Психологической подготовки
Наибольшее распространение в гарнизонах пожарной охраны получили занятия на огневых полосах психологической подготовки (в дальнейшем психологические полосы). Признавая важность их, следует, однако, отметить, что сведение психологической подготовки только к этим занятиям ошибочно.
Психологические полосы представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать сложные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий. В ходе регулярных занятий на психологической полосе у обучаемых формируется:
— качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, решительности, настойчивости, смелости, ловкости, готовности к неожиданностям, выносливости, находчивости, расчетливости;
— устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;
— быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках работы при тушении пожаров;
— некоторые профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т.д.
При создании психологических полос необходимо учитывать некоторые правила их сооружения:
- воспроизведение наиболее специфических и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности;
- обеспечение максимальной психологической эффективности, психологической "закалки";
- возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных ситуаций, устранение их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы;
- возможность последующего качественного разбора действий обучаемых на полосе;
- максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация.
Вышеперечисленные требования к психологическим полосам не затрагивают конкретные стороны планировочных и инженерно-строительных решений.
Анализ имеющихся психологических полос в гарнизонах пожарной охраны показывает, что в отдельных случаях допускаются ошибки при их создании: попытка неограниченно увеличивать число позиций полосы; включение в ее структуру объектов и препятствий, предназначенных преимущественно для повышения физической, а не психологической подготовленности обучаемых; увеличение внешних эффектов и недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обучаемых.
Исходя из опыта, можно сформулировать некоторые рекомендации по оборудованию психологических полос.
Основными учебными объектами, рекомендуемые в состав психологической полосы, являются: горящим и задымленный лабиринт (с меняющимся маршрутом), мостик над открытой емкостью с горящей жидкостью, учебная башня, открытая емкость с горящей жидкостью, высотная эстакада с горящими оконными проемами на различной высоте, фрагмент жилого дома различной этажности, задымленные трубы (коллекторы разного диаметра), задымленный подвал с имитацией очага пожара.
Наряду с приведенным вариантом возможно включение в состав психологической полосы и других учебных объектов, но всегда нужно стремиться, чтобы они способствовали формированию типичной ситуации тушения пожара, проявления и развития профессионального мастерства и создавали психологические нагрузки. Правомерно в разных регионах и даже на отдельных объектах различного назначения создавать полосы, отражающие их специфику. Вряд ли обоснованно, например, иметь абсолютно одинаковые полосы в гарнизонах и частях, размещенных в лесной и нефтегазоопасной местности, в степи и в горах, в портовом городе или сельской местности.
Для усложнения условий обучения, их быстрого изменения необходимо иметь легко трансформируемые объекты: заборы, небольшие эстакады, мишени, перегородки, огневые барьеры, качающиеся мостики, трубы и т.п. Их можно устанавливать в разных местах психологической полосы между стационарными объектами, создавая участки повышенной проходимости. Целесообразно, чтобы на полосе можно было тренировать как отдельных пожарных, так и отделение, и караул в целом.
Если полоса делается короткой, то можно размещать учебные объекты в линию. Но лучше образовывать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник с размещением в центре водоема. Превосходство такого размещения определяется удобством организации и проведения занятий, контроля за действиям обучаемых и возможностью повторного и многократного прохождения полосы, что важно для выработки выносливости и устойчивости личного состава.
Для приближения условий к реальным целесообразно в непосредственной близости устанавливать мощные громкоговорящие установки, с помощью которых воспроизводятся различные звуки, сопутствующие тушению пожара: шум горения, треск обрушений, ветра, команды, крики о помощи, стоны пострадавших, собравшейся толпы, шум уличного движения, а также специальные шумовые помехи (неприятные звуки, бессвязные фразы, хаотические команды и т.п.), оказывающих отвлекающее влияние, требующих большой концентрации внимания и воли для решения поставленной задачи.
Повышению психологического эффекта способствует установка ярких прожекторов, установок, имитирующих дождь, ветер, ядовитые газы и неприятные запахи.
Занятия на психологической полосе целесообразно проводить 2-5 раз в месяц.
Практическим занятиям предшествует теоретическое изучение снарядов огневой полосы, приемов и способов их преодоления, вопросов техники безопасности. Перечисленные вопросы изучаются в специальных классах, оборудованных схемами огневой полосы психологической подготовки личного состава. Теоретические занятия проводятся накануне практической тренировки на огневой психологической полосе.
Перед каждым практическим занятием приказом определяют последовательность и время проведения занятий с подразделениями, назначают руководителей занятий и ответственных за правила охраны труда.
Руководитель занятий, исходя из индивидуальных особенностей и уровня подготовки обучающихся, обязан: определить учебную цель занятия, составить план-конспект, который состоять из общей части и разработки. В общей части указывается: наименование темы, учебная цель, время и дата проведения, метод проведения, порядок проведения занятия, перечень литературы, используемой для подготовки к занятию. Разработку целесообразно составлять по следующей форме:
Вопросы, подлежащие изучению и отработке | Краткие методические указания и вопросы соблюдения правил охраны труда |
План-конспект подписывается руководителем занятий и утверждается вышестоящим начальником. Для обеспечения высокого уровня подготовки обучаемых, руководитель занятий должен постоянно совершенствовать свои знания и методическое мастерство, тщательно готовиться и качественно проводить занятия, воспитывать у обучаемых чувство ответственности за успешное овладение изучаемыми вопросами.
Практические занятия на огневой полосе под воздействием на личный состав огня и дыма проводятся в присутствии медицинского работника на месте проведения занятий, способного оказать квалифицированную помощь, боевого расчета отделения со стволом и рукавной линией, проложенной от пожарной автоцистерны, заправленной раствором пенообразователя.
Основным методом обучения на огневой полосе должен быть практический показ с кратким объяснением руководителя занятия, поэтому перед практической отработкой вопроса следует с помощью опытных пожарных показать приемы и способы преодоления каждого снаряда. Подробно остановиться на способах быстрого преодоления зоны воздействия огня и дыма и отработать преодоление полосы каждым пожарным без воздействия огня и дыма. И убедившись в том, что личный состав усвоил приемы и способы преодоления всех снарядов, работает на этапах уверенно и хладнокровно, руководитель занятий может перейти к преодолению полосы с воздействием огня и дыма.
Вначале занятий полоса преодолевается каждым индивидуально по команде руководителя.
В дальнейшем группа обучаемых разбивается на две подгруппы: первая выполняет упражнение, а вторая - обеспечивает их (вводит в действие средства имитации, обеспечивает безопасность, ведет наблюдение за обучением), - потом они меняются.
Качество выполнение действий каждым пожарным оценивается, время прохождения полосы фиксируется, действия подвергаются разбору. При групповом обучении через полосу пропускается весь состав отделения.
Предварительное ознакомление с полосой проводится лишь для новичков. В дальнейшем же при каждом упражнении полоса проходится целиком в максимальном темпе на время. Руководитель должен обеспечить максимальные изменения и усложнения условий при повторных упражнениях:
— применяя средства имитации (звуки, ветер, дождь, огонь, яркий свет, дым, газы и запахи) изолированно и в комплексе;
— изменяя положение и концентрацию на отдельных участках полосы переносных препятствий (заборы, мишени, небольшие эстакады, качающиеся мостики, ящики, огневые барьеры и пр.);
— ставя дополнительные учебные задачи: на простое прохождение, на прокладку рукавных линий, на оказание помощи пострадавшему по пути движения, на вынос из огня пострадавшего товарища, на вынос из огня имущества (с прохождением чести или всей полосы);
— выбирая сложные погодные условия и время суток (дождливая и ветреная погода, метель, мороз, темнота);
— давая задание на многократное (двойное, тройное и более) прохождение полосы без отдыха, на прохождение ее в обратном порядке, на прохождение в различных средствах индивидуальной защиты.
При всей полезности психологических полос есть определенные трудности их использования и недостатки. Это большой расход средств имитации, ограниченность и стандартность условий обстановки (всякий учебный прием теряет свое значение для психологической подготовки, если он утрачивает свою психологическую силу и воспринимается обучаемыми как старый, освоенный, не ставящий перед ними каких-то особенных внутренних трудностей). Поэтому необходимо изыскивать другие виды занятий для практического формирования психологической подготовленности.
Занятия в тренировочных городках сходны с занятиями на психологической полоса, если городок располагает теми же или сходными с ней учебно-тренировочными позициями. Традиционно на них размещается учебная башня, теплодымокамера, фрагмент жилого дома и другие устройства. Их подбор, имея нечто общее во всех гарнизонах, может иметь и особенности, определяемые спецификой сооружений и предметов, становящихся в данном регионе частыми объектами пожаров. Наряду со сложными устройствами, на них должны быть и простые для обработки, например, таких психологически насыщенных действий как тушение струями воды электроустановки, находящейся под напряжением, ликвидации горения в горловине цистерны с помощью кошмы или телогрейки, куртки, боевой одежды и пр. Хорошо оборудованный тренировочный городок, дополнительно оборудованный средствами имитации боевой обстановки (как на психологических полосах), легко может быть использован в качестве психологической полосы с извилистым маршрутом.
Интересным и полезным является создание в тренировочных городках площадок для эмоционально-волевых упражнений. Суть самих эмоционально-волевых упражнений заключается в создании такой учебной ситуации, которая бы вызывала у обучавших психическую напряженность, опасение, страх, но в то же время вынуждала бы их, пересиливая себя, выполнить требуемые учебные действия. Целесообразность таких упражнений оправдана осуществлением психологической эмоциональности: человек, неоднократно попадавший в трудные условия и успешно справившийся с ними, имеет большие шансы выйти с честью из очередной экстремальной ситуации, чем тот, который редко или никогда не попадал в них. Достоинство организации таких упражнений в ее относительной дешевизне, возможностях варьирования в широком диапазоне, моделирования ситуаций риска и опасности при надежном обеспечении безопасности. Недостаток - малое сходство ряда учебных ситуаций с реальными, характерными для условий тушения пожаров. Такая оценка свидетельствует о необходимости комплексирования эмоционально-волевых упражнений с другими методами, формами и средствами проведения психологической подготовки.
К числу эмоционально-волевых упражнений, применимых для психологической подготовки пожарных, относятся:
- прыжки на землю (песок, опилки) с высоты 2,3, 4 м;
- прыжки в воду с разной высоты;
- прыжки в длину через глубокие ямы 2; 2,5; 3;3,5 м;
- передвижение по бревну (дополнительно качающемуся), укрепленному на высоте 2-3 м над водой (ямой с опилками);
- лазание по вертикальному канату и лестницам высотой 12-15м;
- прыжки через оконный проем, расположенный на высоте 1м;
- прыжки с шестом или с использованием каната через водную преграду или широкую яму (4-6 м);
- лазание на мачты, шесты и др.;
- лазание по горизонтальному канату длиной 10,15,25 м, протянутому над водой (ямой с опилками, поролоном) на высоте 4-6 м;
- плавание в одежде и др.
Площадка для эмоционально-волевых упражнений представляет собой участок территории тренировочного городка. Территорию последнего можно разделить на огневую площадку для эмоционально-волевых упражнений. На ней оборудуются различнее устройства: бревна, расположенные на высоте 2,3,4 м; разрушенная лестница; трамплины для прыжков; врытый шест; комбинированная трапеция с подвешенными шестами, тросами (вертикальными, горизонтальными, наклонными), веревочными лестницами и др.; яма глубиной 1,5-2 м переменной ширины (2 м с одного края и 6 - с другого); щит с оконным проемом и др.
Устройства представляют собой деревянные или металлические конструкции. Возможно их совмещение с некоторыми устройствами огневой площадки. Например, к учебной башне могут быть пристроены бревна на разной высоте, на вершине укреплены тросы, лестницы для подъема и спуска на руках, на разной высоте укреплены маленькие площадки для прыжков.
Занятия на площадках проводятся в составе отделений и караулов. Последовательно осуществляется смена мест. После усвоения всех упражнений возможно их компенсирование и даже проведение занятий с одновременным прохождением всех устройств по типу занятий на психологической полосе (эмоционально-волевая полоса). Размещение площадок эмоционально-волевых упражнений рядом с тренировочными городками и полосами психологической подготовки позволяет включать в их устройства сложные маршруты, прохождение которых обучаемыми обеспечивает разнообразие психологического воздействия на них и разнообразие условий. В то же время это позволяет усложнять занятия на площадке эмоционально-волевых упражнений путем использования ряда средств имитации, которые имеются на огневой площадке и психологической полосе (яркий свет, громкие звуки, дым и др.). При хорошей освоенности эмоционально-волевых упражнений они могут быть усложнены проведение занятий в ветреную и дождливую погоду, в сумерках и темноте.
Занятия на площадках для эмоционально-волевых упражнений следует проводить не реже одного раза в неделю.
Наиболее приближенные условия к боевым создаются на учебно-тренировочных и испытательных пожарных полигонах. Это довольно дорогостоящие устройства, и имеются они далеко не везде. На них чаще всего устанавливаются технологические колонны, горизонтальные и вертикальные емкости (резервуары), насосные станции и другие инженерные сооружения. Они используются обычно для профессиональной подготовки подразделений, но одновременно на них осуществляется и психологическая подготовка. Методика проведения занятий и учений на полигонах относится к области пожарно-тактической подготовки, а поэтому здесь не рассматриваются.
Схожие задачи решаются и на занятиях по физической подготовке. Имея свои задачи, они вносят вклад и в упражнения по психологической подготовленности личного состава.
Начальствующему составу пожарной охраны необходимо твердо знать методы психологического приближения условий обучения к боевым и меры обеспечения безопасности при проведении занятий, исключения случаев травматизма и повреждений техники.
Безопасность на занятиях по психологической подготовке обеспечивается:
— исключением из занятий упражнений, которые могут привести к нежелательным последствиям, но надежных мер предупреждения, которых нет;
— обеспечением непрерывного контроля за элементами риска и опасности;
— построение занятий таким образом, чтобы в любой момент, когда степень риска и опасности превысит предусмотренную при планировании занятия, можно было немедленно прекратить выполнение упражнения обучаемым;
— выделение специальных лиц, ответственных за осуществление контроля на каждом этапе выполняемого упражнения и введение в действие мер безопасности, обеспечением занятия специальными средствами безопасности, находящимися в готовности к применению (огнетушители, вода, стволы, кошмы, медицинские аптечки, страховочные веревки в т.п.);
— личной проверкой руководителем занятий готовности места и его проведения с точки зрения правил охраны труда;
— допуском к руководству занятиями по психологической подготовке только командиров, методически хорошо подготовленных и уверенно применяющих правила охраны труда.