Раздел 4. Педагогическая психология
Тесты.
Тест 1 .
1. Процесс определенных устойчивых изменений в субъекте при участии в различных видах деятельности называется:
а) Развитием
б) Учением
в) Обучением
г) Воспитанием.
2. С точки зрения теории эмоционального подкрепления И.П. Павлова главной функцией учителя является:
а) Передача знаний.
б) Поддержание дисциплины.
в) Создание эмоционального настроя.
г) Контроль.
3. Вставьте недостающее слово: «Обучение это целенаправленный процесс стимуляции и ….. внешней и внутренней активностью ученика.
4. С точки зрения И.П.Павлова при научении человека связи образуются не между вещами и ответными реакциями, а между их …… в нервной системе.
5. Обучение – это управление мыслительной деятельностью ученика через ……. соответствующих предметных и речевых действий ученика.
6. Деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действии и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в …… и …… называется учебной деятельностью.
7. Л.С. Выготский проанализировал проблему соотношения:
а) Обучения и воспитания.
б) Обучения и развития.
в) Развития и общения
г) Усвоения и понимания
8. С точки зрения А.Н. Леонтьева, процесс учения определяется не только обучением и организацией деятельности ребенка, но и уровнем……. ……, с которым приходит ребенок к данному моменту обучения.
9. Согласно теории П.Я. Гальперина, знания являются производными от:
а) Умений.
б) Мотивов.
в) Действий
г) Целей.
10. По Гальперину П.Я., умственная форма действия – это действия с абстрактными образами свойств объектов. Эти объекты отсутствуют. Но образы не могут актуализироваться в сознании сразу, без помощи….. Когда действие ….., усвоено и содержание.
11. Автором развивающего обучения в отечественной психологии является:
а) П.Я.Гальперин.
б) В.В. Давыдов
в) А.Н. Леонтьев.
г) Л.С. Выготский.
12. Основой проблемного обучения является создание следующих условий (назовите 2 условия)
а) Эмоционального контакта.
б) Проблемной ситуации.
в) Модели решения проблемы.
г) Мотивации поисковой активности.
13. Психологический анализ урока предполагает:
а) Анализ учебной мотивации учащихся.
б) Рассмотрение дидактических приемов обучения.
в) Содержание методических приемов учителя.
г) Наличие технических средств обучения.
14. Эмоционально-методический стиль педагогической деятельности учителя на уроке ориентируется на: (назвать 2 критерия):
а) Результаты обучения.
б) Процесс и результат обучения.
в) Процесс обучения.
г) Адекватное планирование.
15. Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психологических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях
д) естественный эксперимент;
е) беседа;
ж) наблюдение;
з) интервью.
16. Действия или акты, осуществляющиеся без санкции сознания, называется неосознаваемыми
д) операциями;
е) процессами;
ж) установками;
з) автоматизмами.
17. Термин «подвижность нервной системы» определяется как
д) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения;
е) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим;
ж) свойство нервной системы, определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость;
з) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
18. Субъектом в психологии называется
а) человек как обладатель социальных качеств;
б) человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens;
в) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности;
г) испытуемый, принимающий участие в психологическом эксперименте.
19. Термин «личность» в психологии определяется как
а) человек, достигший высокого уровня психической зрелости;
б) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью;
в) сильный, волевой человек, достигший общественного признания
г) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении и характеризующее меру представленное общественных отношений в индивиде;
20. Уровнем притязаний называют
д) желаемый уровень самооценки (образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;
е) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;
ж) оценку индивидом своих возможностей в напряженной ситуации;
з) степень трудности цели, которую перед собой ставит субъект.
21. Понятие «персона» включает в себя
д) бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании;
е) воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности;
ж) социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве;
з) персонификацию жизненной мудрости и зрелости.
22. Римский поэт Катулл писал:
Любовь и ненависть кипят в душе моей
Быть может, почему ты спросишь, я не знаю,
Но силу этих двух страстей
В себе я чувствую и сердцем всем страдаю…
Вопрос: Какая важнейшая закономерность человеческих чувств отражена в этих стихах?
23.Беранже.
«Сердце его как лютня
Чуть тронешь – и отзовется»
(перевод с французского)
Вопрос: о каком свойстве личности идет речь в высказывании?
24. Русскому философу П.А. Флоренскому (1882 – 1937(1943) гг.) принадлежит следующий афоризм: «Гений есть внимание».
Вопрос: этот афоризм будет верным, если внимание рассматривать как …
Тест 2:
1. Формирование умений работать по образцу и правилу осуществляется в:
а) Пятом классе
б) В 11 классе.
в) В 8 классе.
г) В первом классе.
2. Перевод существующего потенциала личности в фактическое его проявление называется:
а) Восприятием.
б) Воспитанием.
в) Социализацией.
г) Актуализацией.
3. Отрасль психологии, изучающая закономерности процесса учения и воспитания называется:
а) Социальная психология.
б) Педагогическая психология.
в) Возрастная психология.
г) Специальная психология.
4. В основу содержания развивающей работы закладываются те компоненты особенностей личности ребенка, которые:
а) Наиболее актуальны для данного возраста.
б) Предложены учителем.
в) Предложены родителями.
г) Предложены психологом.
5. Организация психологической развивающей среды в школе осуществляется:
а) Только педагогами.
б) Педагогами и родителями.
в) Психологом и педагогом.
г) Только психологом.
6. Автором психологической теории, выдвинувшей категорию самоактуализации человеческих потребностей, является:
а) Л.С. Выготский.
б) А. Маслоу.
в) Ж. Пиаже.
г) Дж. Уотсон.
7. Непродуктивный педагогический процесс характеризуется тем, что: (указать 2 правильных ответа)
а) Ориентируется только на передачу учебного материала в форме монолога учителя.
б) Проходит вне зоны ближайшего развития.
в) Направлен на совместную деятельность
г) Процесс развития способностей не доступен контролю.
8. П.Я.Гальперин выделил….. этапов формирования умственного действия:
а) 5
б) 4
в) 6
г) 3
9. Зона ближайшего развития определяется по результатам:
а) Диагностики достижений.
б) Сотрудничества со взрослыми.
в) Выдвижения требований к развитию.
г) Анализа результатов обучения.
10. Уяснения ориентировочной основы действия происходит на этапе формирования умственного действия номер:
а) 2
б) 4
в) 3
г) 1
11. Механизмом развития способностей человека является процесс:
а) Общения
б) Воспитания
в) Педагогический
г) Обучения
12. Какая из ситуаций педагогического процесса завершает процесс усвоения:
а) Повторение.
б) Отработка.
в) Проблемная.
г) Воспроизведение.
13. В педагогическом процессе развиваются:
а) Дисциплина.
б) Убеждения.
в) Умения.
г) Способности.
14. Основное преимущество речевого действия состоит в том, что оно:
а) Создает для действия новый предмет – абстракцию;
б) Обеспечивает высокую стереотипичность действия;
в) Устраняет необходимость выполнять действие в материальном плане;
г) Отражает материальное действие;
15. Метод рейтинга является разновидностью:
а) Беседы;
б) Наблюдения;
в) Тестирования;
г) Интервью;
16. Изучение осознанных или неосознанных психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий лежит в основе исследования:
а) Эмоционально-волевой сферы;
б) Мотивационной сферы;
в) Когнитивной сферы;
г) Состояния агрессии;
17. Характерным признаком «синдрома эмоционального сгорания» является:
а) Склонность к рискованным действиям;
б) Чрезмерная активность;
в) Стремление ограничить круг контактов;
г) Стремление к интенсивному общению;
18. Преобладающее использование принятых в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа проблемных ситуаций, называется профессиональным:
а) Сознанием;
б) Самоопределением;
в) Самосознанием;
г) Мышлением;
19. Совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, носит название:
а) Способность;
б) Профессионализм;
в) Профессиональное сознание;
г) Компетенция;
20. Отрасль психологии, предмет которой – психологическая помощь конкретным людям, называется:
а) Практическая психология;
б) Экспериментальная психология;
в) Педагогическая психология;
г) Социальная психология;
21. Классный руководитель анализирует: 1) трудности, которые испытывает ученик; 2) индивидуальные особенности ученика; 3) состояние здоровья ученика; 4) особенности общения школьника с одноклассниками и педагогами:
а) 1,3,4;
б) 2,3,4;
в) 1,2,4
г) Только 1;
Творческое задание.
I. «Великий гений образуется с помощью другого гения не столько ассимиляцией, сколько посредством трения» (Генрих Гейне, немецкий поэт (1797-1856 г.г.))
Задание 1: Укажите главные условия формирования современной творческой личности отраженные в данном афоризме.
Задание 2: Выделите и объясните ключевые слова в данном афоризме.
Практическое задание.
Разработайте стратегию информационного обеспечения для студента, готовящегося к экзамену (используя схему ООД).