Задание 2.2 УБЕЖДАЮЩАЯ СИЛА РЕКЛАМЫ
Выполняя это задание, вы будете собирать данные об обращениях к людям с целью их убеждения — особенно о телевизионных рекламных роликах. Посмотрите телевизионные передачи в течение нескольких часов и запишите содержание рекламы на бланке, образец которого приведен в табл. 2.2. Во-первых, укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т. п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т. д.). Затем проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике. Например, некоторые рекламные ролики эксплуатируют желание человека быть популярным и нравиться окружающим, другие пытаются использовать в своих целях чувство вины и так далее. Не забывайте, что реклама убеждает не только с помощью произнесенных вслух слов, но и с помощью продуманного
визуального представления товара. Проанализировав различные методы убеждения, используемые в рекламе, вы можете сравнить свои результаты с результатами других студентов.
1. Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой?
2. Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре этих обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей — мужчина или
женщина, кто был аудиторией-мишенью — дети или взрослые и т. п.?
3. Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему?
Таблица 2.2
Рекламный | Рекламируемый | Основное лицо (лица), | Типы | убеждающих |
ролик | товар | рекламирующее товар | обращений | |
… | ||||
Глава 3
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Вы, вероятно, слышали старую поговорку: «Красота рождается в глазах смотрящего». Она означает, что у каждого человека есть свои представления о красоте. Не существует универсальных, раз и навсегда установленных характеристик людей или объектов, которые сами по себе, независимо ни от чего свидетельствовали бы об их красоте. Психологи расширяют это утверждение и говорят, что большая часть реальности находится в глазах — и умах — воспринимающих ее людей. То, что мы видим в окружающем нас мире, настолько же является продуктом наших личных склонностей, мыслей и чувств, насколько определяется реально существующими объектами и явлениями. Наше восприятие не является пассивным отражением окружающей среды; оно скорее является результатом активного процесса отбора, организации и интерпретации различных элементов информации. Мы действительно формируем и создаем нашу реальность, хотя часто и не осознаем масштабов этого явления. Как сказал Льюис Мамфорд, «то, что когда-то было названо объективным миром, похоже на чернильное пятно Роршаха, в котором каждая культура, каждая религиозная или научная система, каждый тип личности находят смысл, лишь отдаленно связанный с формой и цветом самого пятна» (Lewi's Mumford.
Orientation to Life, «The Conduct of Life», 1951).
Социальных психологов особенно интересует наше восприятие социальной среды. Что лежит в основе наших суждений, интерпретаций и решений, касающихся других людей? Мы часто предполагаем, что наши реакции отражают реальные образы этих других людей. Но на самом деле наши реакции рассказывают очень многое о нас самих. Наши собственные ожидания и установки влияют на то, каким мы видим наш социальный мир, и заставляют нас делать определенные выводы, предпочитая их другим. Мы часто видим то, что готовы увидеть, либо потому что сосредоточиваемся на отдельных элементах информации и не обращаем внимания на другие (особенно те, которые касаются социального контекста), либо потому что сохраняем в памяти искаженные воспоминания о людях. Тем не менее эти перцептивные пристрастия также очень ценны, поскольку они помогают
нам организовать и осмыслить хаотическую массу информации, которая обрушивается на нас непрерывным потоком.