Глава 2. Описание реализации проекта «Солнечный пес» с использованием канистерапии

Опытно-исследовательская работа проходила на базеМБОУ СОШ №4.

Адрес: г. Новомосковск, ул. Свердлова, дом 22.

Директор школы : Белов Юрий Николаевич.

На основе наблюдения за детьми, нами был выбран 6Б класс, который состоял из 15 человек, среди которых было 10 девочек и 5 мальчиков. Среди учеников нет отстающих, в классе хорошая успеваемость. Коллектив делится на две небольшие компании, остальные дети общаются по двое, кроме одного мальчика аутсайдера Кирилла, который и привлек наше внимание.

С учениками была проведена беседа, в ходе которой мы выяснили, что одноклассники считают Кирилла необщительным, зажатым и слишком скромным.

Сам мальчик оказался очень стеснительным. Он рассказал нам, что живет в неполной семье с одной мамой, которая много времени проводит на работе. Он не имеет друзей в классе и редко с кем либо общается, потому что не знает, как завести разговор и очень не уверен в себе.

Кириллу было предложено поучаствовать в нашем проекте, на что он охотно согласился.

Проект: «Солнечный пес»

Цель:провести занятия канистерапии с ребенком, имеющим проблемы в общении и страх перед собакой.

Задачи:

Скорректировать проблемное поведение ребенка;

Наладить взаимодействие ребенка с собакой и окружающими;

Придать ребенку навыки уверенного поведения в обществе;

Научить ребенка расслаблению при помощи животного;

Скорректировать поведение ребенка.

Ход мероприятия:

Занятие 1. Перед началом упражнения социальный педагог проговаривает стоящую перед Кириллом задачу, проверяет, насколько он её понял и готов начать игру или упражнение. Длительность 5-10 минут.

Мальчику сначала даже подходить к собаке было страшно. Он долго привыкал к собаке-терапевту, не то что команды отдавать, даже погладить боялся. Затем он более менее освоился и приступил к выполнению упражнения.

Исходное положение упражнений - собака в позиции «рядом», на поводке у левой ноги ребёнка, социальный педагог страхует её за перестёжку и, в случае необходимости, корректирует действия собаки и ребёнка, показывает ребёнку, как выполняется нужный жест-команда собаке, контролирует правильность выполнения жестов ребёнком. Постепенно, по мере овладения Кириллом терминологией, уверенности выполнения им заданий роль педагога сводится к контролю над собакой, в случае адекватного поведения ребёнка он уже не сопровождает его, а наблюдает занятие чуть со стороны, готовый, в случае необходимости, дать собаке соответствующую команду.

За правильное выполнение упражнения Кирилл, по команде социального педагога, угощает собаку лакомством. Педагог следит за чётким соблюдением ребёнком техники безопасности (лакомство даётся только по команде с открытой ладони, поводок в левой руке, свободный конец - мягким складками в правой и т.д.), в случае необходимости корректирует действия ребёнка и собаки.

Занятие 2. Первый этап занятия состоит в приветствии, на него отводится 5 минут. В следующем этапе занятия Кириллу предлагаются упражнения на пространственную ориентацию: ходьба с собакой на поводке в заданном темпе и бег по кругу, выполнение элементов ОКД на месте, ходьба по заданному маршруту ( проведи собаку от красного конуса к зелёному, потом к синему) «змейка» между конусами, преодоление вместе с собакой невысоких препятствий, горки, тоннеля. Эта часть занятия длится 20 мин.

Ребёнок вводится в темпо-ритм занятия, вспоминает и повторяет разученные команды и методы воздействия на собаку, затем осваивает новые элементы и упражнения.

В конце занятия отводится 5 минут на прощание с собакой.

Занятие 3. Первый этап – приветствие, на который отводится 5 минут. Затем, в следующем этапе, вводятся игры на апортировку, отработка жестовых или голосовых команд, введение элементов фристайла ( танец с собакой), игра «спрячь игрушку», «назови игрушку», «кто быстрее по команде доползёт до игрушки, ты или собака?» «Канисбол» и т.д. 20 мин.

Так мы постепенно дошли до занятий с мячом. Не каждый ребенок может сразу решиться на такое, ведь мячик у собаки в зубах, его надо как-то оттуда забирать. Собака, чувствуя страх ребенка, сначала при команде «положи» клала игрушку и демонстративно теряла к ней интерес. Затем начала укладывать ее между лап — морду отворачивала, но все равно мяч необходимо было забирать непосредственно у собаки. Через какое-то время усложнили задание — собака стала класть на игрушку голову, а ребенку было необходимо забрать у нее мяч. Если собака видит, что ребенок через несколько попыток все-таки чересчур боится и не может заставить себя взять игрушку, то облегчает задачу и отодвигается. Но через какое-то время снова усложняет задание. К концу занятия страх у ребенка практически ушел, он уверенно водил собаку на поводке и отдавал команды.

Чередование упражнений, требующих двигательной активности с упражнениями на релаксацию, которые, в свою очередь, сменяют эмоционально насыщенные игры с соревновательным элементом, поддерживает интерес ребёнка, не давая ему утомиться.

Перешагивание через препятствия улучшает равновесие, что « влияет на точность движений, ритм, темп, на развитие и улучшение координационных способностей»

Танцевальные элементы фристайла улучшают координацию движений, пространственную ориентацию, формируют эстетический вкус, чувство ритма, улучшают наблюдательность, самоконтроль, самостоятельность, повышает самооценку и критичность ребёнка.

Занятие завершается или свободным общением ребёнка с собакой, во время которого он самостоятельно повторяет изученные во время данного занятия новые элементы и команды. На эту, заключительную часть отводится 15 мин.

В конце занятия Кирилл подводит собаку к педагогу, угощает и благодарит её за работу.

После проведения трех занятий канистерапии, Кирилл стал заметно общительнее, научился более уверенному поведению. Одноклассники мальчика проявили к нему интерес, стали интересоваться тем, что он делал на занятиях

Заключение

1. На основе анализа литературы, мы определили основные понятия, определяющие работу социального педагога по использованию канистерапии.

Канистерапия – это лечение или реабилитация человека при участии специально обученных собак и под наблюдением специалиста(в данном случае – социального педагога). На сегодняшний день это один из самых активно используемых методов пет-терапии.

Социальный педагог - специалист по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни.

В настоящее время терапия при помощи животных успешно развивается. В последнее десятилетие появились первые книги и учебники в данной области. Хочется надеяться, что вследствие своей актуальности, настоящее направление всё больше будет привлекать внимание русских исследователей и станет активно распространяться и в России.

2. Практическая значимость. Данным проектом могут пользоваться социальные педагоги, для решения проблем в сфере общения у детей, придания уверенности в себе

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования были представлены на семинарских занятиях в ФГБОУ ТГПУ им. Л.Н. Толстого по дисциплине «Содержание работы социального педагога» на тему: «Работа социального педагога с применением канистерапии».

Список литературы

1. Агафонычев. В., Как нас лечат собаки. М., 2008 – 128 с.

2. Бурно, М.Е., Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с.

3. Ильичев, В.Д, с использованием данных из книги J.Serpell «In the Company of Animals». Любимые животные вместо лекарств – Спб - 216 с.

4. Исаченко, С.М. Статья, Причинно-следственные связи заболевания животных с проблемами хозяина http://www.allvet.ru/articles/article24.php

5. Канон канистерапии. (Методические наработки польского общества канистерапии.)

6. Криволапчук Н.. Собака + целитель. Как воспитать своего домашнего доктора. СПб., 2007

7. Кузнецов Ю.В. Идеоанализ. // Популярная психология. 2006. №14. С. 68-73.

8. Левинсон, «Собака как ко-терапевт» //Mental Hygiene, 1962 – 46 с.

9. Материалы научно-практической конференции по работе с детьми различных возрастов и категорий, в т. ч. и по канистерапии. Кострома. Февраль 2009 г.

10. Медведев А., Собака-целитель. 10 основных методов канистерапии. М., 2007

11. Методические рекомендации: подготовка и работа «собак-терапевтов». (Троицкий клуб служебного собаководства)

12. Общая статья и ссылки на англо- и русско-язычные статьи по канистерапии.

13. Приемы контактной канистерапии - множество рекомендаций по лечению с помощью собак применительно к конкретным симптомам, болезням, проблемам.

14. Субботин, А.В., Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. М., 2004 // Ращевская Л.Л.

15. Сайт [Электронный ресурс]: http://envpsylab.ru/publ/3-1-0-20

16. Сайт [Электронный ресурс]: http://www.allvet.ru/articles/article24.php

Наши рекомендации