Стремление к сохранению отношений (С)
Этот показатель характеризует ориентацию поведения человека в конфликте на тактичное, не ущемляющее интересов окружающих, доброжелательное разрешение ситуации. Лица, придерживающиеся данной тенденции подвержены групповому давлению (обладают высокой чувствительностью), их привлекает взаимодействие с окружающими, они испытывают потребность в уважении, принадлежности к другим. Поэтому в ситуации конфликта поведение отличается конформностью, слабым отстаиванием своих интересов, склонностью уступать другим. Возникшее напряжение в отношениях преодолевается за счет стремления к сохранению стабильности группы, усиление доброжелательного поведения и соблюдения социальных норм.
Количественно этот показатель характеризуется суммарной выраженностью показателей “сотрудничество” и “приспособление”.
Стремление к изменению отношений (N).
Высокие оценки по этому показателю свидетельствуют о тенденции к неконформному поведению, ориентации на собственные интересы в ущерб интересов других. Мотивационной основой данной тенденции является “борьба с опасностью” - снятие напряжения в результате конфликта осуществляется через изменение существующих отношений с окружающими. Отношения с окружающими рассматриваются в зависимости от интересов личности: при возникновении опасности их ущемления отношения приносят в жертву. В этом случае наблюдается нарушение норм и условностей, уклонение от такого решения возникшей проблемы, которое требует учета интересов сторон. Люди с данной тенденцией поведения к конфликту подходят с практической логической меркой, не склонны брать на себя вину и идти на поводу у других людей.
Количественно этот показатель рассчитывается суммированием баллов по показателям “соперничества” и “избегания”.
Представленные показатели описывают поведение по вектору “стремление к сохранению – изменению отношений”. Выраженность одного из них относительно другого характеризует склонность человека либо к адаптивному, либо неадаптивному (с позиции разрешения конфликта) поведению.
Активность (А)
Данный показатель характеризует выраженность решительности, волевого начала в поведении в ситуации конфликта. Черты упорства, прямолинейности поведения придает высокая потребность в действии, в осуществлении своего плана разрешения конфликта. Эту тенденцию отличает быстрое принятие решения, отсутствие боязни трудностей, пренебрежение возникающими препятствиями. Возможно проявление враждебности и обидчивости к другим людям, легко, впрочем, угасающее в ситуации, не ущемляющей престижа личности. Поведению свойственен хороший самоконтроль.
Выраженность этой тенденции рассчитывается суммированием значений показателей “соперничества” и “сотрудничества”.
Пассивность (Р).
Данный показатель отличает преобладание пассивных способов разрешения конфликта – избегания и приспособления – в качестве ведущих в поведении. Неуверенность в поведении проявляется в пассивном характере реагирования, в покорности и низкой настойчивости, нерешительности, демонстративном пренебрежении своими интересами. Бесконфликтность также является важной особенностью этой тенденции поведения. Индивиды, у которых наблюдается явное преобладание этого показателя, как правило, являются ведомыми. Они либо идут на поводу у других, либо пассивно созерцают ситуацию конфликта. Вину за создавшуюся ситуацию возлагают на сложившееся обстоятельства, поэтому, по их мнению, в её возникновении никто не виноват.
Количественной оценкой этого показателя является сумма баллов по показателям “избегания” и “приспособления”.
Агрессивность (FR).
Этот показатель характеризует выраженность противоположных по направленности агрессивных реакций (экстрапунитивной и интрапунитивной) в конфликтных ситуациях. Это так называемое поведение – “погоня за двумя зайцами”, то есть ориентация на две цели. Как правило, данное поведение встречается в фрустрирующих ситуациях при наличии выраженной “эго – тенденции”. Разрешение конфликта сопровождается проявлениями эмоциональной неустойчивости, напряженности и тревожности. Необходимо отметить, что наличие эмоциональной неустойчивости и тревожности обычно компенсируется в коммуникативной сфере демонстративной решительностью и смелостью поведения, подчеркиванием своей невосприимчивости к угрозе, тяге к риску.
Для оценки выраженности этой тенденции необходимо суммировать “сырые” баллы по показателям “соперничество” и “приспособление”.
Толерантность (Т).
Данный показатель описывает общую выраженность неагрессивных реакций индивида в конфликте. Выбор в качестве ведущих способов стремления к сотрудничеству или избеганию ситуации конфликта характерно для лиц, эмоционально устойчивых, нефрустрированных, скромных, тактичных, доброжелательных, не склонных к лидерству. Вместе с тем, эти индивиды обладают повышенной чувствительностью к угрозе. Их отличает осторожность и сдержанность поведения, старательное планирование своих поступков.
Для измерения выраженности этого показателя необходимо вычислить сумму баллов значений показателей “сотрудничества” и “избегания”.
Каждый из показателей имеет внутреннюю (личностную) и внешнюю (поведенческую) характеристику. Исходя из этого, выделенные тенденции поведения могут быть элементом внутренней “природы” личности, а могут быть внешней “маской”, скрывающей истинное лицо человека. Если число ответов в каждой паре полярных показателей измерения приближаются к максимальному, то можно говорить о преобладании той или иной устойчивой тенденции поведения.
Предложенные измерения поведения личности в ситуации конфликта были использованы в качестве оснований его типологии. Таким образом, каждый тип характеризуется тремя показателями, в соответствии с выраженностью того или иного полюса измерения: 1)стремление к сохранению отношений - стремление к изменению отношений; 2)активность – пассивность; 3)агрессивность – толерантность.
В качестве критерия отнесения поведения к тому или иному типу взят эмпирически установленный уровень выраженности одного из его компонентов: 1-3 стена – низкий; 4-7 стена – средний; 8-10 стена – высокий уровень. Соотношение типов поведения личности в конфликте с их основными компонентами представлены в таблице 7.
Табл. 7. Характеристика типов поведения личности