II. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях

Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности

Проблемой определения понятия «игры» занимались следующие ученые:

Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.

Все они давали разные определения данному понятию.

Д.Б. Эльконин:

Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Предмет исследования:

· Природа и сущность ролевой игры

· Психическая структура развернутой формы игровой деятельности

· Возникновение игры

· Развитие игры в фило- и онтогенезе

· Значение игры в жизни ребенка

Содержание игры:

ü отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами

ü это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни

Единица развитой формы игры:

Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.

Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры

Каково происхождение игры?

Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества

Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:

ü звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)

ü двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)

ü оружие (лук, стрелы и т.д.)

ü образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)

ü веревочка, из которой делают разнообразные фигуры

Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.

НО:нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.

Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина

Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?

Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.

Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.

У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!

С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.

Глава 3: Теории игры

I. Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк

Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:

1) Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.

2) У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.

3) В жизни каждого существа есть детство.

4) Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.

5) Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.

мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.

Ф. Бойтендайк:

· Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)

двигательные игры животных (Гроос) – не игры.

· В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения

· Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими

Критика теории К. Грооса

Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.

Развитие в фило- и онтогенезе:

ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра

II. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях

Дж. Селли: особенности ролевой игры

Преобразование ребенком Глубокая поглощенность

себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем

В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.

З.Фрейд:

· В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:

ü Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению»

ü Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению

· Общество и человек являются антагонистами

Игра, по З. Фрейду может использоваться:

o Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)

o Как терапевтическое средство

К.Левин и С. Слиозберг:

Жизненное пространство личности

Слои различной ирреальные слои

степени реальности (мир фантазий и снов)

переход осуществляется

через замещение

Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.

ИТОГ:

· Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет

· Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно

· Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец

Наши рекомендации