Методологические основы психологии личности
История и развитие представлений о личности. Европейский рационализм 17-18 веков и его концепции человека.
17 век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. В век капиталистического производства, наука и ее инструмент – разум – рассматриваются как полезные инструменты создания и преобразования мира.
Родоначальник нового подхода к науке – Ф.Бекон. Конечной цель науки – изобретения и открытия, цель которых – человеческая польза, удовлетворение потребностей и улучшение жизни.
У каждого человека есть свой внутренний субъективный мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о процессах действительности. Человеку нужно преодолевать свою субъективность.
Рационализм эпохи просвещения и метафизический материализм 18 века. 18в в истории Зап. Европы называется эпохой Просвещения, представители – Локк, Вольтер, Руссо, Дидро, Лессинк, Кант, Фихте.
Одной из важных характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм, который утверждает, что основной инструмент познания – разум, а ощущения и опыт имеют вторичное значение. Для рационализма характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.
В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится активно действующий субъект, способный признать и изменить мир в соответствии со своим разумом. А разум рассматривался как источник любой субъективной деятельности человека. Человек, по природе, разумное существо. Разум выступает как предпосылка и яркое проявление других характеристик: свободы, самостоятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, призван перестроить общественные отношения на разумных основаниях, на этой основе декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях.
Весь рационализм исходит из установки о подобии и конечном совпадении результатов человеческой деятельности. Существовали различные подходы в интерпретации:
- идеалистический рационализм: доказывает, что разумное и рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности,
- материалистический: вечное существование материи, Ламетри: биологические и социальные явления развиваются по одинаковым законам, люди – исключительно построенные механизмы, поэтому изучение механики человеческого тела приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека. Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции эпохи просвещения приводили к выводу о пассивном подчинении человека всему тому, что совершается в окружающей его действительности.
- Сенсуалистическая трактовка познавательных процессов. Источник знания – ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Главный орган познания – человеческий мозг. Сущность реальности может быть понята только разумом, а чувственное, непосредственное познание -–лишь первый шаг на этом пути.
Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяют и гносеологический оптимизм материализма 18 века. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека.
Концепция личности в марксизме.
Марксистская концепция человека, опираясь на закономерности исторического и диалектического материализма, выделяет развитие человека в природе и обществе как предмет философского познания.
Центром марксистской системы отсчета является бытие человека в мире, включающее естественноисторический процесс становления человечества в ходе преобразования природы и общества, восхождение в истории общества и в истории человека к свободной индивидуальности.
Следствия идеи Маркса о мире человека как о мире совокупной деятельности:
1. разгадка проблемы развития личности ищется в анализе самого богатства предметной деятельности, в истории развития этой деятельности в системе общественных отношений, а не в субъективных проявлениях сознания человека, его потребностях.
2. Творческий, целеполагающий характер человеческой деятельности.
3. Критическое отношение к психологии, которая видит мир человека под углом внешней полезности. Позже к подобным мыслям пришел Франкл, развивая представления о недопустимости вырывания человека из мира.
4. Понимание производства в широком смысле слова как процесса становления и развития человека, в котором рождаются новые способы общения, потребности, в конечном итоге перерождается сам человек.
В социальной философии марксизма через понятие «личность», как правило, характеризуются сущностные социальные отношения, усвоение человеком социальной роли, норм, ценностных ориентаций; через понятие «индивидуальность» - выражение и развитие этих отношений в той или иной деятельности. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования.
За марксовым положением о том, что каков образ жизни индивидов, таковы и они сами проступает широко используемая в марксистском учении о человеке системная стратегия исследования закономерностей развития человека в природе и обществе.
Понятия личности в современной психологии.
Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занимается особый подраздел в структуре академической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Наука о личности — персонология — это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. В следующих главах мы приведем характерные примеры, иллюстрирующие, как идеи, положения и принципы, выдвинутые психологами для объяснения поведения человека, проходили проверку в эмпирическом исследовании. Другая отличительная черта психологии личности — особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности, которое мы рассматриваем в этой книге, предполагает использование той или иной техники оценки. Поэтому мы посвятили часть следующей главы вопросам оценки характеристик личности, которых также будем касаться и в теоретических главах. Наконец, как вы увидите дальше, личность — это поле для исследований, результаты которых позволяют продвинуться в понимании и лечении патологического поведения. По сути дела, некоторые подходы к изучению личности (такие как психодинамический, когнитивный или феноменологический) дают богатый материал для размышления о том, что же представляют собой нарушения поведения и каковы пути их преодоления. Тем не менее, современную психологию личности не надо отождествлять с патопсихологией или клинической психологией. Чтобы добиться предельной ясности, персонологи гораздо более склонны обращаться к нормальному поведению индивида, чем к отклоняющемуся от нормы. С другой стороны, психология личности традиционно отделилась от остальных психологических дисциплин благодаря тому, что здесь делается акцент на индивидуальные различия между людьми. Хотя персонологи признают, что в способах поведения людей есть сходство, они, прежде всего, стремятся объяснить, как и почему люди отличаются друг от друга.
Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно — оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина — их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.
Что такое личность? Альтернативные ответы
Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и других социально желательных характеристик. Данная концепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она оставляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности.
Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивиду уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Кроме этого принципиального соглашения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:
• В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.
• В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность — абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
• В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
• В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.
Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином «личность», необходимо проанализировать теорию в ее существенных деталях. Основательная проверка теории позволяет выявить формы поведения, на которых фокусируется теоретик, а также специфические методы, применявшиеся при изучении этого поведения. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании, объяснении закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждении результатов. В следующих главах книги мы рассмотрим некоторые теоретические концепции личности. Важно еще раз отметить, что определения личности зависят от теоретической ориентации данного автора.
В отечественной психологии понятие личность имело два основных значения. Первое: личность – это каждый человек, который обладает сознанием. Напр., Платонов дает следующее определение личности – это конкретный человек, выступающий как субъект преобразования мира, осуществляемого на основе его познания, переживания и отношения к нему. Второе понимание личности как человека, достигшего определенного уровня психического развития (Божович). В последнее время одной из необходимых характеристик личности выделяют активность (Леонтьев).
Личность как предмет психологического исследования.
Но именно в изучении личности исследователи сочетают эти принципы в стремлении понять человека как интегрированное целое.
Понимание поведения человека во всей его многоплановости — сложная задача. Часто одинаковые поступки двух индивидуумов в одно и то же время или одного и того же человека в разные периоды времени вызываются разными причинами. Все факторы, которые обусловливают поведение и переживания индивидуума, попадают в сферу изучения персонологов.
Все эти соображения подводят к заключению, что нет другой области психологических знаний, где бы наблюдалось такое стремление к научной безупречности, как сфера личности. Последняя представляет собой зону пересечения исследований социального и интеллектуального развития, психопатологии и самореализации, научения и межличностных отношений, а также многих других важных нитей, составляющих ткань современной психологии. Подобная широта охвата этой дисциплины не удивительна, поскольку объектом изучения выступает не больше и не меньше, как «целостный индивидуум». При наличии столь важной цели совершенно справедливо предположить, что изучение личности окажется занятием волнующим и смелым; ведь в большинстве случаев мы еще толком не поставили сами вопросы, ответы на которые ожидаем получить.
Проблема личности и методология науки. Четыре методологических уровня изучения личности (в концепции Асмолова).
Необходим учет междисциплинарного статуса проблемы личности, находящейся в поле внимания общественных и естественных наук, практики и культуры. Каждая область психологического исследования соприкасается со смежными течениями науки. Многомерность феноменологии личности, междисциплинарный статус этой проблемы в человекознании и обществознании приводят к мысли о необходимости ее изучения в системе координат, задаваемых различными уровнями методологии науки. В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии: уровень философской методологии, общенаучных принципов исследования, конкретно-научная методология и методики и техники исследования.
Обращение к уровням методологии науки продиктовано тем, что без понимания функций каждого из уровней психология окажется беспомощной при выделении эмпирической сферы фактов, относящихся к компетенции психологического изучения личности, решении задач междисциплинарного синтеза, мировоззренческой оценке представлений о природе личности.
1 – В качестве высшего уровня методологии науки выступает философская методология, задающая общую стратегию изучения принципов познания и построения категориального аппарата науки. Роль философской методологии изучения человека с развитием конкретных наук возрастает. Представители разных отраслей человекознания сталкиваются с необходимостью сотрудничать друг с другом. Здесь главной является проблема человека, как целостного феномена с макро характеристиками – индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. При этом он имеет собственную философию и жизненную концепцию, стратегии, в соответствии с которыми выстраивает свой жизненный путь. Именно здесь обозначается главное пересечение интересов как философии, психологии, так и других наук. Для конструктивного решения общих проблем привлекается потенциал таких образов человека как: человек ощущающий, человек – потребность, человек – S-R, человек – деятель, человек – целостный феномен.
Когда психология сталкивается с проблемой, которую сама не может решить, она в первую очередь обращается к философии и практике. Именно к такому выводу пришел Выготский, рассуждая о причинах кризиса психологии. (+ см. Марксизм).
2 – Уровень методологии общенаучных принципов. Данный подход как средство познание многокачественных целостных явлений природы и общества надежно зарекомендовал себя во многих науках. По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук. Ведущие представители системного подхода в отечественной психологии подчеркивают, что фундаментом системного подхода выступает методология диалектического и исторического материализма. Системный подход означает изучение совокупностей элементов системы, находящейся в связях др с др, которые образуют определенную целостность, единство. В качестве общих характеристик выделяют: целостность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д.
Полисистемное знание нацелено на раскрытие системности самого мира, т.е. изучение действительности как много системной, а отдельного предмета – как «элемента» разнопорядковых реальностей (систем) данной общественной и природной среды. Именно использование полисистемного знания, рассмотрение человека как «элемента», который живет одновременно со множеством миров – миром семьи, этноса, природы и общества – присущие системному подходу, который опирается на марксистскую философию.
3 – Конкретно-научный уровень методологии изучения человека в психологии – принципы деятельностного подхода. В качестве конкретно-научной методологии изучения личности различные общепсихологические направления принимают принципы деятельностного подхода. В психологии понятие «деятельностный подход» употребляется в двух значениях. В более широком смысле под «ДП» понимается методологическое направление исследований, к основу которого положена категория предметной деятельности (Маркс). В более узком смысле «ДП» - теория, рассматривающая психологию как науку о происхождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (Леонтьев).
Разработка психологии личности в контексте методологического подхода деятельности позволяет реализовать те требования к изучению человека, которые сформулированы на уровнях философской и общенаучной системной методологии.
Деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной деятельности. В ДП раскрывается положение о том, что анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе приводит к раскрытию такого многоуровневого системного образования как личность.
К числу принципов ДП в психологии относятся принципы предметности, активности, неадаптивной природы деятельности субъекта, опосредствования, интериоризации (экстериоризации), а так же принципы зависимости психического отражения от места отражаемого явления в структуре деятельности субъекта, развития и историзма.
?Основные пути исследования личности в отечественной и зарубежной психологии?.
Идея личности в российской психологии.(лекция)
В России происходило накопление данных в соответствии с развитием различных отраслей психологии. На методологическую трактовку концепции личности сильное влияние оказал исторический контекст.
Во 2п. 19в. происходит обозначение путей изучения личности человека: 1 – Естественнонаучное понимание человека, личность в данном случае рассматривается как субъект. Представители подхода – Чернышевский, Бакунин, Писарев, Добролюбов, Сеченов. 2 – Русский идеализм, здесь личность понималась как объект. Представители – Кавелин, Соловьев, Бердяев, Лосский, Веденский, Лосин, Шестов, Грот.