Коррекционно-развивающая работа с родителями (семьей)
Часто источником отклонений в развитии и поведении ребенка является неблагоприятная для ребенка ситуация в семье, причем в большинстве случаев возникновение подобной ситуации связано с неумением (реже – нежеланием) родителей (или других значимых для ребенка лиц) выстраивать гармоничные детско-родительские отношения. В данном случае необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с семьей в качестве группового клиента, как с целью разрешения конкретных проблем ребенка, так и с целью предотвращения похожих проблем в будущем.
Единственно правильной функцией педагога / психолога в работе с семьей является поддержка родителей и детей, помощь им. Родителям неважно, насколько вы умны и как владеете специальной терминологией. Им важнее знать и чувствовать, что их проблемы вам небезразличны, что вы готовы им помочь.
Спомощьюгрупповой работы могут быть исправлены следующие причины искажения детско-родительских отношений:
· педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
· ригидные (жесткие, неизменные) стереотипы воспитания;
· личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
· влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.
Групповая работа с семьей проводится в двух вариантах:
1) работа с семьей как группой, в которую включены, кроме ребенка, значимые для него лица, отношения с которыми подлежат гармонизации;
2) работа с группой родителей, которые имеют сходные проблемы в выстраивании гармоничных детско-родительских отношений. Параллельная работа с группой детей позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы.
Обычногруппа родителей состоит из 10 - 15 человек (участвуют оба или один родитель). Занятия проводятся один раз в неделю в течение четырех часов. Весь курс составляет примерно 10 занятий.
Как Вы думаете, при каких условиях целесообразен тот или иной вариант групповой работы с семьей?
Цель групповой работы ограничена родительской темой. Задачи личностного развития членов группы не ставятся. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними, а личные проблемы участников группы – только в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.
По стилю проведения коррекционно-развивающей работы группы структурированы, т.е. темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагают ведущие. Таким образом, они занимают более авторитарное и лидирующее положение.
Примерные темыкоррекционно-развивающей работы с родителями (проводят педагоги или психологи, может быть совместный вариант проведения):
· Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.
· Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Как наши страхи становятся страхами наших детей?
· Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания — в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства?
· Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок может мешать нам жить? Оптимальная дистанция в общении с детьми.
· Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей).
· Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.
· Эмоциональные «счета» ребенку.
· Как мы наказываем детей? Как наказывать детей? Роль ярлыков.
· На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.
· Какими нас видят наши дети? Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующего животного».
· Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры «Семейный портрет».
Продолжите список.
Основной метод гармонизации детско-родительских отношений —социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг –практика психологического воздействия, в основе которой лежат методы активного социального обучения (Е.В. Руденский).
Он связан с проигрыванием «взгляда со стороны» на обсуждаемые проблемы и помогает педагогу-психологу настроить родителей на самоизменение и изменение взаимоотношений с ребенком.
В образовательных учреждениях при работе с родителями обычно реализуются такая разновидность тренинга как тренинг педагогического общения.
Цель тренинга педагогического общения – расширение компетентности родителя в сфере общения с ребенком через обогащение:
знаний (получение информации о продуктивном общении),
эмоциональной сферы (регуляция эмоций, развитие эмпатии),
поведения (расширение репертуара способов поведения в различных ситуациях общения).
Тренинг – «тренировка», «упражнение», его результатами являются:
· знания, умения и навыки эффективного общения;
· новые личностные качества (эмпатийность, ответственность, направленность на коллектив);
· творческая направленность личности (родители при общении с ребенком находятся в постоянной ситуации выбора, им приходится нестереотипно решать проблемные ситуации);
· рефлексивные навыки (осмысление собственного поведения и личности в целом, что является основой самопознания).
Основные черты тренинга, проводимого в образовательном учреждении:
· Наличие группы людей, объединенных общей целью. Максимальное число участников в группе — 25 человек, оптимальное количество — 7-9 человек (микрогруппа).
· Особая пространственная организация общения (люди собраны вместе в замкнутом пространстве с достаточной звуковой изоляцией, расположены по кругу лицом друг к другу).
· В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности, технику облегчения участникам группы выражения их ощущений, переживаний, мнений.
· В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура.
· Максимальное использование активных методов обучения: групповой дискуссии, ролевых игр, анализа конкретных ситуаций, проективного рисования….