Кризисы семейной жизни. Стадии деструкции семьи
Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:
1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.
2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.
- Возникновение семьи — стадия, условно называемая "пред-семья".
- Становление семьи (формирование единого психологического и духовного пространства).
- Рождение собственно семьи в ее разветвленной структуре (объединение двух поколений старшего и младшего).
- Взросление детей и разделение поколений.
- Отделение детей от родительской семьи.
- Повторение цикла.
Семья, как живой организм, имеет свои периоды детства, юношества, расцвета, болезней, старения и увядания. Переход от одного периода к другому часто связан с появлением противоречий в отношениях мужа и жены и как следствие может приводить к кризисам семейной жизни. Парадокс заключается в том, что кризисы семейной жизни протекают более мучительно, если семья возникла на основе страстной любви и, наоборот, спокойно и почти незаметно, если создание брачного союза было продиктовано сугубо деловыми соображениями.
Первый кризисный период связан с изменением образа партнера, а именно, с понижением его психологического статуса. Если в начале семейной жизни он или она казались "самыми-самыми", то в ходе кризиса наступает момент, когда на первый план выступают недостатки близкого человека. Семейная жизнь, как маятник, в начале жизни отклонилась к положительному полюсу (позитивное преувеличение), а затем резко метнулась к полюсу отрицательному (негативное преувеличение).
Разрешение. Конструктивно переживают кризисы семейной жизни пары, которые перестают критиковать друг друга, и переходят к среднему, сбалансированному состоянию, спокойно выделяя как достоинства, так и недостатки друг друга. При этом акцент в своих отношениях они делают именно на достоинствах.
Второй кризисный период — это психологическая усталость друг от друга, тяготение к свежести и новизне в отношениях. Нередко этот период особенно остро переживают мужчины.
Разрешение. Этот кризис семейной жизни менее болезненно переживают те семьи, в которых "ослабевает поводок" — обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности друг друга, а также там, где оба начинают искать способы обновления своих отношений.
Третий кризисный период — рождение ребенка. Обычно его тяжело переносят и мужчины и женщины. Но мужчинам достается много страданий в первый год после рождения ребенка, а женщине во второй. Мужчины часто говорят о том, что у них в первый год очень много страхов и тревоги за семью, жена теряет работоспособность и все финансовое бремя ответственности ложиться на мужчину, это очень напряженная ситуация. В этот момент женщина почти не способна оказывать мужу поддержку, она целиком посвящает себя ребенку. Второй год жизни ребенка очень сложен для жены. Она долго была дома, вся ее жизнь была расписанием кормлений. Вот тут у женщины возникают сомнения, а интересна ли она еще мужу, а стоит ли она еще чего-нибудь как специалист.
Разрешение. Обычно выживают те семьи, где муж и жена не прекращают разговаривать друг с другом. У мужа и жены в этот период очень разные задачи, и живут они, как говорится, "про разное", к тому же полностью поглощенные в свои дела.
Четвертый кризисный период. Обычно его выделяют все психологи и даже не психологи. Это возраст семьи — семь лет. Обычно кризис этого периода связывают со скукой в семейной жизни, но если задуматься, молодой семье еще не от чего скучать. Муж на вершине карьеры, жена продолжает профессиональный путь, ребенок стремительно растет и радует родителей ежедневными "новостями роста". Все дело в том, что в семь лет обычно в семье дети идут в школу. А что это значит? А значит это то, что молодой семье в первый раз придется показать миру, кого они вырастили. Это время первых экзаменов для ребенка, а ребенок — плод союза.
Разрешение. Так же помнить об идеализации/обесценивании. Наш ребенок, может, и не лучше чем у остальных, но уж точно — не хуже. Обычно мир хорошо принимает детей, главное чтоб родители не создали дополнительного напряжения.
Пятый кризисный период — это кризис семейной жизни, когда ребенок превращается в подростка. Первый этап отделения ребенка от семьи, сначала это отделение только мнения. Для подростка появляются авторитеты помимо его родителей. Семьей этот период может восприниматься как развал семьи, для мужчины и женщины это нечто новое — ребенок приносит в дом еще какие-то мнения и взгляды.
Разрешение. Как ни парадоксально, но семья будет крепнуть, если немного ослабит свои границы. Это прекрасный период, когда можно проверить семью на прочность того, что она не разрушается под воздействием нового. Нового, которое приносит в семью ребенок.
Шестой кризисный период — это тот момент, когда семья опять становиться из двух человек, ведь дети выходят из дома. Любопытно, как написать: "выходят" или "уходят"? Скорее, правильней написать про отдаление. Ребенок не уходит из семьи, родительская семья всегда остается для него убежищем, он всегда может туда вернуться. Обычно это самый сложный период для семьи. Множество пар расстаются, когда супругам по сорок лет. Это сложный период и для женщин, и для мужчин. Жизнь практически приходится перекраивать заново, искать в ней новые смыслы. Мужчины увлекаются молодыми женщинами в надежде еще раз пройти цикл от создания семьи до ухода детей, женщины часто уделяют больше внимания карьере. Отношения на этом этапе иногда понимаются как исчерпанные, миссия выполнена.
Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.
Первый кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка.
Второй кризис - начало освоения ребенком человеческой речи.
Третий кризис - ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).
Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом.
Шестой кризис - молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин.
Девятый кризис - родители становятся бабушками и дедушками.
Десятый кризис - умирает один из супругов.
.7.Средства СКД и педагогические требования к их эффективному использованию.
Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».
К ЧИСЛУ основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.
Следует отметить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга.
• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности»
8. Общее и отличное в психологии мужчины и женщины.
Все психологические разногласия между мужчиной и женщиной базируются, прежде всего, на генетических и социально-исторических различиях мужской и женской сущностей. С точки зрения природы, мужчины и женщины устроены по-разному. Гормональный фон, физическая сила, способность к продолжению рода, мозговая активность - все это, безусловно, накладывает прямой отпечаток на психологические стороны их противоположностей.
Исторически сложившиеся социально-бытовые нормы поведения для разных полов, социальные роли, правила жития, постулаты ответственности и многое другое наложили неизгладимый отпечаток на психологию многих сотен поколений современного человеческого общества. Таким образом, синтез и взаимовлияние этих двух аспектов исторического развития мужчины и женщины формируют явные отличия и в их психологических характеристиках.
Очень часто мужской и женский пол не могут понять друг друга, мелкие и бытовые «нестыковки» становятся камнем преткновения для всей совместной жизни, а различные взгляды на серьезные вопросы бытия порой вообще разрушают весь смысл отношений.
Для того чтобы иметь полноценные и благополучные отношения, нужно, прежде всего, научиться понимать своего партнера не только как личность с уникальными убеждениями и своим мировоззрением, а хотя бы как представителя пола (мужского или женского) со своими тонкими нюансами и проявлениями. Итак, о чем же нужно задумываться, когда поведение, мысли или эмоции вашего мужчины / женщины никак не вписываются в ваши представления о рациональности?
А вот что: подумайте и сопоставьте, не относятся ли эти мысли и поведения к элементарным психологическим различиям полов. Если да, то проявите сдержанность и понимание, не зацикливайтесь на этих ситуациях, все равно они вряд ли изменятся. Просто примите это как данность и живите спокойно дальше. В конце концов, и у вашего пола тоже есть свои «заморочки» и особенности.
1. У мужчины и женщины по-разному протекает процесс мышления. Мужчинам свойственно мыслить более логично, абстрактно и пространственно. Женщина же, наоборот, думает более конкретно и зачастую опирается на интуицию. Мужчины относятся к большинству дел рационально, а женщины - эмоционально, распространяя одну мысль на множество ситуаций. В результате этого любая бытовая ситуация или проблема может легко превратиться в серьезную ссору, т.к. смотрят на нее оба пола по-разному.
Психологическая наука заявляет: «Уже в начале прошлого века было определено: у мужчин логика прямолинейна, сконцентрирована на чем-то конкретном, а у женщин – интуитивна и связана с учетом тысяч нужных и ненужных подробностей».
2. Мужчины больше думают о своей карьере, работе, делах – это их движущая сила. На первом месте в иерархии их ценностей очень часто стоит самореализация в профессиональном плане, успех в каком-то деле, достижение целей в бизнесе. А для женщины на первом месте семья, брак, дети и отношения с родными. Поэтому женщинам не нужно переживать, когда всем планам снова мешает пресловутое слово мужа «работа», а мужчинам не следует кипятиться, когда супруга в очередной раз просит их съездить к маме или навестить родственников.
3. Женщину больше интересуют отношения между людьми, дружба, позитивное общение, взаимоподдержка и взаимопонимание. Для мужчины же интереснее соперничество, первенство, доминантность и индивидуальность. Так что отнеситесь с пониманием, когда ваш любимый хочет во что бы то ни стало посмотреть футбол, бокс или спортивные соревнования. А мужчинам не надо заводиться, когда ваша девушка снова включает Дом-2, сериал или настаивает на том, чтобы посмотреть «слюнявую» мелодраму.
4. Мужчины и женщины имеют разную активность половых гормонов. Это связано с тем, что мужчина должен постоянно выступать в качестве продолжателя рода и готов делать это хоть каждый день. А женщина призвана быть матерью согласно месячному циклу, вынашивать плод девять месяцев, то есть, по сути, вообще быть «полезной» с точки зрения природы только раз в год. Поэтому не злитесь, что ваш партнер слишком много или часто «хочет», а мужчинам не стоит расстраиваться, если их женщина, наоборот, не всегда «готова», «не в настроении». Все это может быть проявлением элементарной природной сущности.
5. Мужчина менее зависим от своего окружения, поэтому в большей степени способен на какие-то поступки, решительные действия, волевые решения. Женщина же часто думает о последствиях, о мнении окружающих и том, как отреагируют находящиеся рядом люди (муж и дети, родители и родственники, коллеги по работе и подруги).
6. У женщин больше развиты вербальные способности, а у мужчин - аналитические. Поэтому девушки так сильно любят болтать по телефону и встречаться с подружками, а молодые люди предпочитают уткнуться в газету или новостной сайт.
7. В критических ситуациях мужская психика способна быстро мобилизоваться и перестроиться, а женская психика как бы немного «запаздывает», она не способна изменить отношение к реальности в кратчайшие сроки. Мысли постоянно фокусируются на мелочах, которые не помогают изменить ситуацию, а, скорее наоборот, мешают. Мобилизация, изменение мироощущения под конкретные жизненные ситуации для нее даются нелегко и занимают значительное время. Мужчина же реагирует в подобных ситуациях более оперативно и с большей эффективностью. Его ум целиком превращается в орудие, которое должно выполнить поставленную задачу «здесь и сейчас».
У мужчин | У женщин |
логика | интуиция |
обобщение | анализ |
восприятие в целом | внимание к деталям |
склонность к абстракциям | конкретика |
романтизм | практицизм |
ориентация в пространстве и времени | ловкость и чуткость рук |
техническая направленность | гуманитарная направленность |
мотив достижения успеха | мотив отношения с окружающими |
стремление к лидерству | умение подчиняться |
склонность к новаторству | следование правилам |
желание быть первым у женщины | желание быть единственной и неповторимой |
По сравнению с женщиной мужчина более | По сравнению с мужчиной женщина более |
рационален | чувствительна |
тверд | гибка |
сдержан | эмоциональна |
суров | отзывчива |
решителен, склонен к риску | осторожна |
уверен в себе | тревожна |
агрессивен | сострадательна |
предприимчив | исполнительна |
активен | старательна |
индивидуалист | коллективистка |
замкнут | общительна |
молчалив | разговорчива |
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
В восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины большая часть впечатлений связана с восприятием речи. Не случайны высказывания, что "мужчина любит глазами, а женщина - ушами".
По быстроте восприятия и душевной подвижности женщина заметно превосходит мужчину. Женщины, например, читают быстрее, чем мужчины, и лучше, с большими деталями излагают прочитанное. Считают они обычно быстрее мужчин, лучше запоминают.
ИНТУИЦИЯ
Мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, женщина, скорее, фиксирует свое внимание на мелочах.
Интересно понаблюдать, как, например, мужчины и женщины решают вопрос о приобретении книги. Мужчины (в большинстве) обязательно посмотрят оглавление. Женщины же, как правило, откроют несколько страниц и посмотрят, что там. Впечатление от этих страничек и определит ее выбор - купить или нет.
В силу интереса к мелочам женщина значительно наблюдательнее мужчины, и это служит источником знаменитой женской интуиции. Аргумент "я чувствую, что это так" - из женского арсенала.
Это чутье в большинстве случаев не подводит женщину. Если она говорит "я чувствую, что у него кто-то есть" (имея в виду соперницу) - в 90% случаев она права, хотя и не может привести никаких аргументов в доказательство этого прискорбного обстоятельства. Еще Р. Киименг отмечал: "Женская догадка обладает большей точностью, чем мужская уверенность ".
Повышенное внимание женщин к деталям и мелочам приводит подчас к тому, что, будучи увлечена мелочами, она не замечает главного.
--------------------------------------------------------------------------------
- Где ты была сегодня, Киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.
--------------------------------------------------------------------------------
Однако тестирование показывает, что процент женских попаданий "в яблочко" не меньше, чем процент мужских при скрупулезном логическом анализе. А вот выигрыш во времени и в усилиях - очевиден.
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
Большая наблюдательность характерна для женщины в обыденной ситуации. В ситуации же стресса, опасности женщина скорее "теряет голову", а вместе с этим и наблюдательность.
У мужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется.
--------------------------------------------------------------------------------
Женщины быстрее и легче могут понять человека по мимике, жесту, взгляду, в чем и кроется секрет их тонкой интуиции. В результате мужчине очень трудно обмануть женщину. Женщина же обманет мужчину с большей легкостью. Представителей сильного пола, считающих, что им удается обмануть свою "половину", хотим разочаровать: из того, что она не говорит о своих подозрениях, не следует, что их у нее нет. Очень часто женщина помалкивает, ибо боится обострения отношений.
--------------------------------------------------------------------------------
ТЕМПЕРАМЕНТ
Наблюдения психологов свидетельствуют, что у мужчин чаще встречается преобладание холерических черт темперамента. Именно для них характерно отчетливое проявление волевых реакций, напористости, энергичности, нетерпеливости. Мужчина обычно характеризуется большей внешней агрессивностью, большей настойчивостью, способностью противостоять грубому напору. Поэтому-то холерический темперамент можно рассматривать в качестве "мужского темперамента".
--------------------------------------------------------------------------------
Женской природе больше соответствует сангвинический и меланхолический темпераменты. Для женщин характерны подвижность, бурное проявление чувств, быстрая перемена настроения. Женщина бывает агрессивна, как правило, только если она несчастна.
--------------------------------------------------------------------------------
Мужская решительность и склонность к риску хорошо дополняются женской осторожностью, мужская резкость - женской мягкостью, мужское пренебрежение к деталям быта - повышенными эстетическими требованиями женщины.
--------------------------------------------------------------------------------
Мужчины любят, когда им удается проявить волю, выносливость, силу и другие "силовые качества" или же чисто интеллектуальные способности, тогда как женщины тяготеют к гуманитарной сфере, к тому, что касается человека и его внутреннего мира.
--------------------------------------------------------------------------------
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
Женщины обычно намного эмоциональнее мужчин. У мужчин принято сдерживать свои эмоции, требовать этого от женщины бессмысленно. Перепады женского настроения огромны. "Любящая женщина - ангел на земле" - говорит одна из пословиц, "Перед злой женой сатана - младенец непорочный! " - гласит другая.
Женщины острее реагируют на поощрения и наказания, болезненнее реагируют на конфликты и неприятности на работе и дома. Женщина смеется, когда может, и плачет, когда хочет.
У женщин более личное отношение к событиям.
В силу всего этого у женщин довольно сильно развито воображение, фантазия, в результате которых иногда возникают такие замыслы, что мужчина только за голову возьмется, услышав очередной домысел.
Зато женские фантазии очень помогают им в рекламном деле, где наличие фантазии помогает находить оригинальные решения.
Женщины чаще меняют выражение лица и могут отразить несколько десятков различных чувств, в то время как у мужчин, как правило, можно распознать только два: отвращение и равнодушие. У женщин особую подвижность проявляют складки в углах губ.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ
Нервная система женщин менее устойчива. Поэтому женщина быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому.
Ее способность к мгновенному психическому перевоплощению превосходит способность мужчины.
Совокупность всех указанных особенностей приводит в итоге к тому, что женщины лучше приспособляются к изменяющимся обстоятельствам.
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ
И женщины и мужчины любят друг в друге себя: она - потому, что он ее любит, он - потому, что она дает ему наслаждение в сексе.
Прежде чем провести с мужчиной ночь, женщина хочет понять, любит ли она его. А мужчина может понять, любит ли он женщину, после того как провел с ней ночь.
И все это потому, что для женщины цель - любовь, а секс - это средство. Для мужчины наоборот: цель - секс, а любовь - средство.
Женщина хочет многого, но от одного мужчины. Мужчина хочет одного, но от многих женщин.
Женщине легче влюбиться, чем признаться в любви. А мужчине - легче признаться, чем влюбиться.
"Мужчины любят обыкновенно тех женщин, которых уважают; женщины уважают только мужчин, которых любят" (В. О. Клочевский).
МУЖСКАЯ СИЛА
Показатели роста у мужчин значительно больше колеблются относительно среднего мужского роста, чем у женщин относительно среднего женского: женщины больше тяготеют к "золотой середине".
Мускулатура девушек развита (в среднем) на 25% меньше, чем у юношей, физическая работоспособность не превышает 75% мужской.
9. Современные концепции досуга.
Теоретико-методологические и методические основы КДД предполагают использование особого категориально-понятийного аппарата. Он включает следующие дефиниции: "свободное время", "досуг", "рекреация" и др., которые либо идентифицируются, либо различаются по своему значению между собой.
Реализация функций культурно-досуговой деятельности, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, с созидательной целью может осуществляться для обеспечения: рекреации - восполнение психических сил, восстановления здоровья и духовно-творческого потенциала; компенсации - приобщения к тем личностно значимым социально культурным ценностям, потребность в которых не удовлетворяется существующей профессиональной деятельностью и системой образования; социализации - освоение социального опыта, участие в общественных процессах и структурах социальной реабилитации и адаптации человека; самоактуализации - выявления и воплощения интересов и потребностей индивида, самовоспитание, личностного роста, определение индивидуальной "зоны свободного развития".
Различные концепции досуга ("деэнергизации", "подготовки к жизни", "суммирования", "рекреации" и т. д.) исходят из того, что досуг - культ спонтанного, область игры, раскованного творческого воображения. Досуг предполагает изменение искаженной социально, ролевой, функциональной детерминации человека.
Само понятие досуга как времени, свободного не только от профессиональных забот, но и социальных обязанностей вообще, превращает его в социологическую конкретизацию феномена контркультуры и субкультуры.
Культурные занятия в свободное время и субъективные условия, выраженные в направленности личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности), способности, материальные возможности и т. д. отражают степень проявления культурной активности людей. Очевидно социокультурная дифференциация различных категорий населения (подростков, молодежи, престарелых, женщин, лиц с ограниченными возможностями здоровья и т. д.).
Разработка и внедрение социальных технологий в сфере культуры и досуга связано с определенными сложностями. Эта сфера отличается динамизмом, многосубъективностью, разнообразием форм и направлений деятельности (художественной, научно-технической, спортивной и др.), синтетичностью использования различных видов искусства - театра, кино, музыки, живописи, функционированием субъектов КДД (музеев, центров досуга и т. д.).
Ю. Е. Рыжкин связывает понятия досуга и рекреации. Он пишет: Одной из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной из Форм организации досуга человека. В отечественной науке досугу как форме и периоду отдыха после выполнения профессиональных, семейных обязанностей и удовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность человека (сон, прием пищи и т. п.), уделяется еще недостаточно внимания. Между тем досуг - не менее важная сфера жизнедеятельности человека, чем профессиональный труд.
Согласно мнению отечественного социолога А. С. Орлова, рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений.
По мнению американского ученого Дж. Келли, рекреация в сфере досуга всегда связана с восстановлением сил - физических и духовных, т. е. ей должна предшествовать какая-то деятельность, после которой необходима рекреация. Но она не должна ограничиваться только восстановлением сил, истраченных в процессе труда, мы должны восстанавливать свои силы для более широких целей. Только тот человек, который живет созидательно и творчески выше среднего уровня эффективности, использует свой потенциал сполна и приближается к состоянию максимального здоровья.
Заслуживают внимания теоретические концепции досуга, разрабатываемые учеными Республики Корея. В данных концепциях досуг рассматривается как часть свободного времени, активная творческая деятельность, самообразование, познание культурных и духовных ценностей, физическое и спортивное совершенствование, занятия по интересам, общение с другими людьми, общественная работа. Досуг - это не сама свобода, а время, когда осуществляется деятельность, основанная на свободном выборе. Оно не связано со стремлением к материальной выгоде, а предполагает обретение душевного удовлетворения и радостей, поддержание человеческого достоинства и тратится на достижение ценностей культуры. Ценность предлагаемых концепций досуга заключается в их многоаспектности: в содержание досуга они включают культурологические, биологические, коммуникативные, оздоровительные, спортивные и другие аспекты, т. е. досуг рассматривается как виды познавательной, преобразовательной и ценностно - ориентационной активности человека, направленной на полноценное развитие его личности. В практической работе удачно сочетаются как организованные формы занятий (в кемпингах, оздоровительных центрах, зонах отдыха), так и индивидуально-групповые, построенные на самодеятельных началах. Физическая рекреация в данном контексте рассматривается как одна из форм активности наряду с психической, духовной и социальной.
10. Социально-психологические последствия нарушения семейных отношений.
Самое главное последствие всех этих нарушений - это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.
Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.
Нарушения семейных отношений приводят к негативным последствиям как для взрослых челнов семьи, так и для детей. Отрицательно окрашенные взаимоотношения, постоянные ссоры, конфликты приводят к развитию невроза, постоянному плохому настроению, развитию низкой самооценки и т.д.Когда сохранить семейные отношения не представляется возможным, супруги решаются на развод.Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.Исследователи выделяют следующие причины разводов:
укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.Раньше (в частности, в социологии США) считалось, что женщина переживает развод тяжелее мужчины (материальные трудности, поиски работы, воспитание детей, ограниченные возможности создать семью и т. д.). С 1980-х годов психологи пришли к выводу, что мужчине брачный союз нужен более, чем женщине. Его неудовлетворенность одиночеством еще более острая и длительная.Возможности вступления в повторный брак у мужчин выше, но немало разведенных не могут найти новую спутницу жизни (около 50% разведенных мужчин в СССР не вступали в повторные браки). После развода бюджет мужчины резко сокращается. Моральный ущерб — послеразводный стресс в связи с ограничением возможностей видеть своих детей. Потери роли мужчинами после развода могут быть не такими ярко выраженными, как женские. Хотя характер ролей и меняется, мужчинам больше нравится, когда их роль определяется не только работой; или в качестве супруга. Если роль мужчины как отца была ограничена.; укладыванием детей в постель и уик-эндами, она может практически не-измениться после развода. Даже если мужчина, ставший инициатором развода, находит удовлетворение в работе, он все равно может чувствовать себя опустошенным.