Параметрические критерии
«+» | «-» |
1. Снижение вероятности случайных, непродуманных ответов (таких как «выбираю всех» или «не отвергаю никого»), 2. Уменьшение трудоемкости и продолжительности процедур обработки и анализа результатов. 3. Возможность сопоставления материалов по группам разной численности (параллельных классов и т.п.). | 1. Невозможность раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, выявление лишь наиболее значимых из них. 2. Отсутствие характеристик т. н. эмоциональной экспансивности респондентов, выражающей по многом, степень коммуникабельности (кто-то выбрал бы, к примеру, только двух, а другой более общительный, 15 человек, но им разрешено не более трех). |
Основные требования к формулировкам социометрических критериев заключаются в следующем:
v смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;
v все ситуации выборов должны описываться максимально конкретно и точно (так, содержание критерия «С кем бы Вы хотели вместе работать?» нуждается в непременном уточнении (где? когда? в каком качестве? при каких условиях? и т.д.). Иначе различия в понимании словосочетания «вместе работать» превратят вопрос в тот, который обозначает для различных респондентов совершенно разные отношения);
v необходимо чтобы вопросы вызывали определенный интерес у большинства респондентов, имели значимости, для них;
v формулировки не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы по интеллектуальным, половым, физиологическим и другим признакам.
В чем состоят недостатки приведенных ниже вопросов? Каким образом надо их изменить для использования в качестве социометрических критериев?
«С кем из одноклассников Вы хотели бы проводить свободное время?», «С кем бы в группе Вы хотели дружить?», «Выберите, кто из членов группы является Вашим товарищем?», «Кто среди Ваших одноклассников имеет наибольший рейтинг?», «Кто в классе является твоей подругой?», «С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой?»
Возьмем, к примеру, последний вопрос. С одной стороны, известно, что «сидеть за одной партой» можно, исходя из совершенно различных соображений (симпатии, личной выгоды, престижа, в целях развлечения или взаимоподдержки). С другой стороны, вопрос может быть понят школьником, как имеющий жесткое ограничение по числу возможных ответов. Поэтому в подобной формулировке он не может служить эффективным социометрическим критерием.
Итак, необходимо проверить, чтобы все используемые критерии были понятны обследуемым, значимы и интересны для них, конкретны по содержанию и адекватны по форме. Иначе достоверность полученных данных окажется весьма незначительной.
Социометрический шифр. Всем членам группы, включая отсутствующих в данный момент, присваиваются порядковые номера (шифры). Общие их списки заранее готовятся и при обследовании раздаются на каждый стол. Если в помещении есть классная доска, то список шифров и фамилий можно написать на ней.
При ответе респонденты выставляют на бланках не фамилии других членов группы, а соответствующие номера.
Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) - это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению.
При проведении социометрического обследования нет и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура окажется неэффективной. Поэтому карточки должны подписываться респондентами. Однако в ряде случаев возможно
Использование метода скрытой нумерации бланков до начала социометрии. Если исследователю достоверно известно, кто из респондентов заполнял данный бланк, наличие на нем фамилии не обязательно.
Социометрическая карточка может выглядеть таким образом:
№ | Критерии | Выборы | ||
1. 2. 3. 4. | Кого из студентов Вы хотели бы выбрать старостой своей группы? Кого бы Вы не хотели выбрать старостой группы? Кого из группы Вы хотели бы пригласить домой на встречу Нового года? Кого из группы Вы не пригласили бы к себе домой на встречу Нового года? |
Целесообразно при этом использовать социометрические критерии, рассчитанные на выражение положительного и негативного отношения респондента к другим членам группы. Но на карточке не должно быть чрезмерно большого количества критериев, это затрудняет последующую обработку и анализ результатов.
Если применялась непараметрическая процедура социометрии, то размеры графы «выборы» делают достаточно большими. Если же принята процедура параметрическая (с лимитом выборов), то обычно чертится столько вертикальных граф в правой части карточки, сколько выборов разрешено. В том и в другом случае иногда возникает необходимость установить сравнительную ценность индивидуальных предпочтений. Для этого в карточке делают графу, озаглавливаемую, «выбор в первую очередь» и вводят обозначение «другие выборы». Позже, при обработке материала, порядок выборов обозначают дополнительными символам или разными по цвету чернилами.
Желательно, чтобы социометрические карточки предъявлялись респондентам в отпечатанном виде. Общее количество карточек соответствует численности группы.
Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть и группу, и список фамилий ее членов с шифрами.
Важным условием проведения социометрии является предварительное установление доброжелательных и достаточно доверительных отношений исследователя и респондентов. Эффективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной форме.
Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что все результаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются, индивидуальна Особое значение при этом подчас приобретают тактичность и доброжелательность психолога.
Участие в процедуре опроса - дело добровольное. Следует быть готовым к тому, что часть группы в силу тех или иных причин может отказаться от работы. Уменьшить число возможных отказов обычно удается, если проводится предварительная устная разминка с использованием других критериев, более легких и приемлемых для большинства.
Текст инструкции включает в себя следующие разделы:
v определение цели работы;
v характеристика условий ее проведения (самостоятельность заполнения карточек, искренность ответов, конфиденциальность информации);
v инструктаж по заполнению карточек;
v указание на необходимость подписать их;
v ответы на возникающие вопросы.
Работа начинается только после того, как исследователь убедился, что все респонденты поняли особенности выполнения. Им должно быть предоставлено достаточно времени на обдумывание своих ответов. Не следует настаивать на том, чтобы были непременно сделаны все предписанные выборы.
При опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.
После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.
Первый этап обработки данных - составление социоматрицы- таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.
В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например, «работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.
Заполненная социоматрица имеет такой вид: (см. следующую страницу).
На основе социоматрицы строится социограмма.
Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии.
Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.
Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом:
- отрицательный
выбор 1-го лица
- тот кого выбирают - взаимный
положительный выбор
- тот кто выбирает
- взаимный
- он выбирает и его отрицательный выбор
- положительный выбор первого лица
- обозначение пола (мужской, женский) респондентов
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирают | Сделанные выборы | ||||||||||
+ | - | Всего | |||||||||||
1. | Авдеев В. М. | + | - | - | + | ||||||||
2. | Аникина Т. М. | + | - | + | - | ||||||||
3. | Борисова А. Я. | - | - | + | + | ||||||||
4. | Верба Е. В. | - | + | - | + | ||||||||
5. | Денисова А. П. | - | + | - | + | ||||||||
6. | Коваль Д. Ю. | - | - | + | |||||||||
7. | Лисовская Е. В. | - | + | - | + | ||||||||
8. | Матвеев М. Я. | + | - | + | |||||||||
9. | Сидоров С. А. | + | - | - | + | ||||||||
+ | Полученный выборы | ||||||||||||
- | |||||||||||||
Всего |
Социоматрица
Типы социограмм:
а) произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы:
б) концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношении в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом обычно чем выше положительный статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме:
в) локограммного вида – в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении где происходит основная деятельность группы.
Выбор типа социограммы определяется задачами исследования. Социограмма произвольного вида представляет
собой следующее:
Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных наиболее влиятельных членов группы, затем – взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особоевнимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.
Социометрические индексы услужат для выявления количественных характеристик отношений в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с. и.). о Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной
экспансивности (для выбирающего) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.
Социометрический статус - это характеристика позиции члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.
Индекс положительного статуса определяется по формуле:
Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:
где B+- количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, В - - количество полученных им отрицательных выборов, N - число членов группы.
Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности респондента.
Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:
где V+- количество сделанных респондентом положительных выборов, V-- количество сделанных им отрицательных выборов, N - число членов группы.
Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.
Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в группе используется, если исследование предусмaтpивaлo применение как коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:
где Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, а Q - число ожидавшихся выбором себя другими.
Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).
Индекс общей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:
где Vn+- сумма всех положительных выборов в группе, Vn- - сумма всех отрицательных выборов, N – численность группы.
Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает "удельный вес" положительной взаимности отношений в группе по отношению теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:
где Х+- число положительных взаимных связей в группе.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: социометрия; выбор; социометрический критерий; виды критериев: коммуникативные, гностические, двойные, одинарные, параметрические, непараметрические; социометрический шифр; социометрическая карточка; социоматрица; социограмма; типы социограмм: произвольного вида, концентрические (мишеневые), локограммные; социометрические индексы: социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, взаимности выборов.
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы назначение, область применения, достоинства и недостатки метода социометрии?
2. Каких ошибок следует избегать а) при подготовке социометрии, б) во время ее проведения, в) при анализе результатов?
Упражнение 1:
Составьте следующий перечень критериев для социометрии подростков (старших школьников, студентов):
3. Коммуникативный положительный;
4. Коммуникативный отрицательный;
5. Гностический положительный;
6. Гностический отрицательный;
7. Одинарный положительный;
8. Одинарный отрицательный;
9. Двойной положительный;
10. Двойной отрицательный.
Упражнение 2:
Выполните по предлагаемым данным социометрию группы (в т.ч.: социоматрицу, социограмму концентрическую, индексы статуса (для пяти чел.), психологической взаимности группы). Сделайте выводы. Характеристика группы: Всего 9 чел, (из них юноши 1,8,6,9)
1-й выбрал 2 и 8, отверг 4 и 6
2-й выбрал 8 и 1, отверг 7 и 9
3-й выбрал 8 и 9. отверг 1 и 4
4-й выбрал 7 и 5, отверг 1 и 6;
5-й выбрал 4 и 8, отверг 3 и 6;
6-й выбрал 8, отверг 1 и 4;
7-й выбрал 2 и 8, отверг 1 и 6;
8-й выбрал 2 и 4, отверг 3;
9-й выбрал 5 и 8, отверг 7 и 6.
Упражнение 3:
Проанализируйте и обсудите ошибки при выполнении упражнений 1 и 2.
Упражнение 4:
Выполните социометрическое обследование школьного класса или студенческой группы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
ЦЕЛЬ:Освоение процедур аутосоциометрии как вспомогательного средства диагностики межличностных отношений в группе.
Как известно, аутосоциометрический метод предусматривает субъективное определение самими испытуемыми взаимных отношений всех членов группы друг к другу и к себе лично. При этом обычно совершаются следующие действия:
v ранжирование других лиц в соответствии с представлениями об их внутригрупповых статусах;
v выражение мнений о наличии отношений симпатии и антипатии среди них;
v определение собственного положения в системе межличностных отношений в группе.
Рассмотрим особенности использования аутосоциометрии.
ПОСТРОЕНИЕ АУТОСОЦИОГРАММ. Подготовка к данной процедуре предполагает (как и традиционная социометрия) установление доверительных отношений испытуемых к психологу, обеспечение готовности к участию в опросе, выполнение требований конфиденциальности, самостоятельности действий респондентов и общей ориентировки их в особенностях предстоящей работы.
Каждому участнику опроса выдается список всех членов группы под соответствующими порядковыми номерами, незаполненная мишеневая социограмма из четырёх окружностей, вписанных друг в друга, текст инструкции и образец условных обозначений.
Примерный текст инструкции может гласить следующее: «Используя свойственную Вам психологическую наблюдательность, расположите всех членов группы на бланке согласно положению, которое они занимают. Не бойтесь допустить неточности или ошибки, ведь речь идет именно о Вашем мнении. Однако постарайтесь быть предельно объективными.
Номера, обозначающие товарищей, которым симпатизируют очень многие в группе, поместите в центральный круг; тех кому симпатизируют многие, - во второе кольцо; тех, кому симпатизируют только некоторые, - в третье кольцо; тех, кто не пользуется особой симпатией, - в четвертое кольцо, и, наконец, тех, кто вызывает общую антипатию, оставьте за пределами кругов.
Не забудьте поставить и свой номер в соответствующую позицию. После этого соедините номера, обозначающие членов группы следующими линиями:
Прямая черта будет означать, что эти люди испытывают взаимную симпатию друг к другу; линия со стрелкой – симпатия без взаимности; пунктирная линия – взаимную антипатию; пунктирная линия со стрелкой - антипатию одного лица к другому.
Обозначьте и свое отношение к людям, и их отношение к Вам».
Следует заметить, что возможен и вариант, когда респонденты руководствуются конкретными социометрическими критериями, а не определяют весьма обобщённые и расплывчатые отношения симпатии и антипатии.
ЗАПОЛНЕНИЕ АУТОСОЦИОМАТРИЦ. В том, случае, если численность группы, является значительной, испытуемым иногда вместо аутосоциограммы предлагают заполнить аутосоциоматрцу. Она представляет собой список группы под соответствующими номерами, в котором для каждого человека отведена горизонтальная строка. Текст инструкции содержит либо указание на выражение отношений симпатии и антипатии, либо перечень социометрических критериев. Заранее определяется обычно число максимальных положительных и отрицательных выборов на каждой строке.
В инструкции говорится примерно следующее: «Перед Вами список группы. Обозначьте знаком «+», кого вы выбираете в соответствии с данным заданием. Пусть таких знаков будет не более трех. Ставить их надо на пересечениях горизонтальной линии вашего номера с вертикальными линиями номеров тех людей, которых Вы выбираете. Аналогично, поставьте знаки «-» для обозначения тех лиц, которых Вы отвергаете при ответе на данное Вам задание.
Далее, следует заполнить таблицу за каждого из членов группы. Для этого постарайтесь представить себе, кого выберет или отвергнет тот или иной человек. В каждой горизонтальной строке не должно быть более трех знаков «+» и трех знаков «-».
При необходимости психолог дает респондентам дополнительные разъяснения.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Этот процесс может проходить в двух вариантах:
v сопоставление итогов выполнения индивидуальных аутосоциограмм или аутосоциоматриц с данными обычной социометрической процедуры;
v сопоставление результатов выполнения индивидуальных аутосоциограмм или аутосоциоматриц с обобщёнными в пределах группы аутосоциометрическими данными
В том и в другом случае большая достоверность результатов приписывается обобщенным по всей группе материалам.
Сосредоточим внимание на описании второго варианта. Вначале рассмотрим порядок сравнения «рефлексивного» и «реального» статусов членов группы.
Рефлексивный, то есть предполагаемый, приписываемый себе, статус устанавливается на основании самоопределения респондента.
Если используется аутосоциограмма, то человеку, поставившему свой собственный номер в центральный круг, присваивается 1-ая статусная категория, во второе кольцо - 2-ая, в третье и четвертое кольцо, соответственно, - 3-я и 4-ая статусные категории, оставившему себя за пределами окружностей - 5-ая.
В том же случае, когда применяется аутосоциоматрица, такой статус определяется по результатам заполнения испытуемым соответствующей себе вертикальной графы таблицы. К примеру, для группы из 25-30 человек при параметрической процедуре с ограничением в 3-4 выбора 1-ая статусная категория может быть присвоена лицу, выделившему в отношении самого себя семь и более положительных выборов, 2-ая категория - пять-шесть таких выборов, 3- я - четыре или три выбора, 4-ая - два или один выбор, а 5- ая - при отсутствии положительных выборов.
Реальный статус того или иного лица высчитывается в ходе анализа всей совокупности аутосоциограмм или аутосоциоматриц в группе. При известной трудоёмкости процедуры, по мнению А. А. Реана и Я. Л. Коломинского, этот показатель обладает большей степенью достоверности, нежели обычный социометрический статус.
Итак, при работе с аутосоциограммами каждой «орбите» присваивается определенное количественное значение. А именно: центральный круг - 4 балла, второе кольцо - 3 балла, третье - 2 балла, четвертое - 1 балл, а пространству за пределами внешней окружности - 0 баллов. Затем подсчитывается число (1) членов группы, которые поместили обозначение того пли иного человека на соответствующие орбиты (дали ему определенное количество баллов), и этот результат делится на число испытуемых, положительно выделивших данного индивида. Обычно это число (п-(п-1)) »совпадает с количеством членов группы без единицы (без его самого), однако, может получиться, что не все испытуемые обозначили на аутосоциограмме всех без исключения членов группы. Таким образом, соответствующая формула имеет следующий вид:
Персональный реальный статус члена группы в этом случае находится в пределах от 4 до 0. При этом самый высокий (1-й) статус присваивается индивиду, индекс которого попадает в интервал от 4 до 3,5;
2-й статус - от 3,5 до 2,5;
3-й статус - от 2,5 до 1,5;
4-й - от 1,5 до 1
и 5-й - менее 1.
Приведём примеры для группы в 25 человек: пусть 10 её членов отнесли испытуемого к 1-й статусной категории (поместили его номер в центральный круг, 6 - ко 2-й, 3 - к 3-й, 4 - к 4-й, 1 чел. - к 5-й категории. Тогда его персональный реальный статус по формуле будет составлять:
что соответствует 2-й статусной категории.
Если же реальный статус члена группы вычисляется по итогам аутосоциоматриц, то общая сумма всех положительных выборов по отношению к этому человеку делится на число членов группы. Его собственная аутосоциоматрица при этом, естественно, не обрабатывается.
Теперь мы можем сопоставить для любого члена группы показатели его уровни притязаний в сфере межличностных отношений и реального положения в группе. Задание: выполните аутосоциометрическую процедуру в школьном классе или студенческой группе, используя по собственному выбору аутосоциоматрицы или аутосоциограммы, Рассчитайте показатели рефлексивного и реально го статуса не менее чем для половины группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков И.Л. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. -JI., 1970
2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в шалых группах. - Минск, 1976
3. Методы социальной психологии /Ред. Е.С. Кузьмин, U.E. Семенов.-JI., 1977
4. Практикум по социологии /Ред. И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлов и др. - М., 1992
5. Реан A.A. Коломинский Я.Л. Социальная педагогически психология. - СПб., 1999
6. Современная западная социология: словарь/Сост. Ю.Н. Давыдов, М.С. Ковалева, А.Ф. Филиппов. - М., 1990
7. Ядов В.А. Социологическое исследование. - М., 1972
ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
1. сущность и специфические особенности экспертного оценивания
2. причины нарушение достоверности результатов экспертизы (на примере дидактического оценивания)
Эксперт — (от лат. «опытный», «искушенный») - компетентное лицо, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации. Его задачей является выражение своего мнения о качестве объекта или явления по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами. Основное содержание метода экспертных оценок заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных.
В психологическом исследовании экспертное оценивание может рассматриваться как в качестве самостоятельного метода познания, так и в виде существенного компонента процедур наблюдения, опроса, эксперимента, анализа продуктов деятельности, словом, везде, где имеет место нестандартизированный переход от признаков к выводам.
Более того, те или иные разновидности экспертизы применяются на любом этапе исследования: в определении его целей и задач, в построении и проверке гипотез, при выявлении проблемных ситуаций, в ходе интерпретации понятийного аппарата, для обоснования адекватности используемого инструментария в процессе выработкирекомендаций и т.д.
Разумеется, экспертное оценивание не ограничено пределами психологической науки. Промышленность, образование, медицина, юриспруденция, спорт - поистине, трудно найти ту область знания или сферу деятельности, где оно не находило бы применений с давних пор и по настоящее время.
Особый интерес к исследовательскому потенциалу данного метода появился после успешной реализации так называемого «Дельфийского проекта». Суть его, как известно, состояла в решении сугубо актуальной после Второй мировой войны задачи для правительства США: определении количества ядерных зарядов, достаточных для обеспечения безопасности страны и ее союзников. В то время частная фирма «Ренд корпорейшн», предложив экспертное оценивание в качестве способа решения проблемы, превзошла по ряду параметров (кратковременность процедур, их сравнительно малая трудоемкость и себестоимость) традиционные методики добывания информации Пентагона и ЦРУ. Вместо сотен секретных агентов и десятков аналитиков, выявляющих потенциальные цели на территории противника, было задействовано семь экспертов (четыре экономиста, специалист по атомным взрывам, специалист по системному анализу и инженер-электронщик). Еще несколько человек снабжали их разного рода информацией.
Само название проекта возникло в кругах скептически настроенных чиновников, утверждавших, что достоверность его результатов вполне соответствует качеству предсказаний древнегреческих прорицательниц в храме Аполлона в Дельфах. Однако независимая проверка сделанных экспертами обоснований стала доказательством адекватности данного метода исследовательской задаче.
Успех «Дельфийского проекта» был обусловлен тщательностью подбора экспертов, своевременным и всесторонним их информированием, а также эффективностью организации всех этапов оценочной деятельности.
Рассмотрим наиболее существенные особенности этой экспертизы. К основным чертам организации «Дельфийского проекта» следует отнести:
1) цикличность процедуры, повторяемость ее стадий. (Как известно, вначале каждый эксперт выдавал свою оценку и обосновывал ее. Затем составлялась итоговая сводка, отражающая мнения всех участников работы. Изучив эту информацию, эксперты корректировали свои прежние оценки и комментарии. Формулирование индивидуальных мнений повторялось четыре раза. При этом было отмечено значительное сближение экспертных суждений между собой);
2) отсутствие прямого контакта экспертов друг с другом, что гарантировало сведение к минимуму интерсубъективных влияний общения на качество результатов;
3) анонимность участников работы, позволявшая им принимать во внимание оценки и обоснования других, но не их звания, регалии, общественное положение или научный авторитет;
4) оперирование не только количественными оценками, но и их аргументацией, что способствовало повышению уровня обдуманности индивидуальных суждений;
5) участие в работе специальной группы, обеспечивающей обработку и передачу экспертной информации.
В последнем случае имеется в виду так называемая мониторная группа, деятельность которой в экспертном оценивании обычно включает в себя формулирование исследовательской задачи, подбор компетентных специалистов, их инструктаж, разработку оценочных параметров, обеспечение работы экспертов (техническое, математико-статистическую обработку данных, логико-семантическое оформление суждений). Это своеобразные «эксперты по организации экспертиз».
Недостатки в осуществлении мониторной деятельности самым пагубным образом сказываются на качестве оценочных процедур. Дело в том, что рассматриваемый нами метод относится к категории субъективных. Это, напомним, означает признание факта, что результаты экспертного оценивания в значительней мере зависят не только от объекта исследования но и от характеристик тех лиц, которые это исследование выполняют.
Иногда эксперта сравнивают с измерительным «устройством», к сожалению, не всегда способным к точной работе. С одной стороны, это может быть связано с теми или иными его качествами (некомпетентностью, предвзятостью, недобросовестностью, незаинтересованностью в успехе дела, неуверенностью в себе и т.д.), с другой стороны, быть следствием целого ряда просчетов мониторной группы (например, таких, как нечеткость в определении целей работы, осуществление экспертного опроса без специально разработанной программы, невнятность инструкций по оценке, недостаточный учет влияния факторов искажения достоверности результатов экспертизы, поверхностность в обработке суждений экспертов).
Следует заметить, что основной задачей мониторной деятельности является максимальное приближение оценок экспертов к истине. Субъективность метода вовсе не означает его неэффективности. Экспертное оценивание становится способом получения недостоверной информации только в тех случаях, когда плохо подобраны специалисты и некачественно организована их работа.
На данной схеме представлена классификация типов экспертиз (по П.Б. Шошину):
| |||||||
Перейдем к анализу содержания оценочной деятельности экспертов. В целом, в ней можно выделить такие этапы:
1. Подготовка к экспертизе (изучение порядка и правил оценивания, ознакомление со способами регистрации суждений, актуализация знаний в данной конкретной области),
2. Исследование объекта экспертизы;
3. Возникновение имплицитной оценки - той, где субъективное впечатление, слабодифференцированное и неустойчивое, еще не получило выражения средствами внутренней речи, символами или словами;
4. Экспликация оценки – формулирование ее в уме, а затем и в вербальном или символическом виде;
5. Проверка правильности результата оценивания;
6. Аргументирование оценки;
7. Участие в информационном обмене между экспертами.
Работа экспертов может происходить в условиях большей или меньшей стандартизации. Так, выражение их суждений в зависимости от особенностей исследования планируется в форме свободного интервью или анкетирования с полузакрытыми (или открытыми вопросами) или же, как стандартизированное интервью.
Особо следует остановиться на статистической обработке материала.
В практике научных исследований традиционно выделяют такие типы измерительных шкал: