Тесты для самоконтроля

Тест № 1

1. Какому классику теории конфликтов принадлежит высказывание: «Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а различным отношением к нему со стороны власти... Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники» :

а) К. Боулдинг;

б) Л. Козер;

в) Р. Дарендорф.

2. Какие из перечисленных ниже, недостающих людям ценностей приводят к конфликту:

а) власть;

б) нереализованные взгляды, установки;

в) материальные блага;

г) социальный престиж.

3. Какое положение является верным:

а) чем общество беднее, тем чаще в нем возникают конфликты;

б) в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликт - явление весьма редкое.

4. Как называется крайняя форма, которую принимают внутренние и внешние конфликты:

а) забастовки;

б) бунт;

в) протест;

г) война.

5. Какая стадия конфликта является собственно конфликтом:

а) скрытая;

б) напряженности;

в) антагонизма;

г) несовместимости.

6. Конфликт - это:

а) отсутствие согласия между членами общности по поводу коллективных устремлений;

б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие профессиональные позиции;

в) столкновение людей или групп, в котором они стремятся оттеснить и даже уничтожить друг друга.

7. Какой тип стратегии поведения властей при урегулировании конфликтов считается более приемлемым для общества:

а) отрицание наличия конфликта;

б) репрессии;

в) коренное разрешение конфликта;

г) урегулирование конфликта до исчезновения его взрывоопасности.

8. Когда воспринимаемые сторонами причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе, то такой конфликт относится к типу:

а) ложного;

б) смещенного;

в) скрытого.

9. При каком из двух типов конфликтов существует большая вероятность нарушения социальной стабильности:

а) горизонтальном;

б) вертикальном.

10. Способствует ли урегулированию конфликтов ставка исключительно на институт большинства:

а) да;

б) нет.

11. Относятся ли понятия «конкуренция» и «конфликт» к понятиям одного смыслового ряда:

а) да;

б) нет.

12. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:

а) конфликт присущ человеку, как и всем животным;

б) конфликт происходит из-за разделения людей на классы;

в) конфликт - есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствие;

г) конфликт функционален для социальных систем, созидателен.

13. Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:

а) деньги;

б) власть;

в) престиж;

г) нехватка средств к существованию.

14. Социобиологическая теория конфликта выводит его причину из:

а) социального неравенства людей;

б) несовершенства человеческой психики;

в) естественной агрессивности человека вообще.

15. Как связаны между собой уровень развития общества и уровень его конфликтности:

а) они не связаны друг с другом;

б) чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов;

в) чем выше уровень развития, тем выше уровень притязаний.

16. Можно ли рассматривать конфликт как способ лучшего узнавания друг друга и сближения:

а) да;

б) нет.

17. Какие проявления политического кризиса полнее раскрывают его суть:

а) массы открыто выражают свое недовольство политикой верхов;

б) кризис правительства;

в) кризис политического деятеля;

г) паралич власти;

д) кризис политической партии.

18. Конфликты, требующие для своего разрешения изменения социальной системы, ведут к:

а) расколу общества на непримиримые группы;

б) революции и гражданской войне.

19. Конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется, называется:

а) ложным;

б) латентным;

в) неверно приписанным.

20. К деструктивным функциям конфликта можно отнести:

а) представление о другой стороне как о враге;

б) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами;

в) содействие переоценке прежних ценностей и норм;

г) вскрытие противоположных интересов и определение необходимых изменений.

21. Состояние общества, при котором нарушен допустимый предел неустойчивости, называется ________________.

22. Какое утверждение является более верным:

а) конфликт есть нормальное общественное явление;

б) конфликт – форма социальной патологии.

23. Позитивные функции конфликта:

а) разрядка напряженности;

б) коммуникативно-информационная;

в) продуктивная конкуренция.

24. Причины возникновения конфликта:

а) депривация;

б) неадекватность восприятия;

в) семантические трудности в общении;

г) недостаток информации.

25. Предмет, находящийся на пересечении интересов различных субъектов, стремящихся к единоличному контролю над ним, - это:

а) объект конфликта;

б) предмет конфликта.

26. Возможность беспредметного конфликта:

а) исключена;

б) реальна в ряде случаев.

27. К простой форме патологической конфликтности относят:

а) бойкот;

б) саботаж;

в) протест.

28. Сложными формами патологической конфликтности являются:

а) словесная и физическая агрессия;

б) травля;

в) революция;

г) война.

29. К методам ненасильственного протеста и убеждения относятся:

а) лозунги, карикатуры и символы;

б) письма поддержки или протеста;

в) отказ от почестей;

г) отлучение от церкви.

30. Двойственный характер функций конфликта определяется:

а) наличием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов;

б) сложностью оценки последствий конкретного конфликта;

в) различиями в оценках конфликта со стороны его участников.

Тест № 2

1. Что является решающим в определении роли и функции участника конфликта:

а) его материальное положение и культура;

б) задачи, стоящие перед ним;

в) его интересы и позиции.

2. В какой степени ранг и значения конфликта зависят от ранга его участников:

а) абсолютной;

б) зависимость есть, но не безусловная;

в) зависимости нет.

3. Чем роль посредника в конфликте отличается от роли судьи:

а) посредник не является центральной фигурой;

б) посредник не обладает никаким статусом;

в) посредник не наделен властью выносить определенное решение.

4. Какая дилемма выбора модели поведения более типична для конфликта:

а) «стремление - стремления»;

б) «избегание - избегания»;

в) двойное «стремление – избегание»

5. Какие факторы способствуют искажению восприятия конфликта:

а) алкогольное опьянение;

б) немотивированная агрессивность;

в) психическое заболевание.

6. Эскалация противоборства характерна для какой стадии конфликта:

а) латентной;

б) открытой;

в) завершающей.

7. Имеем ли мы дело с начавшимся конфликтом, если только одна сторона действует,

ущемляя интересы другой:

а) да;

б) нет.

8. Для какой стадии развития конфликта более характерны «рефлексивные игры»:

а) латентной;

б) открытой;

в) завершающей.

9. К какому виду действий относится изоляция противника:

а) наступательному;

б) оборонительному.

10. Для какого типа эскалации характерны потеря объекта конфликта и переход к более глубоким противоречиям:

а) «генерализация»;

б) «укрупнение».

11. Какого участника конфликта можно однозначно определить как заинтересованного в развитии конфликта?

а) подстрекатель;

б) посредник;

в) противоборствующая сторона.

12. Тот, кто планирует конфликт, называется:

а) судья;

б) организатор;

в) пособник.

13. Возможна ли ситуация, при которой подстрекатель не осознает свою роль в развитии конфликта?

а) да;

б) нет.

14. В конфликте большее социальное значение имеет:

а) направленность конфликта;

б) ранг участников.

15. Имитация ролей участников конфликта – это:

а) возможные действия до и после конфликта как выражение субъективных

интересов;

б) закономерное и объективное развитие конфликта.

16. Ролевое поведение участников конфликта сводится к усилиям:

а) расширить свои права;

б) подчиниться влиянию другого.

17. Установка – это:

а) расхождение между ожиданиями и реальностью;

б) готовность действовать определенным образом.

18. На развитие конфликта большее влияние оказывают:

а) негативные эмоции;

б) позитивный настрой;

в) количество участников.

19. Существует прямая зависимость восприятия ситуации в конфликте и выбора модели поведения от следующего фактора:

а) уровня образования;

б) психического состояния .

20. Последовательность чередования этапов развития конфликтной ситуации:

а) обязательна;

б) не обязательна.

21. Выбор агрессивной модели поведения в конфликте, как правило, происходит в случае, когда:

а) выгода от противостояния воспринимается сильнее, чем опасность;

б) цель воспринимается трудно достижимой и отдаленной.

22. Применение угрозы в конфликте - это выражение:

а) тактики;

б) цели.

23. К оборонительным действиям относят:

а) повреждение собственности;

б) удержание спорного объекта.

24. Внутренние изменения конфликта характеризуются:

а) сменой предмета и формы взаимодействия;

б) сменой объекта и стратегии.

25. Фоновая напряженность является:

а) характеристикой эскалации конфликта;

б) неотъемлемым элементом общественных отношений.

26. Прохождение второго порога эскалации характеризуется потерей возможности контроля:

а) за противником;

б) себя и ситуации.

27. Обострение конфликта характерно для какого этапа:

а) последней стадии эскалации конфликта;

б) завершения конфликта.

28. Социальная напряженность характерна для какого вида конфликтов?

а) любого социального конфликта;

б) межгруппового конфликта.

29. Предъявление требований к другой стороне, на которые она отвечает действиями по сохранению статус-кво – эта модель эскалации называется:

а) нападение – защита;

б) нападение – нападение.

30. Существует ли зависимость поведения участников от принятых ими ранее решений в конфликтной ситуации?

а) нет прямой зависимости;

б) эта зависимость есть.

Тест № 3

1. Какие факторы затрудняют совместную деятельность:

а) психологический;

б) нравственный;

в) правовой.

2. Вмешательство посторонних в конфликт допускается, когда:

а) действия посторонних регламентируются соответствующими законами;

б) конфликт выходит за рамки личных отношений и становится социально значимым.

3. Предупреждение конфликта возможно:

а) до начала противоборства;

б) до появления деструктивных последствий действий сторон;

в) на любой стадии развития конфликта.

4. Преодоление дезорганизующих общественную жизнь факторов, последовательная забота о всех членах общества, повышение культуры - это необходимая деятельность, способствующая предупреждению конфликтов. К какому уровню воздействия она относится:

а) социальному;

б) психологическому.

5. Возможно ли предотвратить конфликт, воздействуя на мотивацию его членов:

а) да;

б) нет.

6. Как называется такой метод предупреждения конфликтов, как вовлечение возможного

противника (соперника) в свое дело:

а) методом сохранения репутации партнера;

б) методом практической эмпатии;

в) методом согласия.

7. В каких пределах допускается подчеркивание превосходства одного партнера над другим:

а) ограничений нет;

б) в пределах здравого смысла;

в) не допускается вообще.

8. Институциализация отношений предполагает:

а) четкие нормативные механизмы;

б) распределение социальных ролей в рамках общего интереса;

в) создание социально-психологической атмосферы максимального комфорта для всех участников.

9. От чего зависит эффективность применения нормативных механизмов в предупреждении конфликтов:

а) от отношения людей к ним;

б) от неукоснительного следования им;

в) от силы возможного наказания за нарушение норм.

10. Что способствует позитивной сублимации конфликта, а также ослабеванию остроты конфликтной ситуации:

а) статус сторон;

б) уместный юмор;

в) авторитет противоборствующих сторон.

11. Эффективности прогнозирования развития ситуации способствуют навыки:

а) аналитические, коммуникативные, психологической корреляции;

б) управления и анализа.

12. Склонность к прогнозированию обусловлена привычками:

а) рационализации, соизмерения целей и ресурсов, выявления мотивов деятельности;

б) использования собственного опыта и воздействия на окружающих.

13. Результативность прогнозирования определяется:

а) наличием многоплановой информации о ситуации;

б) возможностью отбора необходимой информации.

14. Сбор и обработка информации относится к какому этапу прогнозирования:

а) выявление симптомов;

б) анализ информации;

в) моделирование.

15. Метод анализа «от простого к сложному» называется:

а) дедуктивным;

б) индуктивным.

16. Более ресурсоемкой является деятельность по:

а) предупреждению конфликтов;

б) разрешению конфликтов.

17. Какой тип участников конфликта потенциально более склонен к деятельности по ликвидации деструктивного потенциала социальных противоречий:

а) организатор;

б) посредник.

18. Факторы, способствующие склонности личности к предупреждению конфликтов:

а) наличие свободного времени;

б) заинтересованность в сохранении хороших отношений;

в) опыт участия в конфликте.

19. Качества, способствующие предупреждению конфликтов:

а) стремление к превосходству;

б) властолюбие;

в) терпимость.

20. На каком уровне наиболее эффективна деятельность рядового гражданина по предупреждению конфликтов:

а) макроуровне;

б) микроуровне;

в) межличностных отношений.

21. Предупреждение конфликтов на макроуровне:

а) невозможно;

б) сводится к минимизации деструктивного потенциала социальных проти-

воречий.

22. Субкультура насилия характеризуется:

а) склонностью и оправданием насилия над личностью;

б) нетерпимостью к инакомыслию;

в) атмосферой взаимопонимания и доверия.

23. Каким образом соотносится увеличение разрыва между образом и качеством жизни элиты и масс с проблемой социальных конфликтов в обществе:

а) не связано с ней напрямую;

б) приводит к возникновению конфликтов;

в) препятствует возникновению конфликтов.

24. Причины социальных конфликтов:

а) отсутствие обеспечения заданий ресурсами;

б) баланс прав и обязанностей;

в) наличие жестких критериев оценки результатов деятельности.

25. Ситуация, при которой работник находится одновременно в оперативном подчинении нескольким руководителям:

а) абсолютно не влияет на качество его работы и соответствует принципам современного менеджмента;

б) безобидна, если в должностной инструкции определен порядок и последовательность его подчинения;

в) полностью ненормальная ситуация.

26. Если начальник не знает имен своих подчиненных и имеет склонность к превентивным «разносам», – это является характеристиками какого типа управления?

а) авторитарного;

б) хаотичного;

в) либерального.

27. Если в порочные круги управления вовлечено более чем три рабочих места, – это свидетельство:

а) наличия совместной ответственности;

б) невозможности совместной ответственности.

28. Привычка руководителя игнорировать современные принципы управления в сложной ситуации:

а) позволяет ему более гибко решать проблемы;

б) ведет к возникновению конфликтов.

29. Сбалансированность взаимодействия как условие предупреждения конфликтов – понятие:

а) объективное;

б) субъективное.

30. Конфликтоустойчивость личности определяется:

а) эмоционально-волевыми качествами;

б) нравственными принципами;

в) мотивацией;

г) стереотипами поведения.

Тест №4

1. Одним из методов урегулирования конфликтов является уход от него. Что из перечисленного можно считать уходом:

а) индифферентное поведение;

б) переход на чисто деловые отношения;

в) молчание.

2. Стиль реагирования в конфликте, построенный на уменьшении одной из сторон собственных притязаний, сглаживании противоречий, называется:

а) уклонением;

б) компромиссом;

в) приспособлением.

3. Подход, позволяющий всесторонне обсудить конфликт и найти решение, предполагает:

а) сглаживание конфликта;

б) обострение конфликта до открытой конфронтации.

4. Какие из перечисленных ниже методов разрешения конфликта относятся к стратегическим:

а) планирование социального развития организации;

б) сглаживание конфликта;

в) материальное и моральное вознаграждение за труд;

г) скрытые действия.

5. Метод ухода от конфликта неприменим в случаях:

а) тривиальности проблем конфликта;

б) страха перед противоположной стороной;

в) важности проблемы;

г) давления более важных обстоятельств.

6. В случаях несущественных расхождений интересов, в условиях привычной модели действия сторон наиболее эффективным методом является:

а) метод «скрытых действий»;

б) метод «быстрого решения»;

в) метод сглаживания;

г) метод «силы».

7. Определите, каких шагов требует стратегия «выиграть - выиграть»:

а) использовать конкуренцию;

б) установить потребности другой стороны;

в) использовать власть путем принуждения;

г) разработать варианты решений, удовлетворяющие потребности каждого.

8. Какая стратегия поведения в конфликте делает из оппонентов партнеров:

а) «выиграть - выиграть»;

б) «выиграть - проиграть»;

в) уход от конфликта;

г) подавление конфликта.

9. «Метод силы» применяется в следующих случаях:

а) когда необходимо быстрое, решительное действие;

б) для выработки интегративного решения;

в) когда более сильная сторона осознает свою правоту;

г) при наличии времени для поиска альтернативы.

10. Сигналами конфликта в межличностных отношениях являются:

а) напряжение;

б) недоразумение;

в) дискомфорт;

г) кризис;

д) инциденты.

11. Какие из нижеперечисленных действий являются формами ухода от конфликта:

а) молчание;

б) демонстративное удаление;

в) затаенный гнев;

г) депрессия;

д) игнорирование обидчика;

е) едкие замечания по «их» поводу;

ж) переход на «чисто деловые отношения».

12. В каких конфликтных ситуациях «метод ухода» оправдан:

а) «минимальный выигрыш от его разрешения;

б) издержки на разрешение конфликта превышают выигрыш.

13. По отношению к конфликту можно занимать позицию:

а) игнорирования;

б) силового решения;

в) компромисса.

14. Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:

а) «сглаживания»;

б) «быстрого решения»;

в) «скрытых действий».

15. К базовым тактикам управления конфликтом относятся:

а) сотрудничество;

б) соперничество;

в) приспособление.

16. Метод компромисса применяется в случаях:

а) важности цели конфликта для обеих сторон;

б) ограниченности ресурсов;

в) нежелательности исхода «выигрыш – проигрыш».

17. Сотрудничество неприменимо в случаях:

а) полной неопределенности ситуации;

б) соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон.

18. Силовые приемы как способ разрешения конфликта:

а) недопустимы ни при каких условиях;

б) могут быть оправданы, если мирные средства оказались неэффективными;

19. Формами применения силы являются:

а) физическое поражение людей;

б) оттеснение толпы;

в) задержание зачинщиков;

г) установление санитарных зон.

Тест №5

1. Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов признается универсальным:

а) уход от конфликта;

б) переговоры;

в) откладывание разрешения конфликта;

г) примирение сторон через посредника.

2. Конструктивное разрешение конфликта зависит от:

а) адекватности его восприятия;

б) открытости общения;

в) атмосферы сотрудничества;

г) использования силы;

д) ориентации на разовый выигрыш.

3. Если участник конфликта берет на себя ответственность за свою реакцию поведения, избегает обвинений в адрес других, то шанс на то, что он сосредоточит свое внимание на обсуждении проблемы, а не побочных вопросах:

а) убывает;

б) возрастает;

в) остается неизменным.

4. Переговоры проходят через различные фазы:

а) подготовительную;

б) первоначального выбора позиции;

в) финальную.

Какая фаза переговоров не названа? ________________.

5. Наличие опыта выступает одним из существенных компонентов эффективности переговоров. Опытные участники переговоров больше времени отдают:

а) поиску альтернатив;

б) диагностике;

в) тактикам;

г) поиску цели.

6. Какие из перечисленных ниже требований относятся к посреднику на переговорах:

а) в своих действиях он подчеркнуто нейтрален;

б) переговоры - предмет его самореализации;

в) он не должен подгонять дискутирующих;

г) имеет административную власть в выработке решений;

д) он задает вопросы уточняет их, выдвигает предложения обеим сторонам для преодоления разногласий;

е) он отвечает за конкретное соглашение.

7. К особенностям арбитража относятся:

а) участие третьего лица в переговорах незначительно;

б) действия третьего лица доминируют;

в) участие третьего лица в переговорах воспринимается сторонами как добровольное;

г) решение выносится на публичное обсуждение.

8. Можно ли рассматривать конфликт в сфере производства как способ сигнализации администрации со стороны работников о своих потребностях:

а) да;

б) нет.

9. Разница между манипуляцией и открытым влиянием не всегда бросается в глаза. Что из перечисленного ниже относится к манипуляции:

а) информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается;

б) объекту влияния предоставляются все факты;

в) объекту влияния предоставляется свобода выбора;

г) объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора.

10. Люди не всегда придерживаются этических норм на переговорах. Что из перечисленного ниже можно использовать как контрмеры в таких случаях:

а) согласиться обсудить это позднее;

б) попросить перерыва;

в) пропускать некоторые враждебные замечания мимо ушей;

г) использовать враждебные замечания в положительных целях;

д) раскрыть их тактику, показав, что Вы ее поняли;

е) прибегнуть к юмору.

11. Какие виды деятельности имеют отношение к переговорам:

а) достижение реальных результатов;

б) требование подчинения;

в) поддержание конструктивного климата;

г) использование авторитета власти;

д) процедурная гибкость.

12. Успешные переговоры предполагают исход:

а) «выиграть/проиграть»;

б) «выиграть/выиграть»;

в) другой исход.

13. Посредничество предполагает, что третья сторона:

а) выносит рекомендации, обязательные к исполнению;

б) имеет жесткий контроль над процессом переговоров, но не над их содержанием;

в) отказывается от права принимать решения или рекомендации.

14. Механизмами разрешения конфликта являются:

а) разрешение конфликта самими участниками;

б) вмешательство третьей стороны.

15. В социальных конфликтах крупного масштаба роль третьей стороны могут играть:

а) государство;

б) правительственная организация;

в) отдельные лица, обладающие международным авторитетом.

16. Волевое прекращение конфликта может обеспечивать:

а) посредник;

б) консультант;

в) третейский судья.

17. Руководитель (администратор, менеджер) в урегулировании конфликта чаще всего выступает в роли:

а) консультанта;

б) посредника;

в) арбитра.

18. При урегулировании конфликтов по вертикали руководителю целесообразнее выступать в роли:

а) наблюдателя;

б) помощника;

в) арбитра.

19. Роль посредника для руководителя эффективна в ситуациях:

а) конфликта по горизонтали;

б) резкого обострения взаимоотношений;

в) конфликта по вертикали.

20. Если целью переговоров является желание одной из сторон выиграть время для наращивания своих ресурсов, то такие переговоры выполняются функцию:

а) коммуникативную;

б) информационную;

в) отвлечения внимания.

21. В случае, когда уступки одной стороны в ходе переговоров значительно превышают уступки другой, принятое решение относится к типу:

а) компромиссного;

б) асимметричного.

22. Главными показателями успешности переговоров являются:

а) высокая субъективная оценка переговоров обеими сторонами;

б) подписание сторонами договора;

в) выполнение сторонами взятых на себя обязательств.

23. Договор, заключенный в устной форме, не имеющий характера официального договора, представляет собой:

а) протокол о намерениях;

б) соглашение;

в) джентльменское соглашение.

24. Прекращение действия договора обозначается термином:

а) пролонгация;

б) пакт;

в) денонсация.

25. Нужны ли переговоры, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или иных нормативных актов:

а) да;

б) нет.

26. Переговоры могут быть:

а) индивидуальными (между двумя участниками);

б) требующими обращения к третьему лицу;

в) групповыми (командными).

27. В качестве результатов переговоров выступают следующие акты:

а) договор;

б) спор;

в) пакт;

г) конвенция.

28. Возможностями оправдания расторжения договоров являются:

а) непосильные обязательства;

б) заключение договора под давлением или угрозой;

в) заключение договора в результате обмана.

29. Предметом переговоров является:

а) сам конфликт;

б) список взаимопринятых предложений из пакетов предложений участников.

30. Переговоры представляют собой:

а) перетягивание каната каждой стороной;

б) стремление к торжеству собственной позиции;

в) процесс взаимосогласованных действий с целью установления меры соответствия и меры несоответствия позиций.

Итоговый тест

Вариант № 1

1. Общие закономерности возникновения конфликтов, их развития и за-

вершения – это:

а) объект конфликтологии;

б) предмет конфликтологии.

2.Первая «волна» публикаций по проблеме конфликта проявляется в:

а) I период истории развития конфликтологии (до 1924 г.);

б) II период истории развития конфликтологии (1924-1990 г.г.);

в) III период истории развития конфликтологии (1990 г. – настоящее

время).

3. Изучая конфликт необходимо стремиться исследовать максимально

большее количество связей конфликта с другими явлениями и между его под

структурами – это принцип:

а) развития;

б) всеобщей связи;

в) системного подхода;

г) принцип преемственности.

4. Выявление узких мест в методике исследования конфликтов проводится на этапе анализа конфликтов:

а) составление программы;

б) определение конкретного объекта изучения;

в) разработка методики анализа конфликтов;

г) пробное исследование и доработка программы;

д) сбор первичной информации.

5. Метод качественного изучения межгрупповых конфликтов состоящий

в расчленении изучаемого предмета на составные части – это:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение.

6. Накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину кон-

фликта это:

а) инцидент;

б) конфликтная ситуация;

в) конфликтоген.

7. Среди субъективных причин конфликтов в звене «руководитель-

подчиненный» выделяют: низкая культура общения, недобросовестное исполнение своих обязанностей, стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой и другие – это:

а) управленческие причины;

б) личностные причины.

8. Эскалация конфликта свойственна:

а) латентному периоду (предконфликтный период);

б) открытому периоду;

в) латентному периоду (послеконфликтный период).

9. Внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания – в рамках:

а) гуманистической психологии;

б) когнитивной психологии;

в) бихевиоризма.

10. Конфликт между желанием и долгом, между моральными принципа-

ми и личными привязанностями – это:

а) мотивационный конфликт;

б) нравственный конфликт;

в) ролевой конфликт;

г) конфликт неадекватной самооценки.

11. Внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования – это:

а) конструктивные последствия внутриличностных конфликтов;

б) деструктивные последствия внутриличностных конфликтов.

12. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях, подразумевающая

принятие точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени:

а) приспособление;

б) компромисс;

в) сотрудничество.

13. Пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими, экономическими, социальными интересами – это:

а) соперничество;

б) конфронтация;

в) конкуренция.

14. Неясно выраженное недовольство существующим положением – это:

а) мятеж;

б) бунт;

в) смута.

15. Конфликты в основе которых находятся противоречия во взглядах,

установке людей на самые разные проблемы жизни общества, государства –

это:

а) экономические конфликты;

б) социально-политические конфликты;

в) идеологические конфликты.

16. Конфликт, возникающий на основе реально существующих между

субъектами противоречий – это:

а) случайный конфликт;

б) условный конфликт;

в) конструктивный конфликт;

г) смещенный конфликт.

17. Медиатор – это:

а) третья сторона в конфликте;

б) лицо, подталкивающее участников к конфликту;

в) лицо, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее

различные пути обеспечения и охраны участников.

18. Наиболее эффективный стратегией поведения в конфликте является:

а) избегание;

б) приспособление;

в) компромисс;

г) сотрудничество.

19. Тенденция благоприятствовать членам собственной группы в противовес другой группы – это:

а) конфликт интересов;

б) внутригрупповой фаворитизм.

20. Вид межгруппового трудового конфликта, заключаются в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением требований экономического, социального и политического характера – это:

а) саботаж;

б) забастовка.

21. Конфликтоустойчивость зависит от группы факторов, проявляющихся в эмоционально- волевой устойчивости – это:

а) психофизиологический фактор;

б) когнитивный фактор;

в) мотивационный фактор;

г) социально-психологический фактор.

22. Совместная деятельность участников конфликта, направленная на

прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению – это:

а) управление конфликтом;

б) разрешение конфликта;

в) урегулирование конфликта.

23. Своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии - это:

а) посредник;

б) арбитраж;

в) помощник;

г) наблюдатель.

24. Переговоры проводящие с целью перевода конфликтных отношений

более конструктивному общению оппонентов:

а) переговоры о перераспределении;

б) переговоры о создании новых условий;

в) переговоры о нормализации.

25. Тактический прием на переговорах, применяемый в случае очень

медленного приоткрывания собственной позиции – это:

а) «затяжка»;

б) «выживание»;

в) «салями».

Вариант № 2

1. «…может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений» - это:

а) объект конфликтологии;

б) предмет конфликтологии;

в) конфликт.

2. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках

социологии и правоведения в:

а) I период истории развития конфликтологии (до 1924 г.);

б) II период истории развития конфликтологии (1924-1990 г.г.);

в) III период истории развития конфликтологии (1990 г. – настоящее

время).

3.Принцип, требующий максимально полного знания конфликтологом

всего, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет – это:

а) принцип развития;

б) принцип преемственности;

в) принцип исторического подхода;

г) принцип междисциплинарности.

4. Важную роль на одном из этапов анализа конфликтов играет выбора.

На каком?

а) составление программы;

б) определение конкретного объекта изучения;

в) разработка методики анализа конфликтов;

г) пробное исследование и доработка программы;

д) сбор первичной информации.

5. Метод качественного изучения межгрупповых конфликтов состоящий

в соединении составных элементов изучаемого предмета и его свойств – это:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение.

6. Слово, действие (бездействие) которое может привести к конфликту –

это:

а) инцидент;

б) конфликтная ситуация;

в) конфликтоген.

7. Такие причины конфликтов по вертикали как: субординационный характер отношений, разбалансированность рабочего места, недостаточная

обеспеченность управленческих решений и т.п. относят к:

а) объективным причинам;

б) субъективным причинам.

8. Прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства – это:

а) эскалация конфликта;

б) сбалансированное противодействие.

9. Внутриличностный конфликт, определяемый как потеря смысла жизни, трактуется в рамках:

а) логотерапии;

б) бихевиоризма;

в) интеракционизма.

10. Конфликт между стремлениями к обладанию и к безопасности – это:

а) мотивационный конфликт;

б) нравственный конфликт;

в) ролевой конфликт;

г) конфликт неадекватной самооценки.

11. При данной стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение, что дает им возможность найти приемлемый для всех выход:

а) стратегия приспособления;

б) компромисс;

в) сотрудничество.

12. Борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности – это:

а) конфронтация;

б) соперничество;

в) конкуренция.

13. Целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с

высокой степенью организации коллективного протеста:

а) смута;

б) бунт;

в) восстание

14. Конфликты, в основе которых лежат нарушения в области взаимоотношений – это:

а) экономические конфликты;

б) социально-психологические конфликты;

в) социально-бытовые конфликты.

15. Конфликт, возникающий на ложном основании, когда истинная при-

чина скрыта - это:

а) конструктивный;

б) случайный;

в) смещенный.

16. Лицо, организация или государство, подталкивающее одного или не-

скольких участников к конфликту – это:

а) медиатор;

б) подстрекатель;

в) организатор.

17. Преодолевая препятствия на пути экономического, социального или

духовного развития коллектива конфликт выполняет:

а) социально-интеграционную функцию;

б) сигнальную функцию;

в) инновационную функцию.

18. Работа, направленная на обоснованное предположение о возможном

возникновении конфликта в будущем – это:

Наши рекомендации