II. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях
Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности
Проблемой определения понятия «игры» занимались следующие ученые:
Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.
Все они давали разные определения данному понятию.
Д.Б. Эльконин:
Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Предмет исследования:
· Природа и сущность ролевой игры
· Психическая структура развернутой формы игровой деятельности
· Возникновение игры
· Развитие игры в фило- и онтогенезе
· Значение игры в жизни ребенка
Содержание игры:
ü отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами
ü это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни
Единица развитой формы игры:
Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.
Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры
Каково происхождение игры?
Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества
Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:
ü звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)
ü двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)
ü оружие (лук, стрелы и т.д.)
ü образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)
ü веревочка, из которой делают разнообразные фигуры
Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.
НО:нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.
Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина
Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?
Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.
Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.
У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!
С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.
Глава 3: Теории игры
I. Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк
Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:
1) Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.
2) У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.
3) В жизни каждого существа есть детство.
4) Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.
5) Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.
мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.
Ф. Бойтендайк:
· Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)
двигательные игры животных (Гроос) – не игры.
· В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения
· Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими
Критика теории К. Грооса
Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.
Развитие в фило- и онтогенезе:
ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра
II. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях
Дж. Селли: особенности ролевой игры
Преобразование ребенком Глубокая поглощенность
себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем
В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.
З.Фрейд:
· В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:
ü Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению»
ü Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению
· Общество и человек являются антагонистами
Игра, по З. Фрейду может использоваться:
o Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)
o Как терапевтическое средство
К.Левин и С. Слиозберг:
Жизненное пространство личности
Слои различной ирреальные слои
степени реальности (мир фантазий и снов)
переход осуществляется
через замещение
Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.
ИТОГ:
· Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет
· Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно
· Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец