Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми»
Подготовка исследования
Необходимо сконструировать «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками и «панель управления».
Проведение исследования
Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают в отдельную комнату поиграть в «телевизор». На «панели» расположено 5 кнопок, обозначающих различные варианты взаимодействия со взрослым. Ребенок может сам «включать» наиболее интересную для него «программу». Ему предлагаются следующие варианты:
1) посмотреть на заводную игрушку (которая появится на «экране»);
2) посмотреть на взрослого (который улыбнется и, протянув руку из «экрана», погладит ребенка);
3) поиграть вместе со взрослым в игрушку (которую взрослый выкатит-из-за «экрана»);
4) прослушать сказку, которую расскажет появляющийся на «экране» взрослый;
5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.
Выводы
В соответствии с выказанным ребенком предпочтением экспериментатор делает выводы о ведущих мотивах взаимодействия со взрослыми, а именно: получение новых впечатлений, ласка взрослого, совместная игра, слушание сказки, беседы на личные темы.
Методика «Изучение мотивов деятельности»
Подготовка исследования
Приготовить необходимые материалы для изготовления флажков и салфеток. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе выполнения заданий.
Проведение исследования
Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета из полотна: флажок и салфетку. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание предлагается выполнить при разном целевом содержании мотива:
■ сделать подарок маме,
■ сделать подарок малышам,
■ подготовиться к предстоящей игре со сверстниками,
■ приготовить заготовки для игры в «мастерскую».
Таким образом, каждому ребенку предлагается сделать 4 флажка и 4 салфетки.
Фиксируется, при каких мотивах ребенок взялся за выполнение задания, а при каких — нет, с каким желанием он выполнял задание при том или ином мотиве. Из этого делается вывод о том, какой из мотивов (мотиваторов) более значим для ребенка.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ1
Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка»
Проведение исследования
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте
1 Методики взяты из кн.: Урунтаева Г. А.,Афоньшна Ю. Л. Практикум по детской психологии. — М., 1995; и Ильина М. И. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты.—СПб., 1998.
чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.
Текстовый материал
Сказка
ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
— Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.
— Нет, одолею!
— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
— Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
— Давай, — согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:
Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.
Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
Выводы
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.
Методика «Определение
у старших дошкольников сформированное™
"внутренней позиции школьника"»
Инструкция
Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь еще на год остаться детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравятся ? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Почему ты хочешь идти в школу?
7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? 10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?