Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (№27/901-6 от 27.03.2000)

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

• Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения регулирует деятельность психоло­го-медико-педагогического консилиума (в дальнейшем ПМПк) как структур­ного подразделения психолого-медико-педагогической службы (далее ПМПС) в системе образования в качестве ее низового звена, оказывающего помощь детям со специальными образовательными потребностями.

■ ПМПк представляет собой объединение специалистов данного обра­зовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи с от­клонениями в развитии.

• ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет ста­туса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствую­щую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуаль­ный план работы в соответствии с реальным запросом на участке в работе консилиума. При наличии в образовательном учреждении трех и более классов, групп специалистов, коррекционно-развивающего (компенсирую­щего) типа постоянные специалисты ПМПк имеют право на 20%-ную над­бавку к заработной плате.

• ПМПк в своей деятельности руководствуется федеральными закона­ми, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, поста­новлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, реше­ниями соответствующего органа управления образованием, настоящим При­мерным положением, уставом общеобразовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представи­телями) обучающихся, воспитанников. Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании».

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПС^ОЛОГОуМЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО Целью ПМПк является определение и опгани-гяпча „ л.

разовательного учреждения адекватнь.х УслГ^Гр^ити^^^ГиГспи" тания в соответствии со специальными образовательными потребностями возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными*™' можностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно психического здоровья.

В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

- разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обес­печения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

- отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализиро­ванных коррекционно-развивающих программ;

- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»;

- решение вопроса о создании в рамках данного образовательного уч­реждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ре­бенка. При необходимости - перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей фор­мы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и

др.);

- при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии -определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

- организация взаимодействия между педагогическим коллективом об­разовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-меди ко-педагоги чес кого консилиума, при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализаций ре­комендаций ПМПк более высокого уровня.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТАВ ПМПк

• ПМПк организуется на базе образовательного учреждения независимо от типа и вида.

• ПМПк утверждается приказом директора образовательного уч­реждения.

• Общее руководство ПМПк возлагается на директора образовательного

учреждения.

• ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями Психолого-медико-педагогической службы.

• Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по ини­циативе родителей или сотрудников образовательного учреждения. В случае инициативы сотрудников образовательного учреждения должно быть полу­чено согласие на обследование родителей (иных законных представителей).

При несогласии родителей (иных законных представителей) специали­стами ПМПк должна проводиться работа по формированию у них адекватно­го понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях со­гласие родителей должно быть подтверждено их заявлением. Прием подро­стков старше 12 лет, обратившихся к специалистам ПМПк, допускается без сопровождения родителей.

• Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требований профессиональной этики. Специалисты ПМПк обязаны хранить профессио­нальную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в заключении.

• Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально, при необходимости - в присутствии родителей (иных закон­ных представителей).

• ПМПк имеет право затребовать следующие документы:

- свидетельство о рождении ребенка;

- подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (в зави­симости от имеющихся отклонений в развитии ребенка). При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медсестра ПМПк направляет запрос соответствующим медицинским специалистам;

- педагогическое представление (характеристику);

- письменные работы по русскому (родному языку), математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

• Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в за­ключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, ле­чению, при необходимости - по профориентации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистра­ции консилиумов и Карту развития ребенка.

• В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты ПМПк направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагно-стико-коррекционные учреждения. Возможна также организация пробного диагностического обучения на базе уже существующих, а также вновь созда­ваемых специальных классов данного образовательного учреждения.

• В ПМПк ведется следующая документация:

- журнал предварительной записи детей на ПМПк;

- журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов;

- карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПк, дневником (листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами кор-

рекционной работы специалистов;

- список специалистов ПМПк;

- график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть);

- списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной спе­циальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк;

- нормативные и методические документы, регулирующие де­ятельность специалистов ПМПк.

• Рекомендуемый состав ПМПк: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), прошедший спецподго­товку; учитель (классный руководитель) или другой специалист, представ­ляющий ребенка на ПМПк; учителя с большим опытом работы; учителя классов коррекционно-развивающего обучения; учитель-логопед (и/или учи-тель-дефектолог); педагог-психолог, врач (педиатр, невропатолог или дет­ский психиатр); медсестра. При отсутствии специалистов они привлекаются к работе консилиума на договорной основе.

• Дети, направленные классным руководителем на обследование в ПМПк, а также все учащиеся специальных классов (коррекционно-развивающих, компенсирующих) находятся под наблюдением специалистов ПМПк в течение всего периода пребывания в данном образовательном учре­ждении. Все изменения формы или вида обучения в рамках одного и того же образовательного учреждения фиксируются в Карте развития ребенка.

• Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на ПМПк или находящихся на коррекционно-диагностическом и коррекционно-развивающем, ином социальном обучении.

4. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПМПк

• ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

• Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образова­тельного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже одного раза в четверть проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической коррекцион-ной помощи.

• Деятельность плановых консилиумов направлена на:

- анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее ко­личественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);

- определение путей психолого-медико-педагогического сопро­вождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных ус­ловиях;

- профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

• Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в

первую очередь - учителей), непосредственно работающих с ребенком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие:

- решение вопроса о необходимости принятия адекватных экс­тренных мер по выявленным обстоятельствам;

- внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

• В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с ро­дителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

• ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

• Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных спе­циалистов сотрудников образовательного учреждения, непосредственно ра­ботающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования

ребенка.

• В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специа­лист ПМПк проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время этого обследования с учетом реальной возрастной и психофизической на­грузки.

• Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соот­ветствующего обследования и разрабатывает рекомендации.

• На период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий эффек­тивность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей про­граммы и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка на ПМПк.

• Решением ПМПк ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную рабо­ту.

• ПМПк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие - заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем образовательного учреждения.

• Ведущий специалист докладывает свое заключение о ребенке на ПМПк и оформляет протокол. Каждый специалист, участвующий в обсле­довании и/или коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной фор­ме дает свое заключение на ребенка. Последовательность представлений спе­циалистов определяется представителем ПМПк. Заключение каждого спе­циалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Окончательное коллеги-

альное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку также фиксируется в Карте развития ребенка и подписывается представителем и всеми членами ПМПк.

• Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (иных законных представителей). Предложенные рекомендации реализуются толь­ко при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных пред­ставителей).

• Не реже одного раза в четверть (плановые ПМПк) на основании уст­ных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребенком, в дневник динамического наблюдения Карты развития ребенка вносятся све­дения об изменениях в его состоянии в процессе реализации рекомендаций, составляется краткое обобщенное письменное заключение и перечень кор­ректировок, внесенных в рекомендации.

• При направлении ребенка на муниципальную или региональную ПМПК заключение, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопрово­ждающих ребенка вместе с родителями, или отправляется по почте.

Таким образом, ПМПк - это первая помощь ребенку в условиях учреж­дения, где он находится.

С 1994 года в Москве, а затем и в других городах страны, начали обра­зовываться Психолого-медико-социальные центры (ПМСЦ). Эта новая организационная форма помощи детям возникла в связи с развитием психо­логической службы в системе образования. На первом месте в ее работе обо­значены психологические мероприятия и психологическая помощь ребенку. Существенно важными оказываются аспекты социальной помощи ребенку и социально-психологической направленности этой помощи.

Основными задачами Центра являются:

раннее выявление детей и подростков с явлениями социальной и школьной дезадаптации;

- комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика психиче­ского здоровья детей и подростков, испытывающих трудности адаптации в образовательном учреждении;

- индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая работа с несовершеннолетними;

- внедрение в деятельность образовательных учреждений психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудно­стями школьной адаптации;

- методическая работа с педагогическими кадрами образовательных учреждений по основным направлениям деятельности Центра;

- консультирование родителей и педагогов по вопросам воспитания де­тей.

Таким образом, в этих центрах обеспечивается диагностическая, кор­рекционно-развивающая, реабилитационная и консультативная работа.

В целом процесс развития психологической службы в образовании ока­зал значительное влияние на структурирование, расширение и конкретиза­цию помощи детям с отклонениями развития. Это способствовало внедрению

Наши рекомендации