Основными операциями эмпирического мышления являются
А) суждения и умозаключения
б) анализ и синтез
в) индукция и дедукция
г) сравнение и классификация
2. По функциям различают виды мышления
а) репродуктивное, продуктивное
б) вербальное, наглядное
в) дискурсивное, интуитивное
г) творческое, критическое
3. По средствам мышления различают виды мышления
а) репродуктивное, продуктивное
б) вербальное, наглядное
в) интуитивное, рациональное
г) дискурсивное, интуитивное
4. Коэффициент интеллектуальности есть
а) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида
б) характеристика, показывающая степень отдаленности (близости) мышления от патологических его проявлений
в) качественный показатель знаний, умений и умственных действий
г) относительно устойчивая структура способностей по переработке разнокачественной информации
5.Выведение из одного или нескольких суждений нового суждения, представляет собой
а) рефлексию
б) новое суждение
в) понятие
г) умозаключение
6. Наглядно-образное мышление - вид мышления
а) характеризующийся опорой на представления и образы
б) опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними
в) осуществляемый с помощью логических операций с понятиями
г) основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных
7. Проблеме как особому виду интеллектуальных задач присущи следующие характеристики: 1) причина; 2) цель; 3) условия, в которых задается данная цель; 4) потребность в достижении цели; 5) отсутствие внешних условий, детерминирующих интеллектуальный процесс; 6) недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий
а) 2, 3,4,5
б) 1,2,3,4
в) 2, 3,4, 6
г) 3,4,5,6
8. К основным видам мышления относятся
а) анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и категоризация;
б) наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое;
в) понятия, суждения, умозаключения;
г) индукция и дедукция.
9. Критичность мышления представляет собой
а) вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего;
б) мгновенное нахождение неизвестного (искомого);
в) оторванность от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
г) качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности.
10. Сформулировать понимание творческого мышления одним из первых пытался
а) Дж. Гилфорд;
б) Д. Векслер;
в) И.П. Павлов;
г) Е.П Терренс.
11. Быстрота мышления понимается как
а) скорость протекания мыслительных процессов;
б) минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;
в) число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность;
г) способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений.
12. Теория поэтапного формирования умственных действий разработана
а) А.Н.Леонтьевым;
б) Л.С.Выготским;
в) П.Я.Гальпериным;
г) С.Л.Рубинштейном.
13. Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников, представляет собой
а) наглядно-действенное мышление
б) продуктивное мышление;
в) наглядно-образное мышление;
г) репродуктивное мышление.
14. Ассоциативная теория мышления сводит содержание мысли к
а) поведению во внутреннем плане», отличающемуся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью;
б) процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность;
в) простому сочетанию образов памяти;
движению мыслей в замкнутых структурах сознания.
15. В развитии операционального интеллекта Ж.Пиаже выделяет стадии: 1) сенсорного интеллекта; 2) операционального мышления; 3) конкретных операций с предметами; 4) формальных операций; 5) перспективной психики; 6) сенсорной элементарной психики; 7) сенсомоторного интеллекта
а) 7,2, 3,4;
б) 1.2,3;
в) 2, 3,4 5,7;
г) 1,2,3,4,6,.7
16. По степени новизны и оригинальности различают виды мышления
а) интуитивное, рациональное;
б) теоретическое, практическое;
в) репродуктивное, продуктивное;
г) дискурсивное, интуитивное.
17. Самостоятельность мышления
а) умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами;
б) способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений;
в) умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаний и практики;
г) умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия.
18. Особый вид нарушения мышления при поражении речевых зон левого полушария, связанного с дефектами кодирования речевых сигналов, называется
д) апраксия;
е) алалия;
ж) афазия;
з) агнозия.
Задачи:
Задача 1
Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление человека.
а) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира;
б) отражение прошлого опыта, в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений;
в) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей;
г) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений;
д) отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств;
е) отражение действительности опосредствованным путем при обязательном участии речи.
Задача 2
Выделите и назовите основные этапы становления умственного действия.
Усвоение начальных геометрических понятий может быть организовано следующим образом. Учащихся предварительно знакомят с учебным материалом. Им разъясняют, что такое признаки понятия, почему важно проверять наличие всех признаков и т. д. Затем в качестве объектов действия учащимся дают реальные предлагают назвать про себя тот или иной признак или проверить его наличие. Действия вслух не проговариваются, а выполняются в уме. Здесь выполняется не более шести заданий, предметы и модели. Признаки понятия выписываются на карточку. Кроме того, даются или их модели (модель прямой, модель угла и т. д.), которые учащиеся могут накладывать на определенные объекты, или инструменты, с помощью которых практически устанавливается наличие в предмете признаков понятия. Действия по определению признаков понятия предлагаются в форме схематической записи на карточке. В этих условиях учащиеся проверяют наличие необходимой системой признаков.
После пяти-восьми заданий признаки понятия и действия по определению их наличия запоминаются. Карточки убирают. Теперь каждую выполняемую операцию учащиеся проговаривают вслух или фиксируют письменно (при обучении в условиях класса). Если ученик встречает затруднения, он снова работает с карточками. После пяти-шести заданий, ученику. На всех описанных этапах учитель контролирует правильность выполнения операций. На последнем этапе действие контролируется самим учеником, учитель контролирует только ответ, результат действия. Само действие по пользованию понятием становится сокращенным и автоматизированным. (По Н. Ф. Талызиной.)
Задача 3
1. Какое общее условие успешного решения задачи нарушается?
2. В чем состоит общая психологическая причина трудности в решении задачи?
Обычно с большим трудом решается следующая простая задача из серии головоломок: провести через четыре точки три прямые лини, возвратившись в ту точку, откуда начали движение. Наиболее частые ответы изображены на рисунке.
Тема 12. Воображение
Тесты:
Тест:
1. Воссоздающее воображение связано с созданием
а) Фантазий;
б) образа предмета по его описанию;
в) представлений на основе интеллектуальных возможностей организма;
г) новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом.
2. Создание образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются, есть
а) творческое мышление;
б) пассивное воображение;
в) воссоздающее мышление;
г) форма воображения.
3. Мечта представляет собой
а) создание новых образов без каких-либо внешних побудителей;
б) проявление высокого уровня интеллектуального развития;
в) создание новых образов с помощью волевых усилий;
г) форму воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
4. Инсайт понимается как
а) оторванность от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
б) мгновенное нахождение неизвестного (искомого);
в) вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего;
г) существенный признак зрелого ума.
5. Творческое воображение связано с созданием
а) образа предмета по его описанию;
б) фантазий;
в) новых образов на основе самостоятельности;
г) представлений на основе интеллектуальных возможностей организма.
6. Мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием выраженных этапов и минимально осознанно, является
а) абстрактно-логическим мышлением;
б) интуитивным мышлением;
в) наглядно-действенным мышлением;
г) наглядно-образным мышлением.
Задачи
Задача 1.
1. Какие положения характеризуют идеалистическое, а какие — материалистическое понимание воображения?
2. Какие положения характеризуют не только воображение, но и другие психические процессы?
а) Деятельность мозга, которая не может быть проверена на практике;
б) сложная психическая деятельность, источником которой не является объективная реальность;
в) создание или воспроизведение образа, не воспринимавшегося в прошлом;
г) специфическая человеческая деятельность, возникающая в процессе труда;
д) отражение объективной реальности, действующей на наши органы чувств.
Задача 2.
Развитию какого вида воображения способствует следующий методический прием?
Любимым занятием учащихся на уроке географии были путешествия по карте. Учитель оказывал какую-нибудь точку на карте, а учащиеся должны были описать флору, фауну, рельеф, вид городов, жилищ, людей данной местности.
Задача 3.
Охарактеризуйте и проанализируйте те методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения.
На уроках литературы в шестых классах широко применяются следующие виды работы: пересказ прочитанного, творческий пересказ, постановка вопросов к прочитанному тексту; письменные задания: подбор из текста подписи к картинке описание действующего лица литературного произведения, написание небольшого сочинения об особенно понравившихся героях и т. д.
Задача 4.
1. Определите, какой из методических приемов наиболее способствует развитию конструктивного воображения у детей.
2. Дайте обоснование своего выбора.
В одном из исследований, проведенном с однояйцовыми близнецами, детей различными методами обучали конструктивной деятельности. Одних детей обучали методом, основанным на подражании. Дети должны были конструировать постройки по предложенному образцу, состоящему из кубиков определенной формы. Других детей обучали методом, который заключается в том, что в качестве образца предлагался только общий контур постройки, а подобрать строительный материал и сконструировав постройку заданной формы дети должны были самостоятельно. (По А. Н. Миреновой и В. Н. Колбановскому.):
Тема 13. Речь
Тест:
Тест:
1. В структуре психики речь относится к психическим
а) состояниям;
б) процессам;
в) образованиям;
г) свойствам.
2. Синтаксис - это
а) обладающая смысловой завершенностью устная и письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов;
б) совокупность правил, определяющих взаимоотношения между словами и их комбинации при составлении фраз;
в) детальный разбор строения слова, раскрывающий всю сложность его функций;
г) образование нового значения слова.
3. Понятие представляет собой
а) то содержание, которое вкладывают в данное слово все употребляющие его люди;
б) то содержание, которое вкладывает в данное слово конкретный человек;
в) опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений;
г) воспринятое человеком значение какого-либо явления, предмета, знака.
4. Правильность речи - это
а) богатство языковых средств, их разнообразие;
б) ее соответствие литературной норме;
в) ее доступность, ориентированность на ее восприятие адресатом;
г) представленность в ней наилучших языковых средств, обусловленных целью высказывания, для передачи информации.
5. Вторая сигнальная система - это
а) нервные проводящие пути от рецепторов к головному ч спичному мозгу;
б) нервные проводящие пути от головного и спинного мозга к проприорецепторам в мышцах;
в) непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы;
г) система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.
6. Из перечисленного; 1) последовательность, доказательность и связность мысли; 2) эмоциональный контакт говорящих; 3) грамматически правильнее оформление; 4) выразительность голосовых средств для монологической речи характерны
а) 1,3,4;
б) 1,2,3;
в) 1,2,4;
г) 2, 3,4.
7. Из перечисленного: 1) последовательность, доказательность и связность мысли; 2) эмоциональный контакт говорящих; 3) выразительность голосовых средств — для диалогической речи характерны
а) 2;
б) 3;
в) 2,3;
г) 1.
8. Психолингвистика — это наука