Глава i. некоторые аспекты отклоняющегося поведения подростков
Выпускная квалификационная работа
Коррекция отклонений в поведении подростков
Из неблагополучной семьи
СОДЕРЖАНИЕ
отклоняющееся поведение подросток коррекционное
Введение
Глава I. Некоторые аспекты отклоняющегося поведения подростков
.1 Типы и причины отклонений в поведении подростков
1.2 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению влияния неблагополучия семьи на отклоняющееся поведение подростков
.1 Описание выборки исследования
.2 Методы диагностики отклоняющегося поведения подростков
.3 Анализ и интерпретация результатов
Глава III. Методы коррекционной работы по профилактике отклоняющегося поведения подростков из неблагополучной семьи
.1 Коррекция возможных поведенческих нарушений у подростков
.2 Рекомендации по коррекции и профилактике отклоняющегося поведения подростков из неблагополучной семьи
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловила рост опасных для подрастающего поколения тенденций: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков, омоложение преступности, беспризорность среди несовершеннолетних.
В общеобразовательных школах растет количество подростков, имеющих отклоняющееся поведение. Это такие виды отклоняющегося поведения, как: отказ от учебных занятий, частые прогулы школы, повышенная конфликтность с учителями, грубость, сквернословие, нарушение дисциплины, совершение противоправных действий, употребление алкоголя и наркотиков, уходы из дома, бродяжничество, вымогательство и т.д.
Здесь же следует отметить, что большинство подростков, имеющих отклоняющееся (девиантное) поведение, из неблагополучной семьи. И на развитие отклоняющегося поведения данных подростков оказывает влияние такой серьезный фактор как неблагополучная социальная среда.
В современном образовании, достаточно большое внимание уделяется проблеме девиантного поведения подростков. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей, трудовых установок.
Ученые и практики различных областей знаний всегда уделяли повышенное внимание вопросам выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения.
В отечественной педагогике девиантное поведение исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Т. Шатский, В.М. Бехтерев. Непосредственно проблемами деятельности школы по профилактике девиантного поведения подростков посвящены труды таких ученых как Б.Н.Алмазов, М.А.Алемаскин, Ю.А. Клейсберг, Р.В. Овчарова и др.
В последние десятилетия значительный вклад в разработку социально-педагогических основ воспитательно-образовательного процесса, превентивной профилактики внесли такие ученые, как С.А. Беличева, Б.З.Вульфов, С.И. Григорьев, Е.В. Змановская и другие.
Широко рассматривались аспекты данной проблемы в историко-философских, медицинских, а также социально правовых исследованиях.
В настоящее время к проблеме девиантного поведения подростков обращены взоры многих исследовательских сообществ социально-педагогической практики. Острота и сложность решаемой проблемы требуют - стратегии системного подхода, основывающейся на комплексном психолого-педагогическом осмыслении и целостной концепции преодоления и профилактики девиантного поведения подростков, доступных для конкретного образовательного учреждения.
Итак, недостаточно изученным является влияние неблагополучной семьи на процесс социализации детей.
Целью исследования является: изучение теоретических источников по проблеме отклоняющегося поведения подростков, а также выявление наиболее эффективных путей коррекции отклонений в поведении у подростков из неблагополучной семьи.
Сформировав цель, можно выделить следующие задачи исследования:
. Провести анализ литературных источников по проблеме преодоления отклонений в поведении подростков.
. Выявить типичные особенности поведения подростков из неблагополучной семьи.
. Провести диагностику характерологических особенностей личности и специальных особенностей поведения подростков из неблагополучной семьи.
. Наметить схему возможных рекомендаций по преодолению отклонений в поведении подростков из неблагополучной семьи.
Объект исследования - характерологические особенности личности подростков из неблагополучной семьи.
Предмет исследования - специфические особенности поведения подростка с отклоняющимся поведением.
Гипотеза исследования. Неблагополучная семья формирует различные формы отклоняющегося поведения подростков.
Методы исследования:
- теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы;
эмпирические: опрос, анкетирование (опросник), наблюдение.
Эмпирическая база исследования: учащиеся 8-9 классов МОУ СОШ №26 г.Читы.
Практическая значимость. Разработанные нами рекомендации окажут существенную помощь учителю при работе, направленной на коррекцию отклоняющегося поведения у подростков, тем самым повлияют на качество образовательной работы.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, которые в свою очередь разделены на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ