Профессионально-психологический профиль специалиста
Структурные составляющие | Баллы | Уровень выраженности |
1. Социально-психологическая направленность 1.1. Основные потребности: • материальные • в безопасности • социальные (межличностные) • в признании • в самовыражении 1.2. Мотивация к успеху 1.3. Готовность к саморазвитию 2. Компетентность 2.1. Социально-управленческая компетентность 2.2. Социально-коммуникативная компетентность: • социально-коммуникативная адаптивность • стремление к согласию • нетерпимость к неопределенности • оптимизм • фрустрационная толерантность 3. Профессионально важные качества 3.1. Логическое мышление 3.2. Субъективный контроль: • интернальность • экстернальность 3.3. Эмпатия: • сопереживание • действенная эмпатия 3.4. Волевой самоконтроль: • настойчивость • самообладание 4.Профессионально значимые психофизиологические свойства 4.1. Типологические особенности: • интроверсия • амбоверсия • экстраверсия 4.2. Низкий уровень невротизации 5. Профессионально нежелательные качества 5.1. Ригидность 5.2. Агрессивность 5.3. Социальная фрустрированность |
Личностно ориентированная психодиагностика может быть важным инструментом сопровождения профессионального становления личности. Под психологическим сопровождением понимают целостный непрерывный процесс изучения, развития и коррекции субъектов труда и жизни. Оно осуществляется в рамках личностно ориентированных технологий для наиболее полной реализации профессионально-психологического потенциала специалиста, поддержания наивысшей продуктивности и проектирования альтернативных сценариев профессионального роста и карьеры.
Психологическое сопровождение профессиональной жизни в организационном плане отражает технологии использования результатов психодиагностики в целях формирования, развития и коррекции социально и профессионально важных характеристик специалиста.
Профессиональная психодиагностика рассматривается как разновидность личностно ориентированной технологии психологического сопровождения профессионального роста и карьеры специалиста.
Основными направлениями этого сопровождения являются:
• моделирование профессиональной деятельности и личности специалиста;
• структурирование профессионально важных параметров деятельности и личности в профессионально-психологическом профиле специалиста;
• повышение социально-психологической и профессиональной компетентности специалистов;
• проведение личностно ориентированной психодиагностики;
• проведение семинаров-тренингов по развитию социально и профессионально важных качеств и коррекции профессионально-психологического профиля личности.
Таким образом, психодиагностика в сочетании с семинарами и психологическими тренингами является действенной личностно ориентированной технологией развития и саморазвития личности, реализации и самоосуществления ее профессионально-психологического потенциала.
Личностно ориентированные тренинги профессионального развития
Личностно ориентированный тренинг — это система воздействий, упражнений, направленных на формирование, развитие и коррекцию профессионально важных характеристик специалиста. Особенностью этих тренингов является «формообразование» личности, адекватное содержанию, требованиям профессиональной деятельности. Личностно ориентированные тренинги предоставляют возможность организации режима саморазвития и самокоррекции, самосовершенствования личности как непрерывного пролонгированного процесса.
Такое понимание термина «тренинг» связано с расширением диапазона целей, реализуемых при проведении занятий. Системы упражнений, применяемых в тренинге, направлены:
• на развитие познавательных процессов, свойств памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, а также приемов по управлению ими как одной из составляющих самореализации;
• снятие эмоциональной напряженности, вызванной повышенной нагрузкой на нервную систему;
• пробуждением интереса и мотивации к самопознанию, основой которого является взаимодействие с другими людьми, и через это взаимодействие обращение к рефлексивному отражению своего «Я»;
• развитие коммуникативных способностей, способностей анализировать поведение других людей, профессиональные ситуации общения и себя в них, адекватно воспринимать себя и окружающих.
Личностно ориентированный тренинг представляет собой соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии и предполагает применение различных подходов: психодраматического, гештальттерапии, трансактного анализа, социального психоанализа, биографического метода и др.
В качестве методологических концепций, лежащих в основе проведения профессиональных тренингов, можно выделить следующие:
• направление гуманистической психологии, основоположниками которого являются К. Роджерс и А. Маслоу; оно основано на постулате свободы и' бесконечных возможностей реализации потенциала каждой личности;
• теорию социального научения, основанную А. Бандурой, в которой рассматривается важность применения формируемых в процессе упражнений стереотипов социального поведения, имитации и присвоения новых моделей поведения в случае положительного подкрепления;
• нейролингвистическое программирование, представляющее собой эффективную систему техник, обеспечивающую воздействие на поведение в сфере межличностного общения, установление контакта на основе адекватного восприятия вербальной и невербальной информации о партнерах.
Основные функции тренингов:
• профилактика социально и профессионально нежелательных качеств, профессиональной стагнации и деструктивных изменений личности;
• повышение социально-профессиональной и психологической компетентности;
• развитие социально и профессионально важных умений, качеств, способностей;
• коррекция профессионально-психологического профиля личности;
• актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста.
Задачи личностно ориентированных тренингов:
1) развитие мотивационно-потребностной сферы (тренинги профессионального роста, мотивации достижений, профессионального самоопределения);
2) повышение социально-профессионального статуса (тренинги формирования имиджа, статуса, развития позитивной «5»-концепции);
3) формирование отдельных видов профессиональной деятельности (тренинги общения, интеллектуальных умений, креативности и др.);
4) регуляция эмоциональной сферы (аутотренинг, перцептивный тренинг, тренинги рефлексии эмоциональных состояний);
5) формирование операционально-технических компонентов профессиональной деятельности (тре нинги педагогической наблюдательности, рефлексии, сенсомоторной коррекции движений и др.);
6) развитие социально и профессионально важных качеств, способностей специалистов (тренинги корпоративности, профессионального сотрудничества, коммуникативности, профессионального творчества);
7) усиление потребности в психогигиене (тренинг процесса профессиональной идентификации, профессионального самосовершенствования).
В проектировании профессиональных тренингов приоритетная роль принадлежит совершенствованию личности специалиста, его профессиональных мотивов и ценностей, профессионального самосознания, экстрафункциональных способностей (ключевых квалификаций) и профессионально важных качеств. Наряду с технологиями развития этих интегральных характеристик специалиста в содержание профессиональных тренингов включаются также широко описанные в психологической литературе приемы изменения психических состояний человека:
• «разогрев», «размораживание» специалиста для снижения ненужной напряженности, преодоления личностного сопротивления изменениям;
• лабилизация — осознание человеком неадекватности своего поведения в определенных профессиональных ситуациях, неудовлетворенность прежними формами поведения, создание положительной мотивации к обучению, готовности к усвоению нового;
• подача приемов, техник нового профессионального поведения;
• «замораживание» — закрепление новых способов деятельности, интеграция их в личность1.
Все многообразие методов, приемов, техник, используемых в тренингах, можно объединить в следующие группы:
• дискуссионные методы (групповые дискуссии, тренинг ведения переговоров, партнерского общения и т. д.);
• игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, трансактный анализ и т. д.);
• релаксационные методы (техники релаксации и медитации);
• интеллектуальные тренинги (тренинги рефлексии, креативности);
• сенситивные тренинги (тренировка межличностной чувствительности, уверенности в себе и др.);
• психогимнастические упражнения. Качественное отличие этих психотехнологий от традиционных методов обучения (лекции, семинары, чтение литературы и т. п.) заключается в следующих принципах работы участников тренинга:
1) активности. Члены группы постоянно вовлекаются в различные действия (принимают участие в ролевых играх, групповых дискуссиях, наблюдают по специально разработанным схемам поведение участников ролевой игры или групповой дискуссии, выполняют тематические упражнения, психогимнастику и т. п.);
2) творческой позиции участников. В процессе занятий в группе постоянно создаются ситуации, в которых участникам приходится самим решать проблемы, открывать уже известные психологии закономерности взаимодействия, общения людей;
3) объективизации поведения. Основным средством объективизации поведения является обратная связь, т. е. сведения, которые человек получает от других участников группы относительно своего поведения;
4) оптимизации познавательных процессов в условиях общения. В условиях общения эффективность и динамика познавательных процессов отличаются от тех, которые характеризуют эти процессы в условиях изолированной деятельности;
5) партнерского общения. Партнерское общение характеризуется равенством психологических позиций участников, признанием ценности личности другого человека, принятием во внимание интересов собеседника и стремлением к сопереживанию1.
Проведение личностно ориентированных профессиональных тренингов предполагает хорошее знание профессии, социально-профессиональных и психологических характеристик личности специалиста.
Выбор типа тренинга зависит от цели работы с персоналом, профессиографической характеристики деятельности и личности специалистов, от их базового образования, ступени профессионализма. Исходные положения для проведения тренингов заключены в концепции профессионального становления личности, которая позволяет определить основную стратегическую линию работы с персоналом и разработать целостную программу развития профессионально-психологического потенциала специалистов.
Сценарии тренинговых занятий имеют единую модель. В начале занятия дается предварительная инструкция, повторяющаяся дважды: подробно и в свернутом виде в форме короткого резюме. В инструкции оговариваются задание, условия его выполнения, время, отводимое на его выполнение. Ведущие тренинга управляют всем процессом его проведения, подводят итоги, вместе с группой определяют лучших — победителей. При оценивании результатов учитываются временные, количественные и качественные показатели: кто быстрее, кто лучше, интереснее, увлекательнее, остроумнее, нестандартнее. Участники группы при разрешении ролевых ситуаций могут демонстрировать различное поведение. Анализируя ролевое поведение в тренинговой группе, К. Рудестам выделяет роли, связанные с разрешением групповой задачи, и роли, связанные с групповой поддержкой1. Первые больше ориентированы на деятельность, вторые — на поддержание положительной эмоциональной атмосферы (табл. 22).
Таблица 22