Класификация средст и методов психологической подготовки

Дайте определения понятиям

Физическая подготовка — это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.

техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины.

Спортивная форма – состояние наилучшей готовности спортсмена к достижениям.

Спорт – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические отношения, нормы и достижения, которые возникают в процессе этой деятельности, взятые в целом.

Спортивная подготовка – целенаправленное использование всей совокупности факторов (физической тренировки, условий жизни), которые обеспечивают готовность спортсмена к достижению.

Спортивная тренировка – подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов физического упражнения.

Требования предъявляемые к спортивной технике

1. Результативность техникиобусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

2. Эффективность техникиопределяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.

3. Стабильность техникисвязана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий и функционального состояния спортсмена.

Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др.

4. Вариативность техникиопределяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.

5. Экономичность техникихарактеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является спо­собность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

6. Минимальная тактическая информативность техники для соперниковявляется важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно.

Задачи ОФП И СФП

Задачи ОФП:

1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.

2. Развитие всех основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

3. Устранение недостатков в физическом развитии.

Средствами ОФПявляются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие гибкости и ловкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. Но у бегунов на длинные дистанции, наоборот, упражнения на развитие общей выносливости играют особую роль.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП:

1. Развитие физ. способностей, необходимых для данного вида спорта.

2. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижение в избранном виде спорта.

3. Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.

4. Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спорт. дисциплины.

Средствами СФП являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных способностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др.

Танктика виды и формы

Тактическая подготовка— педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.

формами (индивидуальной, групповой или командной).

Различают два вида тактической подготовки: общую и специ­альную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специаль­ная тактическая подготовка — на овладение знаниями и такти­ческими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

5. Задачи технической подготовки:

· увеличение объема и разнообразия двигательных умений и навыков;

· достижение высокой стабильности и рациональной вариативности специализированных движений – приемов, составляющих основу техники вида спорта;

· последовательное превращение освоенных приемов в целесообразные и эффективные соревновательные действия;

· усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики и кинематики с учетом индивидуальных особенностей спортсменов;

· повышение надежности и результативности технических действий спортсмена в экстремальных соревновательных условиях;

· совершенствование технического мастерства спортсменов, исходя из требований спортивной практики и достижений научно-технического прогресса.

Класификация средст и методов психологической подготовки

решению задач психической подготовки.

Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает сле­дующая классификация.

I По цели применения:

1) мобилизующие;

2) коррегирующие (поправляющие);

3) релаксирующие (расслабляющие).

II По содержаниюна следующие группы:

1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);

3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

III По сфере воздействия:

1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;

3) средства воздействия на волевую сферу;

4) средства воздействия на эмоциональную сферу;

5) средства воздействия на нравственную сферу.

IV По адресату:

1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;

2) средства управления непосредственно спортсменом или командой

V По характеру примененияих подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса — тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.). Значительный раздел средств психической подготовки состав­ляют приемы произвольной саморегуляции. По способу примене­ния такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (са­моприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использо­вание механизмов представления и воображения (например, с по­мощью средств идеомоторной тренировки).

Наши рекомендации