Психофизический и социальный аспект взрослости. Кризис 40 лет
Каждый из периодов развития взрослого человека противоречиво сочетает разные процессы становления: нарастание мощи одних функций, понижение работоспособности других, стабилизацию уровней функционирования ряда характеристик. Структура развития взрослости — зрелости значительно сложнее, чем любая более однородная и однонаправленная структура периодов созревания и старения.
В психофизиологии взрослых до недавнего времени не было данных, позволяющих судить о гетерохронном развитии различных функций, за исключением психомоторных и речевых. Д.Б. Бромлей, В. Шевчук и другие исследователи указывают на значительно более ранние сроки оптимумов и кульминационных достижений для психомоторных функций и основанных на них видах деятельности (спортивной, хореографической). Отмечены и более ранние сроки инволюции психомоторных функций (сравнительно с речевыми).
По данным ряда исследователей, моторное научение, весьма успешное в детстве и в ранние периоды зрелости, оказывается малоэффективным в среднем и тем более пожилом возрасте. Словесное научение, напротив, приобретает более эффективный характер по мере индивидуального развития и может с успехом применяться в более поздние периоды зрелости, что свидетельствует о возрастающей мощи второй сигнальной системы. Сравнительная долговечность вербальных функций, конечно, характеризует поступательный код психофизиологической эволюции взрослого человека. Однако вряд ли это прогрессирующее нарастание вербальных функций происходит за счет инволюции психомоторных функций.
Движения опорно-двигательного аппарата (ходьба, бег и т.д.), выразительные движения в структуре поведения (мимика, жестикуляция) характеризуются пространственными, временными и собственно силовыми параметрами, которые развиваются гетерохронно и у взрослого человека.
Период ранней взрослости (21-25 лет) в психомоторном отношении имеет ряд преимуществ перед поздней юностью в фоновом (обычном) состоянии. Но и позднее (в 30-35 лет), когда отмечается снижение уровня ряда психомоторных функций в фоновом состоянии, обнаружена большая устойчивость (сравнительно с периодами юности и ранней взрослости) психомоторных функций в условиях повышенных нагрузок.
Эти явления психомоторного развития взрослых связаны с возрастающим вовлечением левой руки и правого полушария в психомоторные структуры, с увеличением пластичности механизмов двигательной асимметрии (доминирование правой или левой руки), расширением системы связей психомоторных функций с другими функциями (нейродинамическими, психовегетативными и интеллектуальными). Разнородность структуры развития взрослого человека проявляется и в психомоторной сфере.
В. Шевчук обнаружил, что у взрослых людей постепенно снижается уровень элементарных зрительных функций, но одновременно повышается уровень и общая культура наблюдения, с помощью которого и регулируется процесс деятельности.
Практический (профессионально-трудовой) опыт имеет решающее значение для перцептивного развития взрослых, повышая чувствительность и стабилизируя зрительную систему на высоком уровне. При сопоставлении разных возрастных групп установлено, что некоторые свойства восприятия с возрастом улучшаются, а некоторые ухудшаются, т.е. действие возрастного фактора разнонаправлено.
Развитие перцептивного внимания взрослых исследовалось Л.Н. Фоменко, изучившим объем, избирательность, переключаемость, устойчивость и концентрацию внимания, возрастная изменчивость которых носит ясно выраженный гетерохронный характер. Установлено, что наиболее высокий уровень объема внимания характеризует среднюю, а не раннюю взрослость. Оптимум объемной характеристики внимания относится к 33 годам, а весь период повышения уровня охватывает возрасты от 27 до 35 лет. Наименьший объем внимания свойствен периоду поздней юности (18-21 год). В этом же направлении развивается избирательность внимания, оптимум которой относится к 33 годам жизни. Несколько раньше (29 лет), но также в среднем возрасте располагается наиболее высокий уровень переключения внимания. Устойчивость внимания усиливается, начиная с 22 лет, и достигает оптимума в 34 года. Динамика концентрации внимания имеет более выраженный ритмический характер: повышение уровня (с 18-20 лет) сменяется постепенным понижением (особенно в 22-24 года), стабилизацией и повышением функции на более высоком уровне.
Динамичность возбуждения в своем развитии обнаруживает нарастание и оптимум в 19-21 год, понижение в 22-24 года и некоторые подъемы в 25-28 лет, вновь понижение и стабилизацию на относительно низком уровне. Динамичность торможения, напротив, не только не понижается с возрастом, а несколько даже увеличивается, обнаруживая в своем развитии оптимумы в 19, 22-24 и 29- 33 года.
Возрастание роли тормозных процессов в нейродинамике взрослого человека проявляется в изменении типов неуравновешенности: преобладание возбуждения наиболее заметно в группе самых молодых (18-21 год), и наименее — в старших возрастных группах. Напротив, неуравновешенных в сторону торможения встречается в старших группах до 50%, равно как с возрастом увеличивается число уравновешенных (по нейродинамике) испытуемых.
Наши данные значительно дополняют, а частично и исправляют описанные в зарубежной психологии возрастные характеристики развития вербального и невербального интеллекта у взрослых. Д. Векслер показал, что пикинекоторых вербальных функций достигают максимума в 40 лет; другие функции понижаются после 30 лет (функции невербального интеллекта). Некоторые современные зарубежные исследователи подтверждают выводы Д. Векслера и указывают, что лексические функции и осведомленность непрерывно возрастают после 25 лет, а невербальные функции начинают снижаться с этого момента, достигая низкого уровня в 40 лет.
Наши данные о развитии психомоторных, перцептивных функций, внимания и нейродинамических характеристик свидетельствуют о более сложной картине развития, включающей основы механизмов именно той формы интеллекта, которую называют невербальной. Так ход развития общего интеллекта характеризуется чередованием моментов повышения и понижения уровня. Пики, или оптимумы, отмечены в 19, 22, 24-26, 35, но особенно в 29-30 лет; понижение — в 23, 31-34, но особенно в 20-21 год. Стабилизация достигнутого уровня обнаружена лишь в 26-27 и 32-33 года. Несколько чаще встречаются эти моменты стабилизации уровня в развитии вербального интеллекта (в 20-21 год, 23-24 года, 26-28 и 32-34 года). Пики, или оптимумы, обнаруживаются здесь в 19, 22, 25-26 и особенно в 30 лет, а моменты снижения — в 20-21 и 23-24 (стабилизации на сниженном уровне), а затем после 30 лет.
Неравномернее ход развития невербального интеллекта, в котором стабилизация отмечается лишь однажды в поздний период — в 31-33 года, причем на относительно высоком уровне. Пики, или оптимумы, невербального развития приходятся на следующие годы — 19, 21, 25, 29, 34, а моменты снижения уровня — на 20, 22-24, 26-27, 30 и 35 лет.
Стабилизация функционального уровня для всех видов интеллекта является, следовательно, частным случаем, а не общим законом. Не обнаружено и фронтального усиления моментов понижения функций к концу периода, которое можно было бы однозначно определить как симптом инволюции. Особенно существенно то, что во всех случаях относительное снижение уровня после 30 лет происходит после наибольшего пика и поэтому по шкале занимает более высокое положение, чем, например, оптимум функций в периоды поздней юности — ранней взрослости. При изучении интеллекта и его функций нами специально учитывался уровень образования; приводимые данные характерны для всех уровней образования.
Вместе с тем в старших возрастах по мере накопления жизненного опыта и его профессионализации усиливается влияние на интеллектуальное развитие человека, его индивидуального стиля умственной работы, связанного как с образованием, так и с индивидуально-типическими особенностями. Косвенное влияние на изменение степени сложности мыслительных операций оказывает и возраст, но именно в связи с образованием. По данным Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, у людей с высшим образованием не происходит сколько-нибудь заметных изменений в уровне их операциональных структур. Между тем у испытуемых тех же возрастов, имеющих незаконченное среднее образование, наблюдается снижение с возрастом степени сложности операций.
Кризис 40 лет: модели поведения мужчин
Путь развития мужчины к 40 годам зависит от его мотивационной направленности. Всего существует 4 основные модели поведения, которые мужчины используют при наступлении кризиса сорокалетия.
Реализовавшийся мужчина проходит кризис 40-летия практически незаметно, поскольку большинство его желаний и потребностей уже воплотилось в жизнь.
Псевдоразвитый мужчина внешне справляется со своими проблемами и делает вид, что все происходящее его удовлетворяет или, по крайней мере, находится под его контролем. На деле он ощущает, что потерял направление, зашел в тупик, или что ему все осточертело.
Мужчина в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии соответствовать предъявляемым к нему требованиям, а с другой – его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот кризис может быть временным периодом неудач, а для других – стать началом непрерывного падения.
Обездоленный судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться со своими кризисными проблемами.
Считается, что общество вынуждает мужчин следовать единому образцу успеха и мужественности, большинство мужчин действительно пытаются ему соответствовать. Ряд проблем у мужчин в середине жизни возникают как раз из-за того, что они пытаются свыкнуться с мыслью, что они не соответствуют этому стандарту, или из-за того, что они вынуждены отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему.
Удачное достижение зрелости в возрасте 40-45 лет требует значительной «эмоциональной гибкости» - способности изменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и с разными видами деятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любом возрасте, но в период сорокалетия, когда умирают родители и подрастают и покидают дом дети, она особенно необходима.
Другой, тоже очень нужный вид гибкости – это, если можно так выразиться, духовная гибкость. Среди людей зрелого возраста существует тенденция к «затвердеванию» во взглядах и в действиях, к тому, чтобы делать свои умы закрытыми для новых идей. Эту умственную закрытость желательно преодолеть, иначе она перерастет в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жесткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем.
Успешное разрешение кризиса сорокалетия обычно включает в себя переформулирование идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, а также осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Семья, друзья и дети приобретают для мужчины все большую ценность, тогда как собственное «я» все больше лишается исключительного положения. Все более усиливается тенденция довольствоваться тем, что есть и меньше думать о вещах, которых скорее всего никогда не удастся достичь.
Кризис 40 лет у женщин
Кризис середины жизни у женщин также отличается своими особенностями. Изменения в жизненных целях и ценностях у женщин связаны чаще всего с семейным циклом и с этапами профессионального пути, а не с предсказуемыми возрастными изменениями. Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до 40 лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере, и напротив, женщина, достаточно рано образовавшая семью, и имеющая выросших, определившихся и, возможно, вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.
Впрочем, возрастные изменения влияют на женщин сильнее, чем на мужчин: женщины более эмоционально реагируют на физическое старение – поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы является значимой потребностью женщин после 40.
Кризисы середины жизни (как, впрочем, и другие возрастные кризисы) сопровождаются депрессивными переживаниями. Это может оказаться снижение интереса ко всем событиям, апатия, отсутствие энергии. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место занимает тревога по поводу собственного будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Естественно, что проекция кризиса на свое окружение приводит к попыткам изменить именно окружение: работу, страну, семью. Некоторые женщины в этот период заполняют внутреннюю пустоту рождением еще одного ребенка.
При достаточно высоком уровне развития рефлексии люди пытаются осмыслить свое состояние и понимают, что дело не в окружении, а в них самих.