной программы, невнятность инструкций по оценке, недостаточный учет влияния факторов искажения досто­верности результатов экспертизы, поверхностность в обра­ботке суждений экспертов).

Следует заметить, что основной задачей мониторной деятельности является максимальное приближение оценок экспертов к истине. Субъективность метода вовсе не озна­чает его неэффективности. Экспертное оценивание стано­вится способом получения недостоверной информации только в тех случаях, когда плохо подобраны специалисты и некачественно организована их работа.

На данной схеме представлена классификация типов экспертиз (по П.Б. Шошину):

               
   
Оценивание
    Параметрические критерии - student2.ru
        Параметрические критерии - student2.ru
 
 
  Параметрические критерии - student2.ru

Перейдем к анализу содержания оценочной деятельности экспертов. В целом, в ней можно выделить такие этапы:

1. Подготовка к экспертизе (изучение порядка и правил оценивания, ознакомление со способами регистрации суж­дений, актуализация знаний в данной конкретной облас­ти),

2. Исследование объекта экспертизы;

3. Возникновение имплицитной оценки - той, где субъек­тивное впечатление, слабодифференцированное и неустойчивое, еще не получило выражения средствами внутренней речи, символами или словами;

4. Экспликация оценки – формулирование ее в уме, а затем и в вербальном или символическом виде;

5. Проверка правильности результата оценивания;

6. Аргументирование оценки;

7. Участие в информационном обмене между эксперта­ми.

Работа экспертов может происходить в условиях большей или меньшей стандартизации. Так, выражение их суж­дений в зависимости от особенностей исследования пла­нируется в форме свободного интервью или анкетирова­ния с полузакрытыми (или открытыми вопросами) или же, как стандартизированное интервью.

Особо следует остановиться на статистической обработке материала.

В практике научных исследований традиционно выде­ляют такие типы измерительных шкал:

Наши рекомендации