Тесты для самоконтроля
Тест № 1
1. Какому классику теории конфликтов принадлежит высказывание: «Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а различным отношением к нему со стороны власти... Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники» :
а) К. Боулдинг;
б) Л. Козер;
в) Р. Дарендорф.
2. Какие из перечисленных ниже, недостающих людям ценностей приводят к конфликту:
а) власть;
б) нереализованные взгляды, установки;
в) материальные блага;
г) социальный престиж.
3. Какое положение является верным:
а) чем общество беднее, тем чаще в нем возникают конфликты;
б) в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликт - явление весьма редкое.
4. Как называется крайняя форма, которую принимают внутренние и внешние конфликты:
а) забастовки;
б) бунт;
в) протест;
г) война.
5. Какая стадия конфликта является собственно конфликтом:
а) скрытая;
б) напряженности;
в) антагонизма;
г) несовместимости.
6. Конфликт - это:
а) отсутствие согласия между членами общности по поводу коллективных устремлений;
б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие профессиональные позиции;
в) столкновение людей или групп, в котором они стремятся оттеснить и даже уничтожить друг друга.
7. Какой тип стратегии поведения властей при урегулировании конфликтов считается более приемлемым для общества:
а) отрицание наличия конфликта;
б) репрессии;
в) коренное разрешение конфликта;
г) урегулирование конфликта до исчезновения его взрывоопасности.
8. Когда воспринимаемые сторонами причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе, то такой конфликт относится к типу:
а) ложного;
б) смещенного;
в) скрытого.
9. При каком из двух типов конфликтов существует большая вероятность нарушения социальной стабильности:
а) горизонтальном;
б) вертикальном.
10. Способствует ли урегулированию конфликтов ставка исключительно на институт большинства:
а) да;
б) нет.
11. Относятся ли понятия «конкуренция» и «конфликт» к понятиям одного смыслового ряда:
а) да;
б) нет.
12. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:
а) конфликт присущ человеку, как и всем животным;
б) конфликт происходит из-за разделения людей на классы;
в) конфликт - есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствие;
г) конфликт функционален для социальных систем, созидателен.
13. Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:
а) деньги;
б) власть;
в) престиж;
г) нехватка средств к существованию.
14. Социобиологическая теория конфликта выводит его причину из:
а) социального неравенства людей;
б) несовершенства человеческой психики;
в) естественной агрессивности человека вообще.
15. Как связаны между собой уровень развития общества и уровень его конфликтности:
а) они не связаны друг с другом;
б) чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов;
в) чем выше уровень развития, тем выше уровень притязаний.
16. Можно ли рассматривать конфликт как способ лучшего узнавания друг друга и сближения:
а) да;
б) нет.
17. Какие проявления политического кризиса полнее раскрывают его суть:
а) массы открыто выражают свое недовольство политикой верхов;
б) кризис правительства;
в) кризис политического деятеля;
г) паралич власти;
д) кризис политической партии.
18. Конфликты, требующие для своего разрешения изменения социальной системы, ведут к:
а) расколу общества на непримиримые группы;
б) революции и гражданской войне.
19. Конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется, называется:
а) ложным;
б) латентным;
в) неверно приписанным.
20. К деструктивным функциям конфликта можно отнести:
а) представление о другой стороне как о враге;
б) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами;
в) содействие переоценке прежних ценностей и норм;
г) вскрытие противоположных интересов и определение необходимых изменений.
21. Состояние общества, при котором нарушен допустимый предел неустойчивости, называется ________________.
22. Какое утверждение является более верным:
а) конфликт есть нормальное общественное явление;
б) конфликт – форма социальной патологии.
23. Позитивные функции конфликта:
а) разрядка напряженности;
б) коммуникативно-информационная;
в) продуктивная конкуренция.
24. Причины возникновения конфликта:
а) депривация;
б) неадекватность восприятия;
в) семантические трудности в общении;
г) недостаток информации.
25. Предмет, находящийся на пересечении интересов различных субъектов, стремящихся к единоличному контролю над ним, - это:
а) объект конфликта;
б) предмет конфликта.
26. Возможность беспредметного конфликта:
а) исключена;
б) реальна в ряде случаев.
27. К простой форме патологической конфликтности относят:
а) бойкот;
б) саботаж;
в) протест.
28. Сложными формами патологической конфликтности являются:
а) словесная и физическая агрессия;
б) травля;
в) революция;
г) война.
29. К методам ненасильственного протеста и убеждения относятся:
а) лозунги, карикатуры и символы;
б) письма поддержки или протеста;
в) отказ от почестей;
г) отлучение от церкви.
30. Двойственный характер функций конфликта определяется:
а) наличием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов;
б) сложностью оценки последствий конкретного конфликта;
в) различиями в оценках конфликта со стороны его участников.
Тест № 2
1. Что является решающим в определении роли и функции участника конфликта:
а) его материальное положение и культура;
б) задачи, стоящие перед ним;
в) его интересы и позиции.
2. В какой степени ранг и значения конфликта зависят от ранга его участников:
а) абсолютной;
б) зависимость есть, но не безусловная;
в) зависимости нет.
3. Чем роль посредника в конфликте отличается от роли судьи:
а) посредник не является центральной фигурой;
б) посредник не обладает никаким статусом;
в) посредник не наделен властью выносить определенное решение.
4. Какая дилемма выбора модели поведения более типична для конфликта:
а) «стремление - стремления»;
б) «избегание - избегания»;
в) двойное «стремление – избегание»
5. Какие факторы способствуют искажению восприятия конфликта:
а) алкогольное опьянение;
б) немотивированная агрессивность;
в) психическое заболевание.
6. Эскалация противоборства характерна для какой стадии конфликта:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
7. Имеем ли мы дело с начавшимся конфликтом, если только одна сторона действует,
ущемляя интересы другой:
а) да;
б) нет.
8. Для какой стадии развития конфликта более характерны «рефлексивные игры»:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
9. К какому виду действий относится изоляция противника:
а) наступательному;
б) оборонительному.
10. Для какого типа эскалации характерны потеря объекта конфликта и переход к более глубоким противоречиям:
а) «генерализация»;
б) «укрупнение».
11. Какого участника конфликта можно однозначно определить как заинтересованного в развитии конфликта?
а) подстрекатель;
б) посредник;
в) противоборствующая сторона.
12. Тот, кто планирует конфликт, называется:
а) судья;
б) организатор;
в) пособник.
13. Возможна ли ситуация, при которой подстрекатель не осознает свою роль в развитии конфликта?
а) да;
б) нет.
14. В конфликте большее социальное значение имеет:
а) направленность конфликта;
б) ранг участников.
15. Имитация ролей участников конфликта – это:
а) возможные действия до и после конфликта как выражение субъективных
интересов;
б) закономерное и объективное развитие конфликта.
16. Ролевое поведение участников конфликта сводится к усилиям:
а) расширить свои права;
б) подчиниться влиянию другого.
17. Установка – это:
а) расхождение между ожиданиями и реальностью;
б) готовность действовать определенным образом.
18. На развитие конфликта большее влияние оказывают:
а) негативные эмоции;
б) позитивный настрой;
в) количество участников.
19. Существует прямая зависимость восприятия ситуации в конфликте и выбора модели поведения от следующего фактора:
а) уровня образования;
б) психического состояния .
20. Последовательность чередования этапов развития конфликтной ситуации:
а) обязательна;
б) не обязательна.
21. Выбор агрессивной модели поведения в конфликте, как правило, происходит в случае, когда:
а) выгода от противостояния воспринимается сильнее, чем опасность;
б) цель воспринимается трудно достижимой и отдаленной.
22. Применение угрозы в конфликте - это выражение:
а) тактики;
б) цели.
23. К оборонительным действиям относят:
а) повреждение собственности;
б) удержание спорного объекта.
24. Внутренние изменения конфликта характеризуются:
а) сменой предмета и формы взаимодействия;
б) сменой объекта и стратегии.
25. Фоновая напряженность является:
а) характеристикой эскалации конфликта;
б) неотъемлемым элементом общественных отношений.
26. Прохождение второго порога эскалации характеризуется потерей возможности контроля:
а) за противником;
б) себя и ситуации.
27. Обострение конфликта характерно для какого этапа:
а) последней стадии эскалации конфликта;
б) завершения конфликта.
28. Социальная напряженность характерна для какого вида конфликтов?
а) любого социального конфликта;
б) межгруппового конфликта.
29. Предъявление требований к другой стороне, на которые она отвечает действиями по сохранению статус-кво – эта модель эскалации называется:
а) нападение – защита;
б) нападение – нападение.
30. Существует ли зависимость поведения участников от принятых ими ранее решений в конфликтной ситуации?
а) нет прямой зависимости;
б) эта зависимость есть.
Тест № 3
1. Какие факторы затрудняют совместную деятельность:
а) психологический;
б) нравственный;
в) правовой.
2. Вмешательство посторонних в конфликт допускается, когда:
а) действия посторонних регламентируются соответствующими законами;
б) конфликт выходит за рамки личных отношений и становится социально значимым.
3. Предупреждение конфликта возможно:
а) до начала противоборства;
б) до появления деструктивных последствий действий сторон;
в) на любой стадии развития конфликта.
4. Преодоление дезорганизующих общественную жизнь факторов, последовательная забота о всех членах общества, повышение культуры - это необходимая деятельность, способствующая предупреждению конфликтов. К какому уровню воздействия она относится:
а) социальному;
б) психологическому.
5. Возможно ли предотвратить конфликт, воздействуя на мотивацию его членов:
а) да;
б) нет.
6. Как называется такой метод предупреждения конфликтов, как вовлечение возможного
противника (соперника) в свое дело:
а) методом сохранения репутации партнера;
б) методом практической эмпатии;
в) методом согласия.
7. В каких пределах допускается подчеркивание превосходства одного партнера над другим:
а) ограничений нет;
б) в пределах здравого смысла;
в) не допускается вообще.
8. Институциализация отношений предполагает:
а) четкие нормативные механизмы;
б) распределение социальных ролей в рамках общего интереса;
в) создание социально-психологической атмосферы максимального комфорта для всех участников.
9. От чего зависит эффективность применения нормативных механизмов в предупреждении конфликтов:
а) от отношения людей к ним;
б) от неукоснительного следования им;
в) от силы возможного наказания за нарушение норм.
10. Что способствует позитивной сублимации конфликта, а также ослабеванию остроты конфликтной ситуации:
а) статус сторон;
б) уместный юмор;
в) авторитет противоборствующих сторон.
11. Эффективности прогнозирования развития ситуации способствуют навыки:
а) аналитические, коммуникативные, психологической корреляции;
б) управления и анализа.
12. Склонность к прогнозированию обусловлена привычками:
а) рационализации, соизмерения целей и ресурсов, выявления мотивов деятельности;
б) использования собственного опыта и воздействия на окружающих.
13. Результативность прогнозирования определяется:
а) наличием многоплановой информации о ситуации;
б) возможностью отбора необходимой информации.
14. Сбор и обработка информации относится к какому этапу прогнозирования:
а) выявление симптомов;
б) анализ информации;
в) моделирование.
15. Метод анализа «от простого к сложному» называется:
а) дедуктивным;
б) индуктивным.
16. Более ресурсоемкой является деятельность по:
а) предупреждению конфликтов;
б) разрешению конфликтов.
17. Какой тип участников конфликта потенциально более склонен к деятельности по ликвидации деструктивного потенциала социальных противоречий:
а) организатор;
б) посредник.
18. Факторы, способствующие склонности личности к предупреждению конфликтов:
а) наличие свободного времени;
б) заинтересованность в сохранении хороших отношений;
в) опыт участия в конфликте.
19. Качества, способствующие предупреждению конфликтов:
а) стремление к превосходству;
б) властолюбие;
в) терпимость.
20. На каком уровне наиболее эффективна деятельность рядового гражданина по предупреждению конфликтов:
а) макроуровне;
б) микроуровне;
в) межличностных отношений.
21. Предупреждение конфликтов на макроуровне:
а) невозможно;
б) сводится к минимизации деструктивного потенциала социальных проти-
воречий.
22. Субкультура насилия характеризуется:
а) склонностью и оправданием насилия над личностью;
б) нетерпимостью к инакомыслию;
в) атмосферой взаимопонимания и доверия.
23. Каким образом соотносится увеличение разрыва между образом и качеством жизни элиты и масс с проблемой социальных конфликтов в обществе:
а) не связано с ней напрямую;
б) приводит к возникновению конфликтов;
в) препятствует возникновению конфликтов.
24. Причины социальных конфликтов:
а) отсутствие обеспечения заданий ресурсами;
б) баланс прав и обязанностей;
в) наличие жестких критериев оценки результатов деятельности.
25. Ситуация, при которой работник находится одновременно в оперативном подчинении нескольким руководителям:
а) абсолютно не влияет на качество его работы и соответствует принципам современного менеджмента;
б) безобидна, если в должностной инструкции определен порядок и последовательность его подчинения;
в) полностью ненормальная ситуация.
26. Если начальник не знает имен своих подчиненных и имеет склонность к превентивным «разносам», – это является характеристиками какого типа управления?
а) авторитарного;
б) хаотичного;
в) либерального.
27. Если в порочные круги управления вовлечено более чем три рабочих места, – это свидетельство:
а) наличия совместной ответственности;
б) невозможности совместной ответственности.
28. Привычка руководителя игнорировать современные принципы управления в сложной ситуации:
а) позволяет ему более гибко решать проблемы;
б) ведет к возникновению конфликтов.
29. Сбалансированность взаимодействия как условие предупреждения конфликтов – понятие:
а) объективное;
б) субъективное.
30. Конфликтоустойчивость личности определяется:
а) эмоционально-волевыми качествами;
б) нравственными принципами;
в) мотивацией;
г) стереотипами поведения.
Тест №4
1. Одним из методов урегулирования конфликтов является уход от него. Что из перечисленного можно считать уходом:
а) индифферентное поведение;
б) переход на чисто деловые отношения;
в) молчание.
2. Стиль реагирования в конфликте, построенный на уменьшении одной из сторон собственных притязаний, сглаживании противоречий, называется:
а) уклонением;
б) компромиссом;
в) приспособлением.
3. Подход, позволяющий всесторонне обсудить конфликт и найти решение, предполагает:
а) сглаживание конфликта;
б) обострение конфликта до открытой конфронтации.
4. Какие из перечисленных ниже методов разрешения конфликта относятся к стратегическим:
а) планирование социального развития организации;
б) сглаживание конфликта;
в) материальное и моральное вознаграждение за труд;
г) скрытые действия.
5. Метод ухода от конфликта неприменим в случаях:
а) тривиальности проблем конфликта;
б) страха перед противоположной стороной;
в) важности проблемы;
г) давления более важных обстоятельств.
6. В случаях несущественных расхождений интересов, в условиях привычной модели действия сторон наиболее эффективным методом является:
а) метод «скрытых действий»;
б) метод «быстрого решения»;
в) метод сглаживания;
г) метод «силы».
7. Определите, каких шагов требует стратегия «выиграть - выиграть»:
а) использовать конкуренцию;
б) установить потребности другой стороны;
в) использовать власть путем принуждения;
г) разработать варианты решений, удовлетворяющие потребности каждого.
8. Какая стратегия поведения в конфликте делает из оппонентов партнеров:
а) «выиграть - выиграть»;
б) «выиграть - проиграть»;
в) уход от конфликта;
г) подавление конфликта.
9. «Метод силы» применяется в следующих случаях:
а) когда необходимо быстрое, решительное действие;
б) для выработки интегративного решения;
в) когда более сильная сторона осознает свою правоту;
г) при наличии времени для поиска альтернативы.
10. Сигналами конфликта в межличностных отношениях являются:
а) напряжение;
б) недоразумение;
в) дискомфорт;
г) кризис;
д) инциденты.
11. Какие из нижеперечисленных действий являются формами ухода от конфликта:
а) молчание;
б) демонстративное удаление;
в) затаенный гнев;
г) депрессия;
д) игнорирование обидчика;
е) едкие замечания по «их» поводу;
ж) переход на «чисто деловые отношения».
12. В каких конфликтных ситуациях «метод ухода» оправдан:
а) «минимальный выигрыш от его разрешения;
б) издержки на разрешение конфликта превышают выигрыш.
13. По отношению к конфликту можно занимать позицию:
а) игнорирования;
б) силового решения;
в) компромисса.
14. Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:
а) «сглаживания»;
б) «быстрого решения»;
в) «скрытых действий».
15. К базовым тактикам управления конфликтом относятся:
а) сотрудничество;
б) соперничество;
в) приспособление.
16. Метод компромисса применяется в случаях:
а) важности цели конфликта для обеих сторон;
б) ограниченности ресурсов;
в) нежелательности исхода «выигрыш – проигрыш».
17. Сотрудничество неприменимо в случаях:
а) полной неопределенности ситуации;
б) соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон.
18. Силовые приемы как способ разрешения конфликта:
а) недопустимы ни при каких условиях;
б) могут быть оправданы, если мирные средства оказались неэффективными;
19. Формами применения силы являются:
а) физическое поражение людей;
б) оттеснение толпы;
в) задержание зачинщиков;
г) установление санитарных зон.
Тест №5
1. Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов признается универсальным:
а) уход от конфликта;
б) переговоры;
в) откладывание разрешения конфликта;
г) примирение сторон через посредника.
2. Конструктивное разрешение конфликта зависит от:
а) адекватности его восприятия;
б) открытости общения;
в) атмосферы сотрудничества;
г) использования силы;
д) ориентации на разовый выигрыш.
3. Если участник конфликта берет на себя ответственность за свою реакцию поведения, избегает обвинений в адрес других, то шанс на то, что он сосредоточит свое внимание на обсуждении проблемы, а не побочных вопросах:
а) убывает;
б) возрастает;
в) остается неизменным.
4. Переговоры проходят через различные фазы:
а) подготовительную;
б) первоначального выбора позиции;
в) финальную.
Какая фаза переговоров не названа? ________________.
5. Наличие опыта выступает одним из существенных компонентов эффективности переговоров. Опытные участники переговоров больше времени отдают:
а) поиску альтернатив;
б) диагностике;
в) тактикам;
г) поиску цели.
6. Какие из перечисленных ниже требований относятся к посреднику на переговорах:
а) в своих действиях он подчеркнуто нейтрален;
б) переговоры - предмет его самореализации;
в) он не должен подгонять дискутирующих;
г) имеет административную власть в выработке решений;
д) он задает вопросы уточняет их, выдвигает предложения обеим сторонам для преодоления разногласий;
е) он отвечает за конкретное соглашение.
7. К особенностям арбитража относятся:
а) участие третьего лица в переговорах незначительно;
б) действия третьего лица доминируют;
в) участие третьего лица в переговорах воспринимается сторонами как добровольное;
г) решение выносится на публичное обсуждение.
8. Можно ли рассматривать конфликт в сфере производства как способ сигнализации администрации со стороны работников о своих потребностях:
а) да;
б) нет.
9. Разница между манипуляцией и открытым влиянием не всегда бросается в глаза. Что из перечисленного ниже относится к манипуляции:
а) информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается;
б) объекту влияния предоставляются все факты;
в) объекту влияния предоставляется свобода выбора;
г) объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора.
10. Люди не всегда придерживаются этических норм на переговорах. Что из перечисленного ниже можно использовать как контрмеры в таких случаях:
а) согласиться обсудить это позднее;
б) попросить перерыва;
в) пропускать некоторые враждебные замечания мимо ушей;
г) использовать враждебные замечания в положительных целях;
д) раскрыть их тактику, показав, что Вы ее поняли;
е) прибегнуть к юмору.
11. Какие виды деятельности имеют отношение к переговорам:
а) достижение реальных результатов;
б) требование подчинения;
в) поддержание конструктивного климата;
г) использование авторитета власти;
д) процедурная гибкость.
12. Успешные переговоры предполагают исход:
а) «выиграть/проиграть»;
б) «выиграть/выиграть»;
в) другой исход.
13. Посредничество предполагает, что третья сторона:
а) выносит рекомендации, обязательные к исполнению;
б) имеет жесткий контроль над процессом переговоров, но не над их содержанием;
в) отказывается от права принимать решения или рекомендации.
14. Механизмами разрешения конфликта являются:
а) разрешение конфликта самими участниками;
б) вмешательство третьей стороны.
15. В социальных конфликтах крупного масштаба роль третьей стороны могут играть:
а) государство;
б) правительственная организация;
в) отдельные лица, обладающие международным авторитетом.
16. Волевое прекращение конфликта может обеспечивать:
а) посредник;
б) консультант;
в) третейский судья.
17. Руководитель (администратор, менеджер) в урегулировании конфликта чаще всего выступает в роли:
а) консультанта;
б) посредника;
в) арбитра.
18. При урегулировании конфликтов по вертикали руководителю целесообразнее выступать в роли:
а) наблюдателя;
б) помощника;
в) арбитра.
19. Роль посредника для руководителя эффективна в ситуациях:
а) конфликта по горизонтали;
б) резкого обострения взаимоотношений;
в) конфликта по вертикали.
20. Если целью переговоров является желание одной из сторон выиграть время для наращивания своих ресурсов, то такие переговоры выполняются функцию:
а) коммуникативную;
б) информационную;
в) отвлечения внимания.
21. В случае, когда уступки одной стороны в ходе переговоров значительно превышают уступки другой, принятое решение относится к типу:
а) компромиссного;
б) асимметричного.
22. Главными показателями успешности переговоров являются:
а) высокая субъективная оценка переговоров обеими сторонами;
б) подписание сторонами договора;
в) выполнение сторонами взятых на себя обязательств.
23. Договор, заключенный в устной форме, не имеющий характера официального договора, представляет собой:
а) протокол о намерениях;
б) соглашение;
в) джентльменское соглашение.
24. Прекращение действия договора обозначается термином:
а) пролонгация;
б) пакт;
в) денонсация.
25. Нужны ли переговоры, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или иных нормативных актов:
а) да;
б) нет.
26. Переговоры могут быть:
а) индивидуальными (между двумя участниками);
б) требующими обращения к третьему лицу;
в) групповыми (командными).
27. В качестве результатов переговоров выступают следующие акты:
а) договор;
б) спор;
в) пакт;
г) конвенция.
28. Возможностями оправдания расторжения договоров являются:
а) непосильные обязательства;
б) заключение договора под давлением или угрозой;
в) заключение договора в результате обмана.
29. Предметом переговоров является:
а) сам конфликт;
б) список взаимопринятых предложений из пакетов предложений участников.
30. Переговоры представляют собой:
а) перетягивание каната каждой стороной;
б) стремление к торжеству собственной позиции;
в) процесс взаимосогласованных действий с целью установления меры соответствия и меры несоответствия позиций.
Итоговый тест
Вариант № 1
1. Общие закономерности возникновения конфликтов, их развития и за-
вершения – это:
а) объект конфликтологии;
б) предмет конфликтологии.
2.Первая «волна» публикаций по проблеме конфликта проявляется в:
а) I период истории развития конфликтологии (до 1924 г.);
б) II период истории развития конфликтологии (1924-1990 г.г.);
в) III период истории развития конфликтологии (1990 г. – настоящее
время).
3. Изучая конфликт необходимо стремиться исследовать максимально
большее количество связей конфликта с другими явлениями и между его под
структурами – это принцип:
а) развития;
б) всеобщей связи;
в) системного подхода;
г) принцип преемственности.
4. Выявление узких мест в методике исследования конфликтов проводится на этапе анализа конфликтов:
а) составление программы;
б) определение конкретного объекта изучения;
в) разработка методики анализа конфликтов;
г) пробное исследование и доработка программы;
д) сбор первичной информации.
5. Метод качественного изучения межгрупповых конфликтов состоящий
в расчленении изучаемого предмета на составные части – это:
а) анализ;
б) синтез;
в) обобщение.
6. Накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину кон-
фликта это:
а) инцидент;
б) конфликтная ситуация;
в) конфликтоген.
7. Среди субъективных причин конфликтов в звене «руководитель-
подчиненный» выделяют: низкая культура общения, недобросовестное исполнение своих обязанностей, стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой и другие – это:
а) управленческие причины;
б) личностные причины.
8. Эскалация конфликта свойственна:
а) латентному периоду (предконфликтный период);
б) открытому периоду;
в) латентному периоду (послеконфликтный период).
9. Внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания – в рамках:
а) гуманистической психологии;
б) когнитивной психологии;
в) бихевиоризма.
10. Конфликт между желанием и долгом, между моральными принципа-
ми и личными привязанностями – это:
а) мотивационный конфликт;
б) нравственный конфликт;
в) ролевой конфликт;
г) конфликт неадекватной самооценки.
11. Внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования – это:
а) конструктивные последствия внутриличностных конфликтов;
б) деструктивные последствия внутриличностных конфликтов.
12. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях, подразумевающая
принятие точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени:
а) приспособление;
б) компромисс;
в) сотрудничество.
13. Пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими, экономическими, социальными интересами – это:
а) соперничество;
б) конфронтация;
в) конкуренция.
14. Неясно выраженное недовольство существующим положением – это:
а) мятеж;
б) бунт;
в) смута.
15. Конфликты в основе которых находятся противоречия во взглядах,
установке людей на самые разные проблемы жизни общества, государства –
это:
а) экономические конфликты;
б) социально-политические конфликты;
в) идеологические конфликты.
16. Конфликт, возникающий на основе реально существующих между
субъектами противоречий – это:
а) случайный конфликт;
б) условный конфликт;
в) конструктивный конфликт;
г) смещенный конфликт.
17. Медиатор – это:
а) третья сторона в конфликте;
б) лицо, подталкивающее участников к конфликту;
в) лицо, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее
различные пути обеспечения и охраны участников.
18. Наиболее эффективный стратегией поведения в конфликте является:
а) избегание;
б) приспособление;
в) компромисс;
г) сотрудничество.
19. Тенденция благоприятствовать членам собственной группы в противовес другой группы – это:
а) конфликт интересов;
б) внутригрупповой фаворитизм.
20. Вид межгруппового трудового конфликта, заключаются в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением требований экономического, социального и политического характера – это:
а) саботаж;
б) забастовка.
21. Конфликтоустойчивость зависит от группы факторов, проявляющихся в эмоционально- волевой устойчивости – это:
а) психофизиологический фактор;
б) когнитивный фактор;
в) мотивационный фактор;
г) социально-психологический фактор.
22. Совместная деятельность участников конфликта, направленная на
прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению – это:
а) управление конфликтом;
б) разрешение конфликта;
в) урегулирование конфликта.
23. Своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии - это:
а) посредник;
б) арбитраж;
в) помощник;
г) наблюдатель.
24. Переговоры проводящие с целью перевода конфликтных отношений
более конструктивному общению оппонентов:
а) переговоры о перераспределении;
б) переговоры о создании новых условий;
в) переговоры о нормализации.
25. Тактический прием на переговорах, применяемый в случае очень
медленного приоткрывания собственной позиции – это:
а) «затяжка»;
б) «выживание»;
в) «салями».
Вариант № 2
1. «…может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений» - это:
а) объект конфликтологии;
б) предмет конфликтологии;
в) конфликт.
2. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках
социологии и правоведения в:
а) I период истории развития конфликтологии (до 1924 г.);
б) II период истории развития конфликтологии (1924-1990 г.г.);
в) III период истории развития конфликтологии (1990 г. – настоящее
время).
3.Принцип, требующий максимально полного знания конфликтологом
всего, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет – это:
а) принцип развития;
б) принцип преемственности;
в) принцип исторического подхода;
г) принцип междисциплинарности.
4. Важную роль на одном из этапов анализа конфликтов играет выбора.
На каком?
а) составление программы;
б) определение конкретного объекта изучения;
в) разработка методики анализа конфликтов;
г) пробное исследование и доработка программы;
д) сбор первичной информации.
5. Метод качественного изучения межгрупповых конфликтов состоящий
в соединении составных элементов изучаемого предмета и его свойств – это:
а) анализ;
б) синтез;
в) обобщение.
6. Слово, действие (бездействие) которое может привести к конфликту –
это:
а) инцидент;
б) конфликтная ситуация;
в) конфликтоген.
7. Такие причины конфликтов по вертикали как: субординационный характер отношений, разбалансированность рабочего места, недостаточная
обеспеченность управленческих решений и т.п. относят к:
а) объективным причинам;
б) субъективным причинам.
8. Прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства – это:
а) эскалация конфликта;
б) сбалансированное противодействие.
9. Внутриличностный конфликт, определяемый как потеря смысла жизни, трактуется в рамках:
а) логотерапии;
б) бихевиоризма;
в) интеракционизма.
10. Конфликт между стремлениями к обладанию и к безопасности – это:
а) мотивационный конфликт;
б) нравственный конфликт;
в) ролевой конфликт;
г) конфликт неадекватной самооценки.
11. При данной стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение, что дает им возможность найти приемлемый для всех выход:
а) стратегия приспособления;
б) компромисс;
в) сотрудничество.
12. Борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности – это:
а) конфронтация;
б) соперничество;
в) конкуренция.
13. Целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с
высокой степенью организации коллективного протеста:
а) смута;
б) бунт;
в) восстание
14. Конфликты, в основе которых лежат нарушения в области взаимоотношений – это:
а) экономические конфликты;
б) социально-психологические конфликты;
в) социально-бытовые конфликты.
15. Конфликт, возникающий на ложном основании, когда истинная при-
чина скрыта - это:
а) конструктивный;
б) случайный;
в) смещенный.
16. Лицо, организация или государство, подталкивающее одного или не-
скольких участников к конфликту – это:
а) медиатор;
б) подстрекатель;
в) организатор.
17. Преодолевая препятствия на пути экономического, социального или
духовного развития коллектива конфликт выполняет:
а) социально-интеграционную функцию;
б) сигнальную функцию;
в) инновационную функцию.
18. Работа, направленная на обоснованное предположение о возможном
возникновении конфликта в будущем – это: