Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока
Естественно-научные источники психологического знания закладывались еще за несколько тысячелетий до н.э., когда зарождались великие древние цивилизации: египетская, индийская и китайская. Для этих цивилизаций были характерны достаточно высокий уровень производственной культуры, господство религиозной идеологии и идеи бессмертия души. В то же время в этих культурах сохранялись и источники естественнонаучного познания. Естественнонаучные представления о психике закладывались в пределах теологического знания (религиозного мировоззрения).
Главным органом психической деятельности преобладающим образом рассматривалось сердце, о чем свидетельствуют египетский «Памятник мемфисской теологии» конца четвертого тысячелетия до н.э. и китайская «Книга о внутреннем» конца VIII в. до н.э. «Мозгоцентрическая» схема психики появляется позднее.
В качестве главного фактора телесной жизни рассматривалось кровообращение, а основой жизненности считались жидкости тела и воздух. Опорой для таких представлений была древневосточная медицина. Медики предложили первую типологию различий между людьми – учение о темпераментах.. Оно вытекало из учения об элементах тела. За основу темперамента индийские и китайские врачи принимали три элемента: воздухоподобное начало (у китайцев – ци), желчь (или кровь) и слизь. В зависимости от преобладания одного из элементов люди делились на несколько типов. Так, китайские медики выделяли три типа людей:
1) с преобладание желчи (или крови): сильный, храбрый, сходный с тигром тип людей;
2) с преобладанием ци: неуравновешенный, подвижный, подобен обезьяне;
3) с преобладанием слизи: медлительный, малоподвижный.
Таким образом, рациональное объяснение психофизиологических явлений выразилось в представлениях о воздухе как носителе душевных процессов, в идее о зависимости души от жизни тела и в объяснении свойств самого тела смесью в нем природных элементов.
В древневосточной мысли проблема души начинает впервые обсуждаться с этической точки зрения, т.е. поднимаются вопросы правильного и неправильного поведения и усовершенствования человека. Эти проблемы отчетливо обозначены в исходных для индийской философии текстах Вед (второе тысячелетие до н.э.) и в их логическом завершении – Упани-шадах (около 1000 г. до н.э.) и в складывающихся на их основах религиозных учениях – джайнизме и буддизме (VI в до н.э.).
Возникшая позже философская школа Веданта развивала субъективно-идеалистические тенденции Упанишад и учение об особом интуитивном сознании (учение об Атмане и Брахмане). Особое интуитивное сознание, или настоящее «Я» (Атман), тождественно бесконечному космическому сознанию, основе мира (Брахману). Индивидуальная же душа отличается от Ат-мана, поскольку скрыта за потоком чувственных восприятий и телесных стремлений. Путем познания и строгой моральной дисциплины она может избавиться от них и стать идентичной Брахману. Таким образом, древней восточной философии вводятся впервые понятия сознания и самосознания (понятие «Я» в психологии).
Живой интерес к психологии индивида определило стремление древних философов разрешить этические вопросы. Результатом таких стремлений стали первые техники и способы саморегуляции тела, процессов внимания и мышления, а также психических состояний в индийской школе – йоге.
В индийской литературе философами разрабатывались первые теории умственной деятельности, в основе которых лежала идея неразрывной связи органа познания с объектом познания. Центром анализа становились образы представления, сохраняющиеся после воздействия предмета на органы чувств. В индийской психологии основное внимание уделялось восприятию, изучались иллюзии восприятия, галлюцинации и образы сновидения.
В школе Древнего Китая – конфуцианстве – впервые была поставлена проблема о соотношении врожденного и приобретенного в психике человека и возможностях правильного воспитания (VI – V вв. до н.э.).
Характерные черты формирования психологических идей на Востоке и на Западе имеют общие особенности, что говорит об общих закономерностях развития психологической мысли. Зарождение научных представлений о психике находилось в зависимости от опытного изучения организма и встречало противодействие со стороны мистико-религиозной догматики.
Древняя Индия
· Религия – индуизм
· Священные книги – веды
· Поклонение богам: Брахма (создатель и правитель мира), Вишну (спаситель), Шива (созидает и разрушает)
· И человек, и животное, и растение обладают душой. Душа – вечна. Она переселяется. Что будет с душой человека после смерти зависит от его поведения при жизни.
· Все в жизни подчиняется карме. Закон кармы – закон возмездия.
· Йога – особая система духовного и физического возмездия.
· Все люди делились на варны : кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, шудры – слуги, брахманы – священнослужители. Человек не мог перейти из одной варны в другую. Так же варны подразделялись на касты.
· С VI в – буддизм.
Древний Китай
· Главная личность – император
· Вся земля и власть – император
· Вся земля и власть принадлежала правителю
· Император Цинь Шихуанди опасаясь, что чтение книг может заставить задуматься о его правлении. Он приказал книги сжечь, а мудрецов – живыми закопать в землю.
· Китайская стена была построена для защиты императора.
· Правление императора было деспотичным и авторитарным.
Древний Египет
· Фараон – Бог. Египтяне верили, что от фараона исходит особая жизненная сила. Фараон должен жить вечно, с этой целью строились пирамиды.
· Смерть – это путь к вечной жизни. Тело умершего бальзамировали и извлекали внутренности.
· Верование – многобожие. Богов изображали в виде человека с головой животных.
· В честь бодов и фараонов воздвигались храмы.
· Жизнь египтян завесила от реки Нил.
· Древний Египет страна тайн и древнейший знаний человечества.
·