Основные психологические понятия по теме
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. 2011/12
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине для студентов очной формы обучения
Тюмень 2011
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО листа
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессиональное образование «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
Кафедра гуманитарных и социальных наук
.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Задание № 1
«Психологическая наука и психологическая практика»
Выполнил:
Лапаев В.П
ТГВ 09 – 01
№ зач. книжки
Проверил:
Дерябин Ю.И.
Тюмень, 2011
При изучении курса «Психология и педагогика» студент дневного отделения выполняет контрольную работу, которая включает в себя ряд заданий. Контрольная работа предназначена для организации самостоятельной деятельности студентов и контроля усвоения материала по курсу, а так же для подготовки к процедуре Интернет-экзамена в рамках программы «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования»
На первой странице обложки – СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829 – 1905), великий русский естествоиспытатель. Сеченов является основоположником экспериментальных физиологических исследований центральной нервной системы, в частности головного мозга.
Его работа «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) впервые в новейшей истории легла в основу создания рефлекторной теории психической деятельности человека. И.М. Сеченов радикально преобразовал само понятие рефлекса, рассматривая событие запускающее рефлекс не как собственно физический стимул, а как раздражитель, имеющий для организма определенное сигнальное значение, соответствующее возможностям организма и отражающее свойства среды. Рефлекс есть не просто как распространение возбуждения по нервам, а как целостный развивающийся акт организма.
В основе концепции лежало знаменитое открытие Сеченовым явления «центрального торможения», означающего, что раздражение какого-либо центра в организме может привести не только к ответному действию, но и задержать это действие. В то время, как до этого открытия использовалось лишь понятие возбуждения. Открытие принципа торможения впервые в науке позволило объяснить явления произвольного поведения человека.
Психология как объективная наука, по мнению И.М.Сеченова, должна отказаться от рассмотрения человека только в пределах его сознания и обратиться к изучению человека в контексте его объективных отношений с миром. Поэтому предметом психологии должны быть различные виды психической деятельности субъекта (человека и животных), которые необходимо изучать в их развитии и в системе связей друг с другом.
ЗАДАНИЕ № 1
«Психологическая наука и психологическая практика»
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
Абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя дающая заметное ощущение.
Абсолютная чувствительность– способность ощущать едва заметные, слабые раздражения (определяется величиной стимула, при котором начинается ощущение).
Апперцепция - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта.
Бессознательное – совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются.
Верхний абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя при котором ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света). Максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно.
Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
Защита психологическая – защитный механизм представляющий собой особого рода психологическую активность, реализуемую в форме специфических приёмов переработки информации которые помогают предотвратить потерю самоуважения, сохранить самооценку личности и избежать разрушения единства «Я-образа»
Интроспекция – самонаблюдение, исследование собственных мыслей, чувств и ощущений.
Нервная система - совокупность нервных образований, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.
Нижний порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, впервые вызывающая едва заметные ощущения
Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Порог ощущений – психологическая зависимость между интенсивностью ощущений и силой вызывающего раздражителя.
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Рефлексия – самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний. Механизм взаимопонимания, осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
Сензитивность – наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения ощущения или психической реакции у человека.
Сознание – форма освоения реальности, формирование внутренней модели внешнего и внутреннего мира при помощи абстрактных образов, понятий, символов.
Самосознание - способность человека выделять самого себя как некоторую самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность, как определенный образ и символ «собственного Я», позволяющую оценивать свои достижения и психические характеристики не только с точки зрения настоящего, но и будущего времени