Психосоциальные факторы

Л.С. Выготский отмечал, что отсталость далеко не всегда обусловлена наследственными изменениями, чаще она - результат несчастного детства. Начиная с Л.С.Выготского, исследователи подчеркивали важность влияния социальных отношений на сущность и качество развития ребенка.

Среди неблагоприятных для развития ребенка факторов многими иссле­дователями выделяется психическая депривация. Психическая депривация -это психическое состояние, возникающее в результате длительного ограниче­ния в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.

Понятие депривации сложилось в психиатрии и психологии в середине XX века и в последующие годы стало все" больше привлекать внимание уче­ных. Были выделены:

- депривация материнская, возникающая в раннем детстве в связи с не­достаточными контактами с матерью;

- депривация сенсорная, возникающая в результате недостаточного по­ступления зрительных, слуховых и осязательных стимулов;

- депривация социальная, вызываемая недостаточными контактами с окружающей средой,

Основным проводником социальных влияний в ранний период развития ребенка является мать. Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социаль­ные ситуации, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать бере­менность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим мате­ринством, и т. п.).

Как пишет А. И. Захаров, обобщая данные, полученные по этому вопро­су как зарубежными, так и отечественными исследователями, наиболее пато­генными являются длительные отрицательные переживания матери. Резуль­татом таких переживаний является выработка и выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства. Их влияние проявляется в сужении сосу­дов плода, что затрудняет доставку кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и соответственно преждевременные роды.

Среда, в которой происходит наиболее активное социальное взаи­модействие, оказывает изначально максимальное воздействие на социальную адаптацию детей с атипией развития. Подробное исследование разнообраз­ных средовых воздействий на формирование регуляции поведения у детей убедительно свидетельствует о том, что социальное взаимодействие между ребенком и близкими взрослыми, прежде всего, матерью, выступает одним из важнейших регуляторов, формирующих его поведение.

Влияние изоляции от человеческого общества в раннем детстве описаны в специальной и исторической литературе. ДетеЙ-"Маугли" изредка находят среди животных (главным образом волков). Подобные случаи зарегистриро­ваны в Швеции, Бельгии, Германии, Голландии, Ирландии, России. Все най­денные дети издавали нечленораздельные звуки, не могли передвигаться на двух ногах, обладали большой мышечной силой и ловкостью, имели острые зрение и слух. Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недораз­витие. Так в 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек - семи и двух лет. Младшая скоро умерла, старшая прожила еще десять лет. Из дневника доктора известно, что она долго ходила на четвереньках; пила, лакая, мясо ела только с пола, по-волчьи скалила зубы и рыча-па боялась яркого света и огня. Стоять она научилась через два года, ходить -через шесть, через четыре года выучила 6 слов, через семь лет - 45, в даль­нейшем - 100. В 17 лет по умственному развитию девушка напоминала четы­рехлетнего ребенка.

Еще одним фактором, доказывающим решающую роль общения в об­щем психическом развитии младенца, считается явление госпитализма, ко­торое обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспита­ние оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом и, особенно, в психическом раз­витии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспита­тельным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напро­тив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название госпитализма. Грубые формы госпитализма привлекали внимание общест­венности также в период второй мировой войны, когда в европейских стра­нах многократно увеличилось количество сирот.

Дефицит общения со взрослым, составляющий сущность явления госпи­тализма, проявляется в речевом недоразвитии, в более поздних возрастах - в неспособности любить окружающих, неспособности к избирательному отно­шению к взрослым и сверстникам, в отсутствии волевого поведения, инициа­тивы. Отмечаются следующие характерные депривационные симптомы и симптомокомплексы:

- задержка и искажения интеллектуального развития (от легких вре­менных парциальных до глубокой дебильности, обеднение познавательной сферы);

- эмоциональные расстройства и искажения формирования эмоций;

- волевые нарушения (от снижения активности до выраженной пассивности);

- коммуникативные нарушения;

- двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании (например, сосание пальца, раскачивания, и т.п.);

- расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегета-тивные проявления (нарушения аппетита, сна и др.).

Глубина и тяжесть симптомов индивидуальны в зависимости от срока наступления депривации, ее длительности и интенсивности.

Чем меньше ребенок, тем большую роль как в возникновении, так и в профилактике недостатков его развития играет семья. Прежде всего условием полноценного развития в младенческом возрасте является наличие условий Для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести. Эти Данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах и на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось, что независимо от мо­рального облика матери само по себе общение с ней для младенца более по­лезно, чем пребывание в ясельной группе, где дети практически лишены ин­дивидуального внимания.

Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алкоголизм, наркомания, противоправные поступки, совершаемые одним родителем или несколькими членами семьи) повышает риск развития состояний педагогиче­ской и социальной запущенности у детей, ухудшения состояния здоровья как физического, так и психического, усугубления уже имеющихся недостатков развития. Так, установлено, что в случаях хронического алкоголизма у 95% детей отмечаются нервно-психические отклонения разной степени выражен­ности.

В самом общем виде психосоциальные факторы влияют на ребенка сле­дующим образом:

- недостаточность сенсорной и интеллектуальной стимуляции приводит к выраженной недифференцированности личности ребенка, а в случае грубой депривации - к морфологической незрелости мозга;

- перегрузки нервной системы, завышенные требования к ребенку могут спровоцировать срывы нервной системы с появлением функциональных рас­стройств, а также декомпенсацию - распад компенсаторных механизмов, вы­ражающийся в резком снижении умственной работоспособности и обуча­емости, расстройствах поведения;

- неблагоприятные условия воспитания в целом не разрушают и не травмируют психику, но способствуют усвоению неадекватных способов

реагирования и поведения.

Важно подчеркнуть, что внешние влияния по-разному сказываются на детях с атипией развития разной структуры и степени выраженности. Так, в исследовании В. Б. НикишиноЙ (2004) показано, что степень выраженности неблагоприятных влияний имеет свою специфику для каждого типа развития. Для детей с умственной отсталостью она более выражена, чем для детей с задержкой психического развития. В связи с этим неблагоприятная микросре­да (семья, ближайшее окружение ребенка) усугубляет деструктивные тенден­ции детей с атипией развития, причем для умственно отсталого ребенка это влияние значительно сильнее, чем для ребенка с задержкой психического раз­вития. А это означает, что, попав в неблагоприятные условия (деструктивная семья, асоциальные группы, дискомфортные условия социального взаимодей­ствия или обучения), ребенок с умственной отсталостью значительно быст­рее, чем ребенок с задержкой развития, будет продуцировать деструктивные формы поведения и социального общения.

Анализ взаимоотношений психогенетических и социально-психологических составляющих в процессе отклоняющегося развития приоб­ретает все большее значение. Для выявления сущности атипий развития важ­но анализировать взаимодействие и взаимовлияние мозга и психики, с одной стороны, и социальное влияние на процесс развития - с другой.

Вопросы и задания к теме 2

1. Назовите основные патогенные факторы биологического характера, ведущие к нарушениям психофизического развития.

2. Объясните, каким образом на характер и тяжесть нарушений влияет время повреждения в пренатальном периоде.

3. Обоснуйте значимость проблемы раннего поражения головного моз­га.

4. Определите специфику депривации в детском возрасте в отличие от

взрослого.

5. На основе анализа литературы выделите социальные факторы риска возникновения недостатков в психофизическом и личностно-социальном развитии.

ТемаЗ. АТИПИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации