I. особенности делового и личностного общения в совместной деятельности

  Серия А Серия Б
явно выра­жено не явно выра­жено отсут­ствует явно выра­жено не явно выра­жено от- суг-сгву-ет
5 '
1 . Кто в диаде «ведущий» и «ведомый»            
2. Особенности ретуляции деятельности ведущим:            
целенаправленность   i      
планирование            
пошаговое выполнение действия            
наличие контроля            
итогового            
по ходу выполнения            
уровень активности:            
высокий            
средний            
низкий            
Особенности речи:            
развернутая            
фрагментарная            
адекватная содержанию деятельности            
степень социализированное™ (понят-            
ности)            
3. Особенности поведения ведомого, нали-            
чие инициативных актов а отношении:            
планирования            
содержания выполняемых операций            
контроля и коррекции            
степень зависимости от ведущего:            
(полная, безусловная            
частичная            
независимая            
берет на себя функции лидера)            

Использованы материалы семинара О.А. Карабановой.





 

Продолжение

4. Типичные приемы воздействия на ребен-            
ка: невербальное-вербальное приказание, ин-            
структирование            
советы            
развернутые объяснения            
предупреждение, предостережение            
негативная оценка, осуждение            
обзывание, насмешка            
похвала, позитивная оценка            
интерпретация поведения ребенка            
диагноз            
утешение, успокаивание, обесценивание            
неудачи            
«расследование», поиск причин неудач            
отвелчение внимания, развлечение            
5. Реакция ребенка на замечания:            
адекватная коррекция поведения            
отказ от дальнейших действий            
эмоциональные реакции:            
плачет            
волнуется            
индифферентен            
спокоен            
защищается            
агрессивен            
(в отношении предметов, дей-            
ствий партнера по общению)            
6. Учет родителем индивидуальных особен-            
ностей ребенка:            
полный, адекватный            
переоценка возможностей ребенка            
недооценка возможностей ребенка            
7. Уровень критичности родителя:            
к продуктивности совместной            
деятельности            
к особенностям коммуникации с            
ребенком            
8. Кто берет ответственность в случае неудачи:            
характер реакции на фрустрацию (эк-            
страпунитивный, импунитивный, инт-            
ропунитивный, препятственно-доми-            
нантный.самозащитный,            
«разрешающий»            
9. Особенности реагирования на успех:            
яркие проявления радости, гордости и пр.            
спокоен            
индифферентен, безразличен            

Продолжение



неадекватная реакция на успех 10. Тревожность: высокий            
средний низкий уровень 11. Уверенность в своих силах:            
высокая            
средняя            
низкая            

Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций «Идеальный ро­дитель или ребенок» глазами родителя и ребенка.

Метод обучающего эксперимента заключается в выполнении родителями задания психолога: научить ребенка какому-то дей­ствию, игре.

Метод анализа поступков детей и родителей, основанный на составлении реестра этих поступков и их классификации на по­ложительные и отрицательные с последующей характеристи­кой поведения в одной и той же ситуации родителей, принима­ющих и не принимающих своего ребенка.

Метод анализа коммуникаций «ребенок — родитель» (РБК—Р) при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различ­ные варианты:

РБК—Р — проблема (проблема ребенка, родители — препят­ствие к ее решению);

Р—РБК — проблема (проблема родителя, ребенок — препят­ствие к ее решению),

РБК — проблема (проблема ребенка, это только его пробле­ма, родитель устраняется);

Р — проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается).

Метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить про­блему?». Психолог в ходе анализа должен подвести родителей к правильному подходу:

— пассивное слушание (прояснение проблемы);

— активное слушание (декодирование чувств ребенка);

— обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения.
Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вер-
тьного общения отрабатываются в специальных тренировоч-

шх упражнениях.





УПРАЖНЕНИЕ I ВОСПРИЯТИЕ ЧУВСТВ РЕБЕНКА

Инструкция. Дети коммуницируют родителям значи­тельно больше, чем это выражено в словах. За словом всегда стоят чувства. .Ниже представлены некоторые типичные выска­зывания ребенка. Внимательно прочтите по очереди каждое из приведенных высказываний, стараясь как можно более точно воспринять чувства ребенка. Затем запишите в правой колонке, какие, по вашему мнению, чувства или чувство испытывает ре­бенок (одним или несколькими словами). Некоторые могут вы­ражать различные чувства ребенка — запишите самые важные из них, по вашему мнению, нумеруя их по значимости.

Закончив работу, сравните ваш список с представленным ни­же ключом, оценивая свой результат в соответствии с инструк­цией по подсчету баллов (см. ниже).

Ребенокговорит

Ребенок чувствует

а) Чувствует себя глупым; б) обескуражен; в) испытывает желание бросить реше-

Приме

, в чем ошибка! Я не могу решить згу б) обескуражен

«Я не знаю,

задачу. Может, мне не стоит больше пробовать ее

решать?»

1. «Ребята, до каникул осталось 10 дней!»

2. «Посмотри, гага, какой самолет я сделал новыми
инструментами!»

3. «Ты будешь держать меня за ручку, когда
мы пойдем в детский сад?»

4. «А мне совсем невесело! Мне ничего не хочется
делать».

5. «Я никогда не смогу быть таким же, как Ваня.
Я упражнялся и упражнялся, а он все равно все
делает лучше меня».

6. «Наша новая учительниц! слишком много зада-1
ет на дом. Я не могу сделать все задания!

Что же мне делать?»

I

7. «Все другие дети ушли на пляж. Мне не с кем
играть!»

8. «Родители Коли разрешают ему кататься на I
велосипеде у школы, а я ведь катаюсь лучше,
чем Коля!»

Продолжение

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

9. «Я не должна была так поступать с На­
ташей. Я поступила плохо».

10. «А я хочу ходить с длинными волоса­
ми — это ведь мои волосы, правда?»

11. «Как ты думаешь, я хорошо написал
это сочинение? В самом деле неплохо?»

12. «Почему этот старый дурак оставил ме­
ня после уроков? Я не один разговаривал!
Как бы я хотел, чтобы его больше в школе
не было!»

13. «Я и сам могу это сделать. Не надо мне
помогать. Я уже достаточно взрослый».

14. «Математика — очень трудная. Я такой
бестолковый — ничего не могу понять».

15. «Уходи, оставь меня одну. Я не хочу
разговаривать — ни с тобой, ни с кем! Те­
бе все равно, что Со мной случилось!»

16. «Я старался, старался быть хорошим, и
все было ничего, а теперь у меня все еще
хуже, чем было. Я очень старался, но это
все равно не помогло. Какая от этого ста­
рания польза?»

17. «Я хотела бы пойти с ней, но мне не
хочется ей звонить. Что, если она будет
смеяться над моей просьбой?»

18. «Я больше никогда не буду играть с
Машей. Она злая и подлая».

19. «Я так рада, что я твоя и папина дочка,
а не других родителей».

20. «Ты знаешь, кажется, я решила, что мне
делать, но, может, это и неправильно. По-
моему, я всегда поступаю неправильно. Как
ты думаешь, пап, что мне лучше сделать —
пойти работать или поступать в институт?»

Теперь, после того как вы заполнили правую колонку, ис­пользуя ключ для подсчета баллов, оцените свои результаты.

1. Подсчитайте количество баллов для каждого высказывания.

2. Подсчитайте сумму баллов и запишите ее в соответствую­
щую графу.





Ключ для подсчета баллов

1,4 балла — оценивается ответ, полностью совпадающий по содержанию с ключом.

2,2 балла — оценивается ответ, частично совпадающий с клю­чом (вы описали чувства, переживаемые ребенком, но не пол­ностью).

3,0 балла — ваш ответ полностью расходится с ключом.

Ситуации:

1. а) Радость;

б) чувство облегчения, освобождения.

2. а) Гордость;

б) удовлетворение своей работой.

3. а) Страх;

б) стремление получить эмоциональную поддержку.

4. а) Уныние, плохое настроение;

б) апатия, нежелание ничего делать.

5. а) Чувство неадекватности;
б) разочарование.

6. а) Чувство фрустрации, предвосхищение непреодолимых
трудностей в работе;

б) чувство поражения, неудач.

7. а) Одиночество;

б) чувство заброшенности.

8. а) Чувство, что родители несправедливы по отношению к

нему;

б) чувство своей компетентности.

9. а) Чувство вины;

б) сожаление о своем поступке.

10. Сопротивление вмешательству родителей.
11.Сомнение, неуверенность.

12.а) Злость, ненависть;

б) чувство несправедливости. Р^а) Чувство своей компетентности;

б) стремление к независимости и самостоятельности, 14. а) Чувство фрустрации;

б) чувство неадекватности.

15.а) Чувство боли;

б) злость;

в) чувство, что его не любят.
16.а) Разочарование;

б) стремление бросить все. 17.а) Желание пойти;

б) страх, боязнь социальной оценки. 18.а) Злость, гнев;

б) радость. 19.а) Радость;

б) чувство благодарности к родителям;

в) принятие, уважение, любовь к родителям.
20.а) Неуверенность;

б) сомнение.

Общий балл

Если вы набрали:

от 61 до 80 баллов — это свидетельствует о высшей степени адекватности вашего восприятия чувств ребенка;

от 41 до 60 баллов — ваши возможности адекватно воспри­нимать чувства ребенка развиты выше среднего уровня;

от 21 до 40 баллов — ваши возможности адекватно воспри­нимать чувства ребенка ниже среднего уровня;

от 0 до 20 баллов — к сожалению, в этом задании вы проде­монстрировали низкий уровень восприятия чувств ребенка в коммуникации.

УПРАЖНЕНИЕ 2

ГРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

В КОММУНИКАЦИИ РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК

(Как строить Я-сообшение)

Инструкция. Прочтите описание каждой ситуации, тщательно ознакомьтесь с содержанием вербального сооб­щения родителя Ты-сообщение (2-я колонка). Напишите в 3-й колонке высказывание типа Я-сообщение. Закончив ра­боту, сравните ваши версии Я-сообшение с представленны­ми в ключе.

Ситуация

1. Отец хочет почитать газету.
Ребенок лезет к нему на колени. Отец
в раздражении.

2. Мать работает пылесосом. Ребе­
нок вытаскивает вилку из розет­
ки. Мать торопится скорее закон­
чить работу.

3. Ребенок приходит к столу с очень
грязными руками и лицэм.

4. Ребенок откладывает и откла-
дываетмоменг, кода нужно идтило-
житься спать. Отец с матерью
хотят поговорить наедине. Ре­
бенок слоняется вокруг, шалит,
мешает им разговаривать.

5. Ребенок просит, чтобы родите­
ли взяли его в кино, хотя уже в
течение нескольких дней он уби­
рает свою комнату. Уборка ком­
наты — это обязанность, по пово­
ду которой существует договорен­
ность с родителями.

6. Ребенок целый день дуется, уныл
и невесел. Матери не известна при­
чина.

7. Ребенок смотрит по телевизору
фильм, включив его так громко, что
мешает разговаривать родителям
в соседней комнате.

8. Дочь обещала погладить ска­
терть, чтобы накрыть стол к при­
ходу гостей. -Целый день она без­
дельничала, до прихода гостей ос­
тался час, а она и не думает на­
чинать работу.

9. Дочь забыла прийти домой в
установленное время, чтобы
пойти с матерью купить туфли,
которые так долго просила.

Ты-сообщение

Ты не должен мешать людям, когда они чита­ют.

Ты — непослушный мальчишка! Озорник!

Ты до сих пор так и не стал взрослым мальчиком. Так ведут себя только малыши!

Тебе давно пора ложиться спать! Ты нам надоел! Ты уже должен спать.

Ты не заслуживаешь того, чтобы пойти в кино, когда ты такой эгоист и так не­внимателен к людям!

Иди сюда. Хватит дуть­ся! Или разговаривай нор­мально или уходи от меня и там дуйся. Ты слишком что-то серьезен сегодня.

Ты что, не можешь быть по­внимательнее кдругам? По­чему ты включил теле­визор так громко?

Ты целый день бездельни­чала и не выполнила обещан-ного! Как ты можешь быть такой легкомыслен­ной и безответственной!

Тебе должно быть стыдно! В конце концов, я согласи­лась купить тебе эти туф­ли, а ты даже не позаботи­лась прийти вовремя.

Я-сообщение

Ключ:

1. Я не могу одновременно читать газету и играть. Я в самом
деле раздражаюсь, когда, придя с работы, но могу немножечко
побыть один, расслабиться и почитать газету.

2. Я очень спешу, и меня злит то, что я должна каждую ми­
нуту все бросать и включать вилку в розетку. Я не люблю иг­
рать, пока не закончу работу.

3. Я не могу обедать, когда вижу грязные руки. У меня даже
аппетит пропадает!

4. А мы с мамой хотим обсудить один очень важный для нас
вопрос. Мы не можем разговаривать, пока ты не лег спать. Нам не
нравится сидеть и ждать, когда ты, наконец, пойдешь в кровать.

5. Мне неприятно что-то делать для тебя, когда ты не мо­
жешь выполнить своего обещания. Я чувствую себя обманутой!

6. Мне неприятно видеть тебя таким несчастным, но я не
знаю, как помочь тебе, потому что не знаю, почему ты так по­
давлен.

7. Я плохо себя чувствую. Мне надо поговорить с твоим от­
цом, а этот шум доведет нас до сумасшествия!

8. У меня руки опускаются. Я целый день работала, чтобы
успеть все сделать к приходу гостей, а теперь еще должна гла­
дить скатерть.

9. Мне очень неприятно. Я так тороплюсь, отпросилась с
работы пораньше, чтобы пойти с тобой в магазин купить тебе
эти туфли, а ты даже не пришла!

УПРАЖНЕНИЕ 3

ШРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВ­НЫХ АКТОВ (РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ) РОДИТЕЛЕЙ, АДРЕСОВАННЫХ РЕБЕНКУ

Инструкция. Прочтите описание каждой из предло­женных ситуаций коммуникации «ребенок — родитель». Оце­ните речевые высказывания родителей (сообщения) с точки зре­ния их эффективности, воспользовавшись списком неэффек­тивных высказываний, приведенным ниже.

Укажите в колонке «Причины неэффективности высказыва­ний» свою оценку речевых сообщений родителя, адресуемых Ребенку.



 


Список «неэффективных сообщений»:

уничтожение, низведение, негативная характеристика лич­ности ребенка;

порицание, упреки, осуждение; сарказм, непрямое выражение порицания; приказание, готовое решение; выражение «вторичных чувств»; обзывание, приклеивание ярлыков; «удар ниже пояса».

Причины неэффектив­ности высказывания

Ситуация и речевое сообщение


Продолжение
Ситуация и речевое сообщение Причины неэффектив­ности высказывания
7. Отцу неприятен вид грязных рук и ногтей дочери. «Интересно, ты когда-нибудь будешь мыть руки и ногти, как все нормальные люди? Сейчас же отправляйся в ван­ную и приведи себя в порядок!» 8. Ребенок рассердил вас тем, что, стремясь привлечь вни­мание гостей, баловался и разлил на скатерть чай. Мать: «Ах ты, маленький кривляка». 9. Мать сердита на ребенка из-за того, что после завтрака он не убрал за собой посуду. Ребенок убегает в школу, мать кричит ему вдогонку: «Ты меня очень расстроил, понятно тебе?!»  


1. Приказание, готовое решение. 2. Осуждение, порицание, упреки. Выражение «вторичных чувств». Уничтожение, негативная характеристика личности. : Непрямоесообщенж, сщжазм. Готовое решение, приказание. 3. Осуждение, порицание, упреки. Выражение «вторичных чувств».

Пример:

Десятилетний ребенок оставил без присмотра на полу де­тской комнаты, где играет малыш, раскрытый перочин­ный нож. «Как можно так глупо поступать! Малыш мог поранить себя!»

1. Дети подрались из-за того, что не могут договориться
между собой, какую телевизионную программу смотреть
(мультфильм или футбол). «Прекратите драться! Сейчас
же выключите телевизор!»

2. Дочь вернулась домой в 0.30, хотя твердо обещала быть
дома до половины двенадцатого. Родители сильно волно­
вались, что с дочерью что-то случилось. Когда дочь нако­
нец явилась, родители почувствовали облегчение.
«Хорошо же ты держишь слово! На тебя ни в чем нельзя поло­
житься! Я очень сердита на тебя. Я запрещаю тебе в тече­
ние месяца с этого дня уходить по вечерам из дома!»

3. Мать оставила на пляже 2-летнего малыша под присмотром 12-
летнего брата. Вернувшись, обнаружила малыша на берегу
моря у самой воды, а старшего брата — играющим в фут­
бол со сверстниками.

«Ты что, хочешь утопить своего брата?! Я очень зла на тебя».

4. Учитель написал в дневнике замечание, что 11-летний
ученик вел себя на уроке шумно и сквернословил.
«Ну-ка, поди сюда и объясни, почему ты ставишь родите­
лей в такое положение своим грязным языком!»

5. Мать раздражена тем, что ребенок слишком долго копается за
столом, и беспокоится, что она опоздает на работу.
«Мама хотела, чтобы ты был более внимательным к ее ин­
тересам, а не думал только о себе».

6. Мать возвращается домой и обнаруживает, что в комнатах все
перевернуто вверх дном, хотя она специально просила де­
тей сохранить чистоту и порядок к приходу гостей.
«Ну-ну, я вижу, что вы сегодня замечательно повеселились
за мой счет».

Осуждение, пори­цание.

Сравните ваши ответы с ключом

4. Осуждение, порицание, упреки.

5. Уничтожение, негативная харак­
теристика личности.

6. Непрямоесообщение, срозм.

7. Непрямое сообщение, сарказм.
Порицание, осуждение.

Готовое решение.

8. Обзывание, наклеивание «ярлыков».

9. «Удар ниже пояса».

Задание 2

Напишите для каждой из перечисленных выше ситуаций кон­груэнтные Я-сообщения, обеспечивая эффективность комму­никации и избегая всех перечисленных выше ошибок.

Каталог

Наши рекомендации