Психолого-медико-педагогическом консилиуме (пмпк) образовательного учреждения

Письмо Минобразования России от 27.03.2000 N4 27/901-6

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-пе дагогического сопровождении и в целях обеспечения комплексной

специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образова­тельного учреждения Министерство образования Российской Феде­рации рекомендует.

· Довести до сведения руководителей образовательных учрежде­ний следующие методические рекомендации:

а) О порядке создания и организации работы психолого-меди­ко-педагогического консилиума (ПМПК) образовательно­го учреждения (Приложение 1);

6) О формах учета деятельности ПМПК (Приложение 2).

· Провести мониторинг обеспеченности ПМПК образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими пси­холого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специ- ального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).

· Обеспечить контроль за созданием, при наличии соответству‑

ющих кадров, ПМПК в образовательных учреждениях; опре­делить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) о6учающегося, воспитанника и психолого­медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).

- Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПК.

Заместитель министра Е. Е. Чепурных

Приложение 1

0 порядке создания и организации работы психолого­медико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения

1. ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, о6ъединяющихся для психолога-ме­дико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

2. ПМПК может быть создан на базе образовательного учрежде­ния любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПК возлагается на руководителя обра­зовательного учреждения.

4. ПМПК образовательного учреждения в своей деятельности ру­ководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПК и ПМПК.

5. Примерный состав ПМПК: заместитель руководителя образо­вательного учреждения по уче6но-воспитательной работе (председа­тель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образова­тельного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПК, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (Вос­питатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

6. Целью ПМПК Является обеспечение диагностико-коррекцион­ного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными по­требностями, возрастными и индивидуальными особенностями, со‑

стоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающих-

СЯ, ВОСПИТ1ННИКОВ.

7. Задачами ПМПК образовательного учреждения являются:

· выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в о6разонательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

· профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

· О выявление резервных возможностей развития;

· определение характера, продолжительности И ЭФСЬСКТИВНО­ СТИ специальной (коррекционной) помощи в рамках имею­щихся в данном о6разонательном учреждении возможностей;

· подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

8. Специалисты, включенные в ПМПК, выполняют работу в рам­ках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Спе­циалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Россий- ской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигно­вания для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПК сле­дует планировать заблаговременно

9. Обследование ребенка специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудни­ков образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным уч­реждением и родителями (законными представителями) о6учающих­ся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий Инте­ресы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребен­ка в детскую поликлинику.

10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПК Ин­дивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагруз­ки на ребёнка.

11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

12. На заседании ПМПК обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заклю­чение ПМПК.

13. Изменение условий получения образования (в рамках возмож­ностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуще­ствляется по заключению ПМПК и заявлению родителей (законных

представителей).

14. При отсутствии в данном образовательном учреждении усло­вий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конф­ликтных и спорных вопросов специалисты ПМПК рекомендуют ро­дителям (законным представителям) обратиться в психолого-меди­ко-педагогическую комиссию (ПМПК).

15. Заседания ПМПК подразделяются па плановые и внеплано­вые и проводятся под руководством председателя.

16. Периодичность проведения ПМПК определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всесторон­нее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или со­стояниями декомпенсации; плановые ПМПК проводятся не реже одного раза в квартал.

17. Председатель ПМПК ставит в известность родителей (закон­ных представителей) и специалистов ПМПК о необходимости обсуж­дения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение за­седания ПМПК.

18. На период 'подготовки к ПМПК и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/ или классный руководитель, воспитатель ДОУ, или другой специа­лист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или вне­урочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказыва­емой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПК.

19. На заседании ПМПК ведущий специалист, а также все специ­алисты, участвовавшие в обследовании и/или коррёкционной рабо­те с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекоменда­ции. Коллегиальное заключение ПМПК содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без

указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) по­мощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПК.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПК доводятся до сведения родителей (законных представителей) в до­ступной для понимания форме, предложенные рекомендации реали­зуются только с их согласия.

21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПК выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии ,заключений специaлис­тов направляются только по почте или сопровождаются представи­телем ПМПК. В другие учреждения и организации заключения спе­циалистов или коллегиальное заключение ПМПК могут направляться только по официальному запросу.

Приложение 2`

Наши рекомендации