Раздел (тема) 1. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
для специальности
050716 – «Специальная психология»
Екатеринбург 2007
УДК 157.3
ББК Ю948.2
Р 13
Составитель: О.В. Алмазова
Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. / Рабочая программа и методические рекомендации / Урал.гос.пед.ун-т, Ин-т специального образования, г. Екатеринбург, 2007. – 77 с.
© ГОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2007
© Алмазова О.В., 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» является дисциплиной федерального компонента (ДПП Ф.10) для специальности 050716 – специальная психология.
Специфика данной дисциплины заключается в том, что она предоставляет возможность познакомить студентов с достаточно новой для них информацией, поскольку совсем недавно появилась в стандартах высшего профессионального образования (с 2000 г.). О детях с ранним детским аутизмом (РДА) в прежние годы можно было получить информацию только в дисциплинах патопсихология и психопатология. Современная практика психолого-медико-педагогического сопровождения детского развития предполагает оказание помощи всем детям без исключения, а также их родителям и педагогам. Поэтому современный профессионал в области специальной детской психологии должен иметь прочные знания о таких сложных категориях детей с отклонениями в развитии, какими являются дети с РДА, нарушениями эмоционально- волевой сферы и поведения.
Дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» опирается на знания студентов, полученные в рамках дисциплины «Основы специальной психологии». В то же время она сама является базой под последующие за ней дисциплины психологического блока, например «Психологическая коррекция», «Психологическое консультирование» и др. Иначе говоря, знания, полученные студентами в ходе изучения названной дисциплины, станут основой понимания внутренних психологических механизмов создания специальных коррекционно-развивающих программ для детей обозначенной категории, лягут в основу консультационной работы с родителями и педагогами этих детей.
Актуальность изучения данной дисциплины студентами названной специальности не вызывает сомнений, поскольку знания и умения, полученные студентами, помогут им в овладении основными направлениями профессиональной подготовки: психолого-педагогической диагностикой детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, основами психолого-педагогического просвещения, психопрофилактической, а главное – психокоррекционной и психотерапевтической работы специального психолога.
Цель – изучение специфических проявлений особенностей психики детей, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения (в частности, познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов психики), для определения содержания и организации психокоррекционной и социальной работы с детьми и их семьями.
Задачи:
1. Изучение онтогенеза эмоционально-волевой сферы при различных отклонениях в развитии детей.
2. Изучение основных особенностей психики детей, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения в условиях их развития и воспитания с учётом половых, возрастных, социальных и индивидуальных (феноменологических) особенностей.
3. Изучение распространённости, этиологии, симптоматики и степени проявления расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей.
4. Выявление динамики развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, а также влияния характера речевых расстройств на формирование их личности, общее психическое развитие, деятельность и поведение в целом.
5. Определение критериев дифференциальной диагностики расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей, имеющих различные отклонения в развитии.
6. Изучение методов и методик изучения и обследования детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
7. Систематизация знаний об основных показателях умственного и речевого развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
8. Обоснование содержания и организационных форм психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, и их семьями.
9. Формирование навыков профессионального обоснования выбора конкретного психодиагностического инструментария, адекватного целям и содержанию обследования и изучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения того или иного возраста.
10. Формирование навыков и умений проведения психолого-педагогического обследования детей названной категории.
11. Формирование навыков и умений проведения психокоррекционной, психопрофилактической, просвещенческой, консультативной, психотерапевтической работы как с детьми, так и с их родителями и педагогами.
12. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов по темам и разделам дисциплины.
Для решения задач дисциплины предусмотрены: лекционные, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов.
Лекционные занятия проводятся на базе института и реализуют задачи теоретического изучения основных положений дисциплины. Практические занятия проводятся на базе института и реализуют задачи: закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в ходе лекционных занятий, а также формирования навыков самостоятельного получения знаний при работе с источниками литературы по заданиям преподавателя; отработки навыков публичных выступлений с отчётами, сообщениями, докладами. Формы проведения: семинары, дискуссии, отчёты о самостоятельной работе и др.
На самостоятельную работу студентов отводится такое же количество часов, как и на аудиторные занятия. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в течение всего периода изучения дисциплины и может протекать в таких формах: контрольные работы, терминологические диктанты, учебные тесты (по разделам, темам, обобщающие); проверка письменных работ в тетрадях; защиты рефератов; отчёты о проведении самостоятельной работы.
Общая трудоёмкость дисциплины – 240 часов; на аудиторные занятия отведено 120 часов, из них: 80 часов – лекционные, 40 часов – практические. На самостоятельную работу студентов даётся 120 часов. Дисциплина изучается студентами в 7-ом, 8-ом и 9-ом семестрах учебного года и завершается отчётностью в виде зачётов – в 7-ом и 8-ом семестрах; в виде экзамена - в 9-ом семестре.
Студенты, обучающиеся по заочной форме, изучают дисциплину в том же объёме, но в большей мере – самостоятельно (на самостоятельную работу запланировано 216 часов из 240, отсюда, доля аудиторной нагрузки - 24 часа – из них: 20 часов – лекции и 4 часа – практические занятия).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Все-го тру-доём- кость | Аудиторные часы | Само- стоя- тель-ная рабо-та | |||
Все- го | Лек ции | Прак тичес кие | Лабо ратор ные | ||||
Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы | - | ||||||
Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития | - | ||||||
Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психо-логическая классификация РДА | - | ||||||
Особенности психического и социального развития при РДА | - | ||||||
Проблемы дифференци-альной диагностики РДА | - | ||||||
Организация и содержа-ние психокоррекционной работы с детьми, имею-щими РДА, и их семьями | - | ||||||
Непатологические формы нарушения поведения: 7.1. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями.; 7.2. Синдром посттравматического стрессового расст-ройства (ПТСР) в детском возрасте; 7.3. Акцентуации характера. | - | ||||||
Патологические формы девиантного поведения: 8.1. Устойчивость и тотальность проявлений. 8.2. Специфические нарушения психического и социального развития. 8.3. Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. | - | ||||||
Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями | - | ||||||
Итого: | - |
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Все-го тру-доём- кость | Аудиторные часы | Само- стоя- тель-ная рабо-та | |||
Все- го | Лек ции | Прак тичес кие | Лабо ратор ные | ||||
Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы | 10,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | ||
Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития | 12,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | ||
Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА | - | - | |||||
Особенности психического и социального развития при РДА | - | - | |||||
Проблемы дифференциальной диагностики РДА | - | - | |||||
Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА, и их семьями | - | - | |||||
Непатологические формы нарушения поведения: 7.1. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями; 7.2. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте; 7.3. Акцентуации характера. | - | - | |||||
Патологические формы девиантного поведения: 8.1. Устойчивость и тотальность проявлений. 8.2. Специфические нарушения психического и социального развития. 8.3. Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. | - | - | |||||
Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями | - | ||||||
Итого: | - |
- СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел (тема) 1. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы
Определение понятий: «эмоции», «воля», «эмоционально-волевая сфера». Разновидности эмоций. Волевые и не волевые качества личности.
Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: гиперкинетические расстройства, нарушение активности внимания; смешанные расстройства поведения и эмоций; эмоциональные расстройства, специфичные для детского возраста; другие эмоциональные расстройства детского возраста.
Раздел 2. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития
Тема 2.1. Время выделения. Представленность в популяции, межполовые различия
Аутизм как симптом (Блейлер). Понятие о психическом дизонтогенезе. Искажённое психическое развитие (В.В. Лебединский). Ранний детский аутизм (РДА). Синдром РДА как клиническая модель искажённого психического развития. Ребёнок с РДА. Ребёнок с проявлениями расстройств аутистического спектра.
Выделение синдрома РДА Л. Каннером (синдром Каннера). Работы Аспергера (синдром Аспергера) – «аутистическая психопатия». Исследования С.С. Мнухина («органический аутизм») среди работ по проблеме детского аутизма.
Раннее (до 2,5 лет) проявление патологии. Понятие о манифестации симптомов. Период наибольшей выраженности симптомов РДА (от 3-х до 5-6-ти летнего возраста).
Распространённость детского аутизма. Точки зрения клиницистов, педагогов, психологов. Тенденция к росту патологии в детской популяции. Соотношение девочек и мальчиков среди детей с РДА (неравномерность распределения по полу).
Тема 2.2. . Полиэтиология синдрома РДА.
Полиэтиология происхождения РДА. Психогенная концепция природы РДА. Этиопатогенетическая концепция. Нейробиологическая теория происхождения РДА (прежде всего, энзимопатии). Наследственная концепция этиологии РДА. Связь РДА с синдромами: ломкой (фрагильной) Х-хромосомы, Ретта; фенилкетонурией, нейрофиброматозом, другими формами наследственной патологии. Предполагаемые механизмы наследования РДА. Связь РДА с органическими поражениями ЦНС, шизофренией. Современные гипотезы о происхождении РДА.
Тема 2.3. Кодификация в Международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров.
Понятие о первазивных (всепроникающих) расстройствах психики, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи. Представленность аутизма и аутистических расстройств в Международной классификации болезней (МКБ) 9-го и 10-го пересмотров. Диагностические критерии РДА по МКБ-10.
Раздел (тема) 3.Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА.
В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская и др. об уровневом подходе к эмоциональной регуляции поведения аутичного ребёнка. Уровни эмоциональной регуляции: строение, признаки нарушений.
Первый уровень – уровень оценки интенсивности средовых воздействий (уровень полевой реактивности (аффективной пластичности)). Психологические радикалы при гипофункции первого уровня. Психологические радикалы при гиперфункции первого уровня.
Второй уровень – уровень аффективных стереотипов. Особенности поведения ребёнка при гипофункции второго уровня. Особенности поведения ребёнка при гиперфункции второго уровня.
Третий уровень – уровень аффективной экспансии. Особенности поведения при гипо- и гиперфункции третьего уровня.
Четвёртый уровень – уровень базальной аффективной коммуникации.
Особенности поведения ребёнка при гипо- и гиперфункции четвёртого уровня.
Пятый уровень – уровень символических регуляций. Основная функция уровня – овладение собственными переживаниями. Нарушения пятого уровня у детей с эмоциональными расстройствами.
Проблема классификации РДА, её современное состояние. Психологическая классификация РДА О.С. Никольской (1985). История создания. Основания для выделения типов аутистического дизонтогенеза. Психологическая классификация РДА как отражение уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения аутичного ребёнка.
Первый тип аутистического дизонтогенеза (уровень полевой реактивности) – I группа детей с РДА – дети с аутистической отрешённостью от окружающей среды. Психолого-педагогическая характеристика детей первой группы. Прогноз развития.
Второй тип аутистического дизонтогенеза (уровень стереотипов) – II группа детей с РДА – дети с аутистическим отвержением окружающей среды. Психолого-педагогическая характеристика детей второй группы. Прогноз развития.
Третий тип аутистического дизонтогенеза (уровень экспансии) – III группа детей с РДА – дети с аутистическим замещением окружающей среды. Психолого-педагогическая характеристика детей третьей группы. Прогноз развития.
Четвёртый тип аутистического дизонтогенеза (уровень эмоционального контроля) – IY группа детей с РДА – дети с аутистической сверхтормозимостью их окружающей средой. Психолого-педагогическая характеристика детей четвёртой группы. Прогноз развития.