Школьные психосоциальные факторы

Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся значительную часть времени, нередко создает для них психологичес­кие трудности. По данным конференции ВОЗ (1978), для детей школа оказывается причиной четырех комплексов проблем.

Первая из них связана с поступлением в школу, из-за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от ничем не стесненной активно­сти к дисциплине. При этом степень трудности приспособления ре­бенка к школе зависит от того, насколько домашняя обстановка отли­чалась от школьной и в какой мере ребенка готовили к учебе.

Во-вторых, ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Нажим роди­телей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито об­щество и сознание необходимости образования.

В-третьих, «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ, ее компьютеризации резко увеличивает трудности освоения

школьных знаний. Положение ученика еще больше усложняется, если он страдает задержкой развития, дислексией, нарушением перцептор-мо-двигательных функций или воспитывался в условиях социальной депривации. Трудная судьба может сложиться у плохо адаптированного, не достигшего функциональной готовности к учебе, медленно схватывающего материал или соматически ослабленного ученика.

В-четвертых, из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих учени­ков неизбежно осуждают, к ним относятся враждебно. У таких детей легко развивается негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников и даже нелюбимых, что препят­ствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических или невротических расстройств.

К школьным стрессовым ситуациям можно добавить неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издеватель­ствах, угрозах или принуждениях к той или иной неприглядной дея­тельности. Следствием неспособности ребенка соответствовать настро­ениям, желаниям и деятельности сверстников становится почти не прекращающееся у него напряжение.

Серьезной психотравматизацией может стать смена школьного кол­лектива. Причина этого кроется, с одной стороны, в потере старых дру­зей, а с другой — в необходимости подлаживаться к новому коллекти­ву и новым педагогам.

Большой проблемой для ученика становится негативное (враждеб­ное, скептическое) отношение учителя или его несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение.

Пребывание в закрытых детских учреждениях — круглосуточных яслях, домах ребенка, детских домах, больницах или санаториях — представляет для психики и сомы ребенка, особенно младшего возра­ста, большое испытание. В этих учреждениях его воспитывает посто­янно сменяющаяся большая группа людей, а не один-два родственни­ка. Естественно, что к такому калейдоскопу лиц маленький ребенок не может привыкнуть, привязаться, почувствовать себя защищенным, а это приводит к постоянной тревоге, страху, беспокойству.

Родительское воспитание

Даже родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятно. Это случается, когда ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, род-

Школьные психосоциальные факторы - student2.ru

ственниками, чужими людьми, а также родителями при непостоянном с ними проживании.

Благополучие семьи определяется не только особенностями роди­телей, но и социальной поддержкой людей, ее окружающих, с кото­рыми она имеет доверительные отношения. Сами дети получают мно­го от общения за пределами семьи. Социальная изоляция семьи, проти­водействующая контактам с окружением, возникает как следствие психических заболеваний, личностных отклонений родителей или их ригидных предпочтений, резко отличающихся от принятых в окру­жении.

Большой риск таит в себе неправильное воспитание ребенка даже в рамках семьи. Так, родительская гиперопека, которая мешает ребенку поддерживать отношения с другими и учиться самостоятельно прини­мать решения, становится преградой развитию независимого поведе­ния, способствует формированию инфантилизации. Чрезмерно опе­кающий родитель принимает решения за ребенка, защищает его даже от незначительных трудностей вместо того, чтобы помочь ему преодо­леть их. Это приводит к зависимости и мешает формированию ответ­ственности, приобретению социального опыта за пределами семьи.

Неадекватная родительская забота или неправильное руководство поведением ребенка не соответствуют его возрастным потребностям и окружающей среде, не обеспечивают необходимой защитой от небла­гоприятных ситуаций. Как правило, в такой семье родители не знают, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, опасностей, подсте­регающих его, не способны своевременно и эффективно помочь ему.

Семья обеспечивает ребенка жизненным опытом. Беседы с ним раз­вивают его речь и мышление, расширяют кругозор. Недостаточное же общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивает возможности его развития, но и ставит его на грань психологического риска.

Чрезмерное постоянное родительское давление, не соответствую­щее нуждам и потребностям ребенка, обычно направлено на то, чтобы он стал не тем, кто он есть на самом деле или кем он может быть. Тре­бования могут не соответствовать полу, возрасту или особенностям личности. Такое подавляющее ребенка воспитание вызвано либо жиз­ненным стилем родителей, либо их завышенными амбициями, не осу­ществленными ими самими. Подобное насилие над ребенком, попыт-

Школьные психосоциальные факторы - student2.ru

Школьные психосоциальные факторы - student2.ru

ка переделать его натуру или заставить сделать невозможное крайне опасны для его психики.

Искаженные взаимоотношения в семье из-за бесплодных споров, не­способности договориться между собой для решения семейных про­блем, сокрытие семейных тайн от ребенка — все это крайне затрудняет ему возможность приспособления к жизни.

Психические расстройства, личностные отклонения или инвалид­ность одного из членов семьи представляют для ребенка потенциаль­ный риск невротического или психосоматического расстройства. Во-первых, это может быть связано с генетической передачей детям по­вышенной ранимости; во-вторых, с влиянием психических нарушений родителей на жизнь в семье (нервно-психические расстройства могут лишить родителей способности заботиться о детях); в-третьих, с иден­тификацией с родителями, поскольку ребенок, как и они, переживает тревогу или страхи; в-четвертых, с нарушением гармонии семейных отношений (RutterM., 1984).

Психическая инвалидность, глухота, слепота, тяжелая эпилепсия, хроническое соматическое заболевание (например бронхиальная аст­ма с частыми приступами) родителя делают его неспособным обслу­живать и воспитывать ребенка, вести хозяйство, что, безусловно, нарушает благополучие ребенка и создает риск для его психосоматиче­ского здоровья.

При нарушенных внутрисемейных отношениях имеют место антаго­нистические взаимоотношения, являющиеся неблагоприятными для социального и эмоционального развития ребенка. Эти отношения свя­заны с нарушением формирования семьи. Все двусторонние взаимо­отношения людей зависят от поведения каждого из них. Соответствен­но, нарушенные внутрисемейные отношения могут возникать отчасти как результат реакций или действий самого ребенка. К частым случа­ям принадлежат недостаток теплоты между родителями и ребенком, дисгармония между отцом и матерью, враждебность к ребенку, жесто­кое обращение с ним, сексуальные злоупотребления. Дисгармоничные отношения между взрослыми (родителями или другими членами се­мьи) обычно проявляются ссорами или постоянной атмосферой тяже­лого эмоционального напряжения. В результате этого поведение отдельных членов семьи становится неуправляемым и враждебным, упор­но сохраняется атмосфера жестокости друг к другу.

Школьные психосоциальные факторы - student2.ru

Школьные психосоциальные факторы - student2.ru

Жестокое обращение с ребенком или физическое его истязание ро­дителями опасны не только для соматического, но и для психического здоровья. Систематические и жестокие наказания приводят к ушибам, ожогам и переломам, что не проходит бесследно. Сочетание боли, со­матических страданий с переживаниями обиды, страха, негодования, отчаяния и беспомощности из-за того, что самый близкий человек несправедлив и жесток, может привести к психосоматическим рас­стройствам.

Не проходят для ребенка бесследно сексуальные злоупотребления в семье. Принуждение к половой жизни, развратные действия, совраща­ющее поведение родителей, отчима или мачехи, других родственни­ков, как правило, встречаются на фоне серьезного неблагополучия в семейных отношениях. В этой ситуации ребенок оказывается безза­щитным перед сексуальными злоупотреблениями, его переживания усугубляются неотвратимостью происходящего и безнаказанностью обидчика.

На участие описанных здесь психогенных и социальных факторов в возникновении нервно-психических и психосоматических рас­стройств указывает ряд авторов.

В связи с тем что данные о степени вредоносности этих факторов и доле их участия в этиологии психосоматических расстройств недоста­точны, наш коллектив в последние годы изучал эту проблему. Клини­ческими, микросоциологическими и психологическими методами ис­следованы свыше 2 тысяч детей 7—14 лет с вегетососудистыми дистониями гипо- и гипертонического типа или с нарушениями сердечного ритма, бронхиальной астмой, нейродермитами, функциональными и органическими расстройствами желудочно-кишечного тракта, диабе­том и др.

Результаты этой работы могут быть показаны на примере 226 детей, страдающих язвой желудка или двенадцатиперстной кишки, а также другими хроническими заболеваниями верхних отделов пищеваритель­ного тракта. Из них 60% жили в неблагополучной семейной обстанов­ке: в неполной семье, с безразличным отчимом или враждебной маче­хой, в атмосфере скандалов и драк, переживая угрожающий развод родителей и т. д. У 2/3 детей выявлены неправильные типы воспитания в виде противоречивого стиля, гипопротекции, потворствующей или доминирующей гиперпротекции или повышенной моральной ответ­ственности. Часть детей отвергали некоторых членов семьи или были недовольны ее составом. В четвертой части семей, где было несколько детей, отношения между ними были конфликтными или безразлич­ными. Каждая пятая семья жила в неблагоприятных условиях, порож­давших скандалы и ссоры с соседями.

Школьные психосоциальные факторы - student2.ru

Психотравмирующая ситуация в школе отмечена у каждого третье­го ребенка. Почти треть детей к школе относились с безразличием или отвращением. Значительное число детей подвергалось насмешкам и оскорблениям. Во многих случаях положение детей усугублялось обо­стренным отношением родителей или самих детей к успеваемости, сменой классного коллектива, нарушением контактов с соучениками или учителями.

Наряду с обычной школьной нагрузкой дети дополнительно обуча­лись в специализированных (музыкальных) школах, кружках (танце­вальных, языковых), спортивных секциях, что приводило к дополни­тельной затрате нервных сил, а при неправильном воспитании требо­вало чрезмерного напряжения.

Личностные особенности большинства этих детей могут быть оце­нены как необычная замкнутость, недоверчивость, чувствительность, тревожность, конформность или склонность к разочарованиям. Во многих случаях несколько этих качеств наблюдались у одного и того же ребенка. Естественно, что эти особенности характера, обнаружи­вавшиеся в раннем возрасте, оказывались препятствием для успешно­го приспособления к дошкольным, а затем и школьным учреждениям, затрудняли общение с коллективом сверстников, воспитателями и пе­дагогами.

Сходные результаты получены при исследовании детей с вегетосо-судистой дистонией по гипо- и гипертоническому типу, с нейродермитом, бронхиальной астмой.

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ

Наши рекомендации