Младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет)
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. Социальная ситуация развития дифференцируется на «ребенок - дети» и «ребенок - учитель» - «ребенок - родители». Отношения «ребенок - учитель» влияет на другие отношения: с родителями и сверстниками. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью, происходит смена референтной группы, смена распорядка дня, укрепляется новая внутренняя позиция. Особенностью детей младшего школьного возраста, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, мл.школьник в основном повторяет то, что о нем говорит взрослый.
Доверительность и открытость к внешним воздействиям: слушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.
Младший школьный возраст - вершина детства - внешний вид очень привлекательный:
- характеризуется развитием мышечной силы, но мышцы быстро утомляются, нужны паузы, физкультминутки;
- возбуждение преобладает над торможением, но процесс торможения усиливается (могут сдерживать эмоции);
- костная система имеет много хрящевой ткани, поэтому опасны перегрузки, следить за осанкой;
- увеличивается объем мозга.
Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей.
Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка. Основы УД закладываются именно в первые годы обучения.
Учебная деятельность имеет определенную структуру (по Д.Б.Эльконину):
- мотивация учения - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.
- учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;
- учебные действия (операции), те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие):
- действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; контроль со стороны учителя, самоконроль.
- действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.
Развитие психических функций в младшем школьном возрасте
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. По Пиаже (периодизация интеллектуального развития: сенсомоторный интеллект 0-2, стадия конкретных операций 2-7, формальные операции 11-15) – это второй период развития интеллекта – репрезентативный интеллект, и вторая стадия - конкретные операции (7-11 лет). Этот этап связан со способностью к рассуждению, доказательству, соотнесению разных точек зрения. Логические операции тем не менее нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане (поэтому они названы конкретными). Складывающаяся у ребенка примерно к 11 годам система операций подготавливает почву для формирования научных понятий.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинствадетей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
В процессе обучения у МШ формируются научные понятия. Их формирование является важным условием для развития теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. Существуют различные типы развивающего обучения – это системы, разработанные Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым).
Восприятие.
В начале младшего школьного возраста восприятие - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы «в» и «д»). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства - в основном, цвет, форма и величина.
Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это прослеживается при описании детьми картины.
Стадии:
- 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине;
- 6-9 лет - описание картины;
- после 9 лет - интерпретация (логическое объяснение изображенных на ней явлений и событий).
Как известно, в 7-8 лет исчезают феномены Пиаже (психологические явления, связанные с развитием интеллекта ребенка, проявляющиеся в ошибочных суждениях детей этого возраста, связаны с непониманием законов сохранения кол-ва в-ва и числа предметов при изменении их формы или взаимного расположения относительно друг друга) И если раньше, в дошкольном возрасте, главным аргументом в отстаивании своего мнения у ребенка было: «Я это видел», - то теперь интеллектуальные операции позволяют ему судить о вещах без такой жесткой зависимости от наглядной ситуации.
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.). В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений и воспроизводится.
Внимание.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. МШ способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточено заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки 40-45 минут, а старшеклассники до 50 мин). В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти св-ва развиваются у них в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.