Раздел III. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга

Тема 17. Эмоционально-личностная сфера и сознание как проблемы нейро­психологии

Эмоционально-личностная сфера, ее сходство со всеми психическими явлениями; ее отличия. Формирование эмоционально-личностной сферы в онтогенезе (по Л.С.Выготскому). Экспериментальные исследования «эмоциональных конфликтов» (по А.Р.Лурия). Изучение патологии эмо­ционально-личностной сферы как компонента нейропсихологических син­дромов. Передне—задние и конвекситально—медиобазальные различия эмо­ционально-личностных нарушений (по А.Р.Лурия). А.Р.Лурия о роли ле­вого и правого полушарий в реализации эмоций. Отношение А.Р.Лурия к проблеме личности в нейропсихологии.

Проблема сознания в трудах Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, ее зна­чение для построения новой психологии (культурно-исторический ге-нез, системное и смысловое строение, роль речи и др.). Значение и смысл слов как «клеточек сознания», их развитие в онтогенезе.

Анализ нарушений сознания в контексте нейропсихологических синд­ромов; два аспекта анализа. Формы нарушений сознания при локальных поражениях мозга (по А.Р.Лурия). Возможные мозговые механизмы.

Тема 18. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражени­ях мозга

Эмоции, их отличие от когнитивных процессов (связь с потребно­стями, со сферой бессознательного и др.). Эмоции как форма стражения. Биологизаторские и социологизаторские концепции эмоций. АНЛе-онтьев о роли эмоций в структуре деятельности. Элементарные и выс­шие эмоции. Базальные эмоции. Уровни эмоционально-личностной сфе­ры по В.Н.Мясищеву. Нейропсихологический подход к изучению эмо­ций (системное строение, иерархическая организация и др.). Основные параметры эмоций: качественная специфичность («модальность»), знак, интенсивность, длительность, уровень организации, возможность про­извольного управления и др. Две эмоциональные системы мозга (поло­жительного и отрицательного реагирования). Экспериментальные дан­ные о стимуляции и разрушении различных «эмоциональных центров» у животных и человека. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга (по Т.А.Доброхотовой). Эмоциональ­но-личностные нарушения, возникающие при унилатеральных элект­рошоковых воздействиях (работы В.Л.Деглина, Л.Я.Балонова). Экспе-риментально-нейропсихологическое исследование эмоций (работы Е.Д.Хомской, Н.Я.Батовой, А.Ж.Моносовой и др.). «Эмоциональные» синдромы. Правое полушарие и эмоционально-личностная сфера. На­рушения положительных и отрицательных эмоций при поражении ле­вого и правого полушарий мозга. Нарушения эмоционально-личност­ной сферы при поражении лобных долей мозга и других мозговых структур. Методы исследования нарушений эмоционально-личностной сферы.

Тема 19. Нейропсихологический анализ нарушений сознания Сознание как проблема нейропсихологии (изучение мозговой орга­низации сознания). Проблема сознания в общей психологии (С.Л.Ру­бинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). Современная нейропсихо­логия о сознании как высшей форме отражения человеком внешнего (объективного ) и внутреннего (субъективного) мира в виде символов (слов, знаков) и образов, как интегративном «образе мира» и «образе своего Я», как продукте деятельности мозга. Социально-культурные и биологические факторы детерминации сознания человека. Феномено­логия нарушений сознания, описанная в психиатрии. Психиатрические концепции о связи сознания с мозгом. Современная нейрофизиология о мозговых основах сознания (теории В.Пенфилда и Х.Джаспера, кон­цепции В.Маунткастла и Е.Н.Соколова и др.). Клиника локальных поражений мозга о нарушениях сознания (А.С.Шмарьян, А.Р.Лурия, Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина, Б.И.Белый). Основные структуры мозга, поражение которых приводит к нарушению сознания. Нарушения со­знания при поражении лобных долей мозга, неспецифических струк­тур, латеральные различия нарушений сознания. Критерии оценки на­рушений сознания: количественные—качественные, стабильные—вре­менные, общие—парциальные, фоновые—процессуальные. Динамика восстановления сознания у больных с тяжелой черепно-мозговой трав­мой. Нейропсихологическая модель мозговой организации сознания, основанная на принципах изучения проблемы «мозг и психика», пред­ложенных А.Р.Лурия (системная, факторная, иерархическая организа­ция психических явлений, их опосредованность и др.). Изучение диф­ференцированного вклада различных структур в мозговую организа­цию сознания с помощью когнитивных тестов. Особенности межполу-шарной организации мозга и сознание.

Раздел IV. Нейропсихологические синдромы при локальных пораже­ниях мозга

Тема 20. Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Про­блема факторов в нейропсихологии

Нейропсихологический синдром: определение. Два понимания тер­мина «синдром». Синдромный анализ нарушений высших психических функций как принципиально новый способ изучения проблемы «мозг и психика». Формы нарушений высших психических функций (рас­стройство, ослабление, снижение уровня выполнения и др.). Каче­ственная характеристика симптома. Первичные и вторичные наруше­ния. Нарушенные и сохранные функции. Общемозговые и локальные симптомы. Топический диагноз. Зависимость нейропсихологического синдрома от локализации, характера патологического процесса (опу­холь, травма, сосудистое поражение и др.), преморбида (возраст, прав-шество—левшество и др.).

Фактор как структурно-функциональная единица работы мозга, по­ражение которой ведет к возникновению нейропсихологического син­дрома. Типы факторов: модально-специфические, модально-неспеци­фические; факторы, связанные с работой ассоциативных полей коры больших полушарий; полушарные факторы; факторы межполушарного взаимодействия и др. Методы нейропсихологической диагностики, раз­работанные А.Р.Лурия. Принципы выделения синдромов. Топический принцип. Качественный и количественный анализ нейропсихологичес-ких синдромов как основная задача клинической нейропсихологии.

Тема 21. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов боль­ших полушарий

Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры боль­ших полушарий: вторичных затылочных, затылочно-теменных, третич­ных височно-теменно-затылочных (зоны ТРО); вторичных отделов коры теменной области (нижне-теменных и верхне-теменных); конвекситаль-ных и медиобазальных отделов коры височной области мозга. Нейропси­хологические синдромы поражения передних отделов коры больших по­лушарий: премоторных (верхних и нижних отделов премоторной облас­ти); коры префронтальной области мозга (конвекситальных и медиоба­зальных отделов). Факторы, лежащие в основе различных нейропсихоло-гических синдромов. Полушарная специфика нейропсихологических синдромов, связанная с левополушарной и правополушарной стратегией переработки информации и управления функциями.

Тема 22. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых струк­тур мозга

Роль подкорковых структур в мозговой организации высших психических функций. «Стереотаксическая неврология» (В.М.Смирнов) и клиническая нейропсихология как два основных направления изуче­ния проблемы.

Нейропсихологические синдромы поражения срединных неспецифи­ческих структур мозга (уровня нижних отделов ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиобазальных отделов лобных и височных до­лей мозга). Синдромы поражения срединных комиссур мозга, описанные Р.Сперри, М.Газзанигой, Дж.Богеном (синдром «расщепленного» мозга, синдромы парциального нарушения взаимодействия левого и правого полушарий мозга); синдромы поражения различных глубинных подкорко­вых структур левого и правого полушарий. Специфика «подкорковых» синдромов, их отличие от «корковых» (работы Н.К.Корсаковой, Л.И.Мос-ковичюте, С.Б.Буклиной и др.). Современные технические методы топи­ческой диагностики и их роль в изучении «подкорковых» нейропсихоло-гических синдромов (компьютерная томография, метод эхографии и др.).

Заключение

Отечественная нейропсихология, созданная трудами А.Р.Лурия и его учеников, ее отличие от западной нейропсихологии (теоретические осно­вы, последовательно материалистическая позиция, новый методический подход к решению проблемы «мозг и психика»). Отечественная нейро­психология как самостоятельная область знания, где следует выделять «основы нейропсихологии» (или общую нейропсихологию) и частные виды нейропсихологии (детскую, старческую, нейропсихологию нормы и др.). Основные достижения отечественной нейропсихологии: создание нового теоретического аппарата (теория системной динамической лока­лизации высших психических функций и т.д.), объединяющего принци­пы горизонтальной и вертикальной организации мозга как субстрата пси­хических процессов; введение в нейропсихологию структурно-функцио­нальной модели трех блоков мозга, синдромного факторного анализа, физиологического звена мозговых механизмов психических функций, факторного принципа классификации нарушений психических функций, новой батареи методов нейропсихологической диагностики и восстанов­ления высших психических функций; получение нового фактического материала по различным разделам нейропсихологии; успехи в различных областях практики (медицине, педагогике и др.). Нерешенные проблемы современной отечественной нейропсихологии: необходимость дальнейше­го изучения теоретических основ нейропсихологии (проблемы факторов, структурно-уровневой организации психических функций и др.). Необхо­димость дальнейшего продвижения в различных областях клинической нейропсихологии (изучение симптомов и синдромов поражения правого полушария, глубоких структур, мозолистого тела и др.), эксперимен­тальной и реабилитационной нейропсихологии. Необходимость создания новых клинических и экспериментальных (в том числе компьютерных) методов нейропсихологии.

Наши рекомендации