Список рекомендованной литературы. Основы нейропсихологии

Основы нейропсихологии. Темы для обсуждения на семинарских занятиях и на зачете. Выделенное цветом – темы для итогового реферата.

Семинар 1.

«ВПФ как основной предмет нейропсихологии»

Вопросы для обсуждения.

1. Теории трактующие понятие психики человека.

2. Нейропсихология. Определение. Истоки возникновения. Составные части . История создания нейропсихологии. Место нейропсихологии в ряду других наук. Связь нейропсихологии с другими науками . Вклад других наук в нейропсихологию и ее роль в развитии других наук.

3. Основные разделы нейропсихологии . Основные задачи клинической нейропсихологии. Основные задачи экспериментальной нейропсихоло­гии

4. Основные задачи нейрореабилитации. Особенности нейропсихологии детского возраста

5. Определение ВПФ человека. Признаки ВПФ , выделенных Л.С. Выготским и А.Р. Лурией. . Виды ВПФ человека

6. Понятие гнозиса, виды гнозиса . Понятие праксиса, виды праксиса . Основные отличия гностических ВПФ от праксических.Роль предмета в формировании и осуществле­нии гностических и практических функций. Виды артикуляционного праксиса

7. Понятие термина «афферентный» и «эфферентный» .Понятие термин — « «кинестетический»

Семинар 2 .«Речевая функция»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие речевой функции. Виды речевой функции Отличие номинативная речь отличается от коммуникативной

2. Виды речи : слово и фраза. Внутренняя речь и ее особенности. Артикуляция. «импрессивная» и «экспрессивная» речь. Понимание. отличается диалогическая речь от монологической. Ситуативная речь. Речевые автоматизмы. Специфика письменной речи

3. Функции речи. Средства языка. основная единица фонематической системы языка. основная единица лексической системы языка.

4. Термины «локализационизм» и «антилокализационизм». Понятие термина «динамическая локализация ВПФ» Основные положения Л.С. Выготского о локализа­ции ВПФ, их структуре, развитии и распаде. учение А. Р. Лурии.

5. Основные части ЦНС. центральная нервная и периферическая. Нервные цепи. синапс. механизм образования синапса; термин «блок мозга»

6. Основные блоки мозга «передний блок мозга», ( каковы его ос­новные функции) «задний блок мозга», ( каковы его ос­новные функции). накопительным, реализующий.

7. Значение лобных долей мозга. доли мозга ответственные за функции осознания, пла­нирования, контроля и регуляции

8. Отделы энергетического блока мозга . Особенности правого и левого полушария . Понятие доминантности полушария. понятие субдоминантности полушария. «полушарная асимметрия мозга»

9. Особенностях мозговой деятельности при левшестве.Преимущества правшей в сравнении с левшой, и наоборот.

10. Первичные, вторичные, третичные поля коры их влияние на речевую функцию

11. Нейропсихология развития. Особенность изучения психического развития ребенка с нейропсихологической позиции. Отличие мозга ребенка отличается от мозга взрослого человека. Наиболее важные признаки созревания двигатель­ной сферы.

12. основные этапы развития речи. Закономерности становления у ребенка фонемати­ческого слуха (анализа, восприятия), словаря и грамматического строя речи.

Семинар 3

1. Виды нарушения мышления вы знаете .Понятие умственная отсталость «деменция» и «олигофрения». Структуры мозга играющие приоритетную роль в наруше­ниях мышления.

2. «Нарушения памяти»расстройства памяти.«Нарушение эмоций» виды нарушения эмоций. зоны мозга функционирующие неполноценно при гипераффективности, гипоаффективности, эйфории, эмоциональной лабильности, ригидности эмоций

3. Девиантное поведение причины девиантного поведения. «Нарушение внимания»причины нарушений внимания. симптомы нарушения внимания наблюдается при по­ражении лобных долей мозга. симптомы нарушения внимания наблюдаются при по­ражении глубинных структур мозга?

4. . Понятие алалия и афазии. Особенности дифференциальной диагностики алалии, задержек речевого развития (ЗРР) и общего недоразвития речи (ОНР). Основные проявления ЗРР. Критерии ЗРР и других видов патологии, при которых имеется отставание в речевом разви­тии . этиологические факторы, лежащие в основе ЗРР. Мозговые механизмы ЗРР.

5. Нарушение звукопроизношения. Физиологическое косноязычие. фонетическая незрелость. фонематическая незрелость. Неполноценность какого уровня мозга обусловливает фоне­тическую незрелость, а какого — фонематическую. Нарушения чтения. нарушения письма. «алексия» и «аграфия».

6. Дизартрия. формы дизартрии. Анартрия .Ее отличие от дизартрии.

Список рекомендованной литературы

  1. Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с
  2. Черепно-мозговая травма. Клиническое руководство / Под ред. А. Н. Коновалова, Л. Б. Лихтермана, А. А. Потапова. — М.: Антидор, 1998.-Т. 1
  3. Хомская Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий // Вестн. МГУ. - Сер. 14. Психология. -1996а. - № 2.
  4. Хомская Е.Д.,Батова Н. Я. Мозг и эмоции. — М.: МГУ, 1992, 1-е изд.; 1998, 2-е изд.
  5. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: РПО, 1999.
  6. Хризман Т. П. Развитие функции детского мозга. — Л.: Наука, 1978.
  7. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М.: МГУ, 1972.
  8. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация. — М.: МГУ, 1985.
  9. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект. — М.: Просвещение, 1995.
  10. Цветкова Л. С. Нейропсихология письма, чтения и счета. — М.: Юрист, 1997.
  11. Цветкова Л. С., Глозман Ж. М. Аграмматизм при афазии. — М.: МГУ, 1978.
  12. Цветкова Л. С., Глозман Ж. М., Колита Н. Г. и др. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. — М., 1979.
  13. Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева H. M. Методика оценки речи при афазии. - М.: МГУ,
  14. Соколов E. H. Психофизиология научения: Курс лекций. — М.: МГУ, 1997.
  15. Солсо К. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 2002.
  16. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М.: Мир, 1983.
  17. Лурия А. Р., Хомская Е. Д. Нейропсихологические симптомы поражения медиальных отделов мозга // Глубинные структуры мозга. - М.: Наука, 1969. -Т. 1.

Наши рекомендации