Какие задачи решает психодиагностика?
Области применения современной психодиагностики.
Современная психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально - психологических особенностей человека. Под психодиагностикой понимается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. Психодиагностика позволяет определять уровень развития того или иного качества (изучаемых особенностей) в соотношении с критерием, нормативом. С помощью психодиагностики решаются проблемы профессионального отбора, оказания психологической помощи, оптимизации процессов обучения и воспитания и т.д. Психодиагностика используется в различных сферах деятельности: образовании, воспитании, медицине, судебной практике, политике, искусстве, промышленности, бизнесе и т.д.
Предистория психодиагностики
Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях. Для измерения индивидуальных различий необходимо располагать соответствующими математико-статистическими процедурами. Основы психологической статистики закладывались в трудах бельгийского математика Л.Кьютела(1835).
Становление научной психодиагностики связано с проникновением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения (начало 20в). Возникновение ПД связано с развитием нескольких направлений развития психологии. Первое – экспериментальная психология. Основатель Вундт. Создавались кабинеты и лаборатории во Франции, Англии, Голландии.
Большой вклад в развитие ПД внес Гальтон, который предложил использовать тесты при проведении психологического исследования. Второе – дифференциальная психология. Большой вклад в развитие внесли и русские ученые – Сеченов, Павлов, Россалимов – построение психологического профиля личности в результате исследования.
Применение психодиагностики в современной психодиагностике
Современная психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально - психологических особенностей человека. Под психодиагностикой понимается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. Психодиагностика позволяет определять уровень развития того или иного качества (изучаемых особенностей) в соотношении с критерием, нормативом. С помощью психодиагностики решаются проблемы профессионального отбора, оказания психологической помощи, оптимизации процессов обучения и воспитания и т.д. Психодиагностика используется в различных сферах деятельности: образовании, воспитании, медицине, судебной практике, политике, искусстве, промышленности, бизнесе и т.д.
Какие задачи решает психодиагностика?
"Возможность разностороннего и разноуровневого анализа личности и ее проблем".
"Составить объективное мнение о человеке, которое стало бы отправным моментом в работе".
"Дает возможность строить различные версии, которые можно прорабатывать с клиентом".
"Дополнительный инструмент для подбора или выбора применяемой техники (или техник) терапии".
"Поможет лучшему установлению контакта на первичном этапе консультирования".
"Можно определить то, что человек хочет скрыть и не склонен афишировать".
"От результатов тестирования можно отталкиваться при работе с клиентом, который не склонен говорить о своих проблемах, точнее, когда он приходит и заявляет "поверхностную" проблему, не желая видеть ее сути".
"Поможет определить границу "болезнь - здоровье": некоторые опасные тенденции видны в тестах иногда очень ярко".
"Для самоконтроля: всегда разграничивать проблемы свои и клиента; двигаться не в том направлении, в котором мне хочется при консультировании, а в том, которое приемлемо для клиента".
"Вспомогательный инструмент в отслеживании терапевтических результатов".
"Оценить эффективность терапии в процессе и по ее завершении".
Ограничения:
"Считаю, что в работе практического психолога психодиагностика нужна, но очень ограниченно и осторожно, т.к. "диагноз" может оказаться неким "ярлыком", мешающим более полному восприятию и пониманию клиента".
"Для краткосрочной терапии и консультирования, по-моему, психодиагностика необходима, т.к. позволяет получить представление о человеке и его возможных конфликтах и проблемах достаточно быстро. В условиях длительной терапии, мне кажется, проблематично и спорно: это может ограничить "полет фантазии", затруднить диагностику более глубинных проблем клиента".
"Психодиагностика не должна ни в коем случае быть основным критерием в практической деятельности психолога".
Сомнения:
"Думаю, что диагностика - это очень субъективный метод. По результатам только тестов (без беседы с самим человеком) совершенно невозможно с достаточной степенью вероятности делать какие-то предположения. Даже если использовать этот метод вместе с консультированием, тест бессознательно (это в отношении психолога) будет подтверждать увиденное".
"Психологу-консультанту пользоваться тестами необязательно. Процесс терапии может быть успешным и без этого. Но знания о тестах, методиках обязательны - это дает большее представление о личности вообще и клиента в частности".
В качестве итога:
"Диагностика для практического психолога - это инструмент, с помощью которого можно очень точно ответить на некоторые вопросы". (Добавим только: необходимо эти вопросы точно сформулировать).