Социальный характер (типология по Э. Фромму)

В начале XX в. А. Ф. Лазурский впервые предложил со­здавать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, «социальный аспект».

Дальнейшие исследования приводили к обогащению пони­мания характера; 1. Возникло понятие «социального характера». «В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, ко­торая присутствует у большинства членов данной социаль­ной группы и возникла в результате общих для них пере­живаний и общего образа жизни» (Э. Фромм). «Если ха­рактер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуж­дают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры». 2. Характер представляет вариант усвоения каждым челове­ком культурных норм, содержавшихся в «базисной (основ­ной) личностной структуре». Базисная личностная структу­ра разделяется большинством членов общества в результа­те сходного опыта в раннем детстве (это «основная, модаль­ная личность») (А. Кардинер).

Если личность отражает культуру, заключенную в инди­видуальном поведении, то характер отражает мировоззрение, заключенное в индивидуальном поведении (Д. Хонигман, Н. Д. Левитов).

Сам социальный характер формируется всем образом жиз­ни данного общества, но доминантные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными си­лами, формирующими социальный процесс. Изменение соци­альных условий приводит к изменению социального характе­ра, то есть к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный ха­рактер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

От социального характера следует отличать индивидуаль­ный характер, благодаря которому внутри одной и той же куль­туры одна личность отличается от другой. Эти отличия частич­но обусловлены особенностями личности родителей, а также психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также обусловлены особенностями конституции и темперамента.

Фромм выделяет следующие типы социальных характеров. Неплодотворные ориентации:

РЕЦЕПТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (рецептивная структура характера) — человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое — это получить его из внешнего ис­точника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от внешних людей: при такой ориентации про­блема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не са­мому любить, в сфере интеллекта также ориентированы на вос­приятие идей, а не на их создание. Их первая мысль — найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие.

ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся в внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не ве­рят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у дру­гих. Даже в области любви они испытывают влечение только к тем лицам, которых они могут отнять у кого-то другого. Идеи они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, ко­торые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплу­атируют всех и каждого, из кого они могут что-то выжать.

СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, по­этому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окру­жают себя защитной стеной, и их главная цель — как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В сфере вещей они проявляют стяжательство, жадность, сверх­экономию и сверхаккуратность.

РЫНОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ развилась в качестве доми­нирующей только в современную эпоху в связи с экономичес­кими условиями рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной цен­ности как меновой, называется рыночной ориентацией. Мате­риальный успех у всех в современном рыночном обществе за­висит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалованье. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, на сколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е человек начинает воспринимать себя как товар. Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человечески­ми качествами, а успехом в рыночной конкуренции (если он «преуспевает» — он ценен, если нет — он лишен ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, то самооценка человека будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются. Если человек вынужден все вре­мя пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую уг­розу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощ­ности, неуверенности и неполноценности» (Фромм).

Фромм противопоставляет описанным выше типам харак­тера плодотворную ориентацию, являющуюся целью челове­ческого развития. Плодотворная ориентация личности означа­ет фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта, когда плодотворность проявляет­ся как человеческая способность использовать свои силы и ре­ализовать заложенные в человеке возможности. Такой чело­век руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать.

Плодотворность предполагает, что человек обладает здоро­вой зрелой личностью, силой своего разума способен проник­нуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей люб­ви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, кото­рое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится стать тем, чем он является, потенциально исполь­зуя и развивая все свои силы, способности и возможности.

«Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Чело­век производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмо­ционально, при помощи любви и разума». Плодотворная лю­бовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и зна­ние. Любить человека плодотворно значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его челове­ческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и инди­видуальность.

Вопрос 77

Наши рекомендации