VI. Правописание приставок
1. Объяснить каким образом зависит от произношения написание приставок раз-, рас-
раз рас
з ? с
раз (корень зв. согл.) рас (корень глух. согл.)
2. Объяснить выбор согласного [з] или [с] на конце приставки по образцу: распустить – на конце приставки [с], потому что корень начинается с глухого [п]; разбросать – на конце приставки [з], потому что корень начинается со звонкого [б].
Разгадать замысел, распространять идеи, рассмотреть проект, рассчитать время, точный расчет, расследовать причины аварии, далеко разбежаться, распрямить лист бумаги, громко расшуметься, со всеми разругаться, неожиданно рассмеяться, случайно разрыть, разбавить водой, рассыпать зерна.
3. Объяснить, от чего зависит в приставках роз- (рос-), раз- (рас) выбор гласной.
раз- рас- роз-, рос-
О ? А
Ударение!
/ х
О А
4. Объяснить написание гласной в приставке:
Составить расписание, старинная роспись, выдать расписку, развалиться от удара, запрячь лошадь в розвальни, рассказать о происшествии, росказни врагов, разыграть первенство, розыгрыш первенства, объявить в розыск, разыскать друзей, алмазные россыпи, рассыпать карандаши.
5. Как вы знаете, синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но одинаковые или очень близкие по своему лексическому значению (градусник – термометр, интересный – увлекательный, бежать – мчаться). Подберите к словам синонимы с приставками на –з и –с.
Режим дня - … дня, неспокойный сон - … сон, невнимательный человек - … человек, разгневаться на сына - … на сына, жестокий человек - … человек, руины крепости - … крепости, окончательное решение - … решение, необоснованные слухи - … слухи, построить памятник – памятник.
6. Объясните правописание приставок пре -, при –
1. Приставка пре- указывает на: а) высшую меру действия или качества (близка по значению к слову очень): пресытиться, преувеличение, презабавный, преуменьшить; б) изменение действия (близка к приставке пере-): преградить, прервать 2. Различаются по значению слова: Предать (выдать кого-либо) Претвориться (осуществить) Преклоняться (глубоко уважать) Преступить (нарушить) Пребывать (находиться где-либо) Преемник (последователь) Презирать (считать недостойным) Преходящий (временный) 3. Во многих словах приставка пре- при- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение: преследовать препятствие преткновение (камень преткновения) превратный (изменчивый) прельстить (увлечь) пренебрежение (невнимание) | 1. Приставка при- указывает на: а) присоединение, приближение, прибавление: пристроить, приходить, приписать; б) неполноту действия: притормозить, приуменьшить; в) нахождение вблизи чего-то: приморье, Приуралье, прибрежный. 3. 2. Различаются по значению слова: придать (добавить) притворить (закрыть) приклоняться (нагибаться) приступить (начать) прибывать (приезжать) приёмник (то чем принимают) призирать (заботиться, давать приют (уст.)) приходящий (кто приходит) 3. Во многих словах приставки пре- при- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение: приключение притязание (предъявление прав на что-либо, требование) присягать причудливый (замысловатый) приверженец (сторонник) присутствие |
7. Прочитайте, выделите приставки пре- и при- , укажите их
значение.
Приделать ручку к чемодану, приоткрыть ворота, прифронтовая полоса, мягкое приземление, не преувеличивать опасность, преисполниться радостью, прервать отношения, преодолевать трудности, непреодолимое желание, превозмочь недомогание, преграждать путь, покарать предателя, пресекать злоупотребления, приходящая няня, преходящие обстоятельства.
VII. Закрепление звука [р] в свободной речи.
1. Придумать рекламу овощного рынка, используя слова, словосочетания:
Открылся рынок, реальные цены, выбор продуктов, разные фрукты, помидоры, огурцы, абрикосы, персики, черешня, перец, морковь, картофель.
2. Придумать рекламу магазина промышленных товаров, используя слова и словосочетания:
Первый магазин, разнообразие оргтехники, современные компьютеры, лазерные диски, телевизоры с плоским экраном, микроволновые печи.
3. Рассказать о посещении молодежного кафе «Фарт», используя слова:
Прекрасный интерьер, современная музыка, превкусная еда, караоке, игра, пирожные, бутерброды, мороженое.
4. Пригласить своих друзей на прогулку по парку, за город. Описывая маршрут прогулки использовать слова:
Впереди, дорога, ручей, озеро, речушка, справа, березы, деревья, горнолыжная трасса.
5. Назвать любимых популярных певцов, музыкантов, рок-группы, в именах и названиях которых встречается звук [р]. Рассказать об их творчестве.
Бывает, что даже после закрепления звука [р] в свободной речи, подросток все же сохраняет и дефектный звук. И в зависимости от речевой ситуации общения пользуется двумя вариантами звука. Осуществить полный переход от звука – субститута к нормальному [р] подростка может смущать то обстоятельство, что окружающие могут заметить резкие изменения, как кажется подростку, в его речи. Поэтому полностью перейти на новый звук рекомендуется после каникул, так как после некоторого перерыва в общении такие изменения в речи не будут привлекать всеобщего внимания.
В заключении следует сказать, что период закрепления звука в свободной речи будет длиться тем дольше, чем старше по возрасту логопат.
Заключение.
Логопедическая помощь по исправлению звукопроизношения у подростков и взрослых не на много отличается по способам формирования звуков у детей и младших школьников. Но методы логопедического воздействия все же имеют свои особенности, в основном это касается психологической стороны вопроса в общем педагогическом процессе воспитания речи у подростков.
К сожалению, в логопедической практике не решены вопросы о выявлении нарушения звукопроизношения среди учащихся 5-11 классов, и оказания им логопедической помощи.
Не достаточно в общеобразовательных школах ведется совместная работа психолога и логопеда по воспитанию речи именно у подростков, ведения с ними психолого-логопедической коррекции. Также не прослеживается в школах педагогической взаимосвязи логопед ↔ учителя-предметники 5-11 классов.
В целом рекомендации по исправлению звукопроизношения у подростков представлены в таблице № 4. Таблица № 4.
Рекомендации по исправлению звукопроизношения у подростков.
Психолого-логопедическое обследование | Подготовительный этап | Формирование первичных произносительных умений | Формирование коммуникативных умений и навыков | ||
Л О Г О П Е Д | Цель Метод Задачи | Выявить отношение к дефекту речи, особенности хар-ра логопата Беседа. Совместная работа с психологом по тестированию. Формировать осознанное отношение к занятиям. | Коррекция артикуляционной моторики. Имитационный метод. Самостоятельная работа подростка без гирперконт-роля логопеда. Формировнаие правильной артикуляционной позы. | Постановка звука. Опора на те упражнения ар-тикуляционной гимнастики, которые получались лучше всего. При невозмож-ности создания вибрации [р], поставить «фрикативный» [р]. | Формировать навыки употребления [р] во всех речевых ситуациях. Речевой материал с использованием школьной программы. Развитие выразительной речи. |
П С И Х О Л О Г | Цель Метод Задачи | Выявить индивидуальные особенности характера подростка. ПДО А.Е. Личко Сформировать установку на логопедическую коррекцию. | Объяснить цель курса развития речевой моторики. | Отмечать дина-мику работы ло-гопеда и лого-пата. Создать установку на успех. . | Создать установку на длительный курс автоматизации звука. Воспитание коммуникативных умений и навыков. Тренинги общения. |
В заключении хотелось бы еще раз сказать о необходимости комплексного обследования логопата: логопед должен не только собрать анамнестические данные, обследовать состояние речи, но и выявить особенности характера ребенка или подростка. Так же как и врач лечит больного, а не отдельный орган, на который этот больной жалуется, так и логопед корректирует и воспитывает логопата, а не его искаженный звук.
Литература:
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произведение. М. 1984.
2. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль. 1997.
3. Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению. М. 1959.
4. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. М. 2002.
5. Буденая Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб. 1999.
6. Буянов М.И. Беседы о детской психологии. М. 1992.
7. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство, здоровье. СПб. 1994.
8. Гриншпун Б.М. Дислалия. М. 1989.
9. Гуткина Н.И. Психологическая проблема общения учителя с подростком. // Вопросы психологии. 1984, № 2.
10. Давыденков С.Н. Неврозы. Л. 1963.
11. Досужков Ф.Н. Невроз болезненной застенчивости (скоптофобия). // Журнал невропатологии и психиатрии. М. 1963.
12. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М. 1996.
13. Жинкин Н.И. Мышление и речь. М. 1958.
14. Захаров А.И. Психотерапия у детей и подростков. Л. 1982.
15. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М. 1962.
16. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопросы психологии. 1997, № 3.
17. Королевская Т.К. Коррекция устной речи с помощью компьютерного тренажера «Дельфа – 130». М. 1994.
18. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М. 1997.
19. Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1997.
20. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. М. 1999.
21. Новиков Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. // Общее формирование личности школьника. М. 1987.
22. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов на Дону. 2001.
23. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб. 2001.
24. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. В кн.: основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. М. 1968.
25. Савкова З.И. Как сделать голос сценичным. М. 1968.
26. Совиль М., Маркович П. Психофизические характеристики детей с синдромом межзубного сигматизма. // Дефектология. 1991, №4.
27. Современный русский язык. В 3-х книгах. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М. 1981.
28. Токарева О.А. Функциональные дислалии. В кн.: Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С.С. Ляпидевского. М. 1969.
29. Терентьева В.И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся. // Дефектология. 1997, № 4.
30. Хватцев М.Е. Логопедия. М. 1959.
31. Шанский Н.М. В мире слов. М. 1985.