Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений

Психология как наука: предмет, объект, основные задачи на современном этапе.

Психика – «наука о душе». Особенности психологии как науки:

Психология– это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Этапы развития психологической науки:

этап - психология как наука о душе.

этап — психология как наука о сознании.

этап — психология как наука о поведении.

этап - психология как наука о психике.

1. психология выступала как наука о душе. Аристотель «трактат о душе». 2 точки зрения:

· материалистическая (демократ и Аристотель) – считает что психология является материалистичной

· идеалистическая (Платон) – душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна.

2. 17 век. Основными методами изучения психических объектов считается самонаблюдение. В этот период были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. В 18в. в научном обиходе появляется термин «психология» (в книге немецкого философа Вольфа). История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основном немецким психологом В. Вундтом в Лейпциге в первой в мире экспериментальной лабораторией. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Основоположником отечественной научной психологии считают И.М. Сеченова – книга «Рефлексия головного мозга».

3. 19-20вв. Изучение условных рефлексов и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований. Уотсон – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Психология – наука о поведении.

4. Современный. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающей интересы практической деятельности человека.

Объект психологии — это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии — это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

обьекты психологии:

1. Психические процессы: познавательные, эмоциональ­ные, волевые

2. Психические свойства: темперамент, характер, способности

3. Психические состояния: бодрствование, сон, утомление, психическая напряженность

4. Психические образования: знания, умения, навыки

Задачи психологии:

научиться понимать сущность психических явлений;

научиться управлять ими;

использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

Основные отрасли и методы психологии

Современная психология включает в себя до 40 отдель­ных дисциплин и научно-практических направлений:

зоопсихология в изучает особенности психики жи­вотных;

детская психология — изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека;

социальная психология — изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами;

педагогическая психология — изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, законо­мерности развития трудовых умений и навыков;

медицинская психология — изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или пси­хотерапии;

юридическая психология — изучает психологические особенности поведения участников уголовного процес­са, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника;

экономическая психология — рассматривает психоло­гические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.);

военная психология — изучает поведение людей в ус­ловиях боевых действий;

патопсихология — (patos — страдание ) — изучает от­клонения в развитии психики, распад психики при раз­личных формах мозговой патологии.

Методы психологии:

методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений.

Психика — это свойство животных и человека отра­жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

· психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

· психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

· психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

· сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

· моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

· ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание— это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.

3.Человек – существо общественное, это один из важнейших его признаков, т.к. общественные отношения изменяют и подчиняют себе его биологическое телесную организацию. Фактически принадлежность ребенка к человеческому роду фиксируется в психологическом понятии «индивид».

Личность – это человеческий индивид как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности.

Свойства личности: единство, устойчивость личности, собственная активность, изменчивость личности, индивидуальность (своеобразие, неповторимость).

Факторы формирования личности:

· биологический (наследственность) 60%

· социальный (воздействие на личность социальной среды) 40%

Понятия «человек» и «индивид» включают в себя понятие «личность». Индивид проявляется в чертах характера, привычках, внешности, интересах, манере общаться и т.д.

12.Темперамент – биологически обусловленная индивидуальная особенность человека, определяющая динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения.

И.П. Павлов изучая особенности возбуждения и торможения как 2 основных процессов выделял 3 их свойств:

1) сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток

2) уравновешенность нервной системы как соотношение силы возбуждения и силы торможения

3) подвижность нервных процессов как скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Типы высшей нервной деятельности: сильный тип, безудержный тип, инертный тип, слабый тип

К свойствам темперамента:

· активность – энергетический потенциал организма

· эмоциональность – интенсивность реакции на происходившее

· социальность – легкость установления контактов

· импульсивность – склонность действовать по первому побуждению

· синтетичность – чувствительность психики, проявляемая при реагировании человека на внешнее воздействие

· реактивность – это свойство, характеризующее степень непроизвольной реакции на внешнее или внутреннее воздействие одинаковой силы

· активность – степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир; -темп реакции

· экстраверсия, интроверсия – свойство, характеризующее от чего преимущественно зависит реакция и деятельность человека:

13. Характеристика типов темперамента. Сангвиники легко приспосабливаются к обстановке. Легко контролируют свои эмоции. Охотно берутся за новые дела, подвержены частной смене настроения, характерным является состояние бодрости, жизнерадостности, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, не любят однообразной работы. Речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительной мимикой и жестами. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и т.д., но все эти чувства неустойчивы, они не длительны, не глубоки.
Холерики – это люди, которые легко возбудимы и неравнодушны. Переключить их внимание трудно. Очень подвижны. Чувства сильные и проявляются ярко. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, однако это приводит к спаду. Вспышка резкости, раздражительности, истощения сил. Несдержанность, порывистость, вспыльчивость, выразительность мимики, торопливость речи, резкие жесты, несдержанность движений. Настроение редко меняется, обидчивость, гнев.
Меланхолики – пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы, мало реагируют на внешнее воздействие. Чаще всего погружены в себя, предпочитают хорошо знакомую им обстановку. Глубина и постоянство чувств. Сдержанная быстрая походка. Жесты скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в незнакомом. Речь с запинками. С трудом реагирует на сильные раздражители. Эмоциональное состояние возникает медленно. Тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне не показывают. Часто смущаются. Все новое и необычное вызывает у них тормозное состояние.
Флегматики – настойчивы и упорны. Ровно и спокойно идут по жизни. Очень надежные, трудно вывести из себя. Походка неторопливая, мимика и жестикуляция очень скудная. Медлительные, уравновешены, спокойны, в деятельности проявляют основательность, продуманность, упорство. Однолюбы, очень устойчивы в своих интересах, в отношениях с людьми. Флегматик ровен, спокоен, в меру общителен. Формирует определенный стереотип поведения.

Наши рекомендации