Научно-методическая работа студентов
Научно-методическая деятельность
Как компонент профессионализма
В государственных образовательных стандартах в сфере физической культуры и спорта определенное место отводится требованиям по освоению студентами знаний, умений и навыков в области научной и методической деятельности (НМД). Процесс профессиональной подготовки студентов будет эффективным лишь при условии обеспечения соединениями учебного процесса с научно-методической подготовкой, особенно в академиях физической культуры и университетах на факультетах физической культуры. Усиление роли и объема научно-методической деятельности студентов имеет место при подготовке бакалавров и магистров.
Научно-методическая деятельность студентов по волейболу тесно связана с курсом «Теория и методика физической культуры» и «Основы научной и методической деятельности». В интегральной связи с этими дисциплинами НМД студентов специализации волейбол направлена на обеспечение глубокого научного и методического осмысления основ физического воспитания и спорта и освоения умений практической реализации научно-методических положений в этой области. Этот процесс реализуется через учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) и научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), подготовку курсовых и дипломных работ, выступления на научно-исследовательских конференциях, участия в научных и методических семинарах и т.п.
В новых условиях работы высшей школы все студенты должны активно участвовать в научно-методической деятельности, рассматривая ее как необходимое условие успешной подготовки к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. В той или иной мере знания и умения научно-методической деятельности входят в профилирующие дисциплины учебного плана. В конечном счете у студента к окончанию обучения в вузе формируется целостное представление о научно-методической деятельности и ее месте в становлении профессионализма после окончания вуза в процессе практической работы.
Содержание научно-методической деятельности
Содержание научно-методической деятельности в сфере физической культуры и спорта отражено в паспорте научной специальности 13.00.04. — теория и методика физического воспитания, спортивной тре-
нировки и оздоровительной физической культуры. Проблематика научных исследований крупным планом имеет три направления:
— первое: общие основы теории и методики физического воспитания;
— второе: теория и методика спорта и подготовка спортсмена;
— третье: теория и методика оздоровительно-рекреативной и реаби-литационной физической культуры.
Для специалистов-тренеров по волейболу научные исследования формируются вокруг второго и третьего направления, результаты первого направления активно используются для более эффективного решения задач исследования применительно к «спортивному» и «оздоровительному» волейболу. На этой основе формируется проблематика научных исследований в области волейбола. Основные направления здесь следующие:
1. Место и значение волейбола в системе мирового спорта.
2. Тенденции развития мирового волейбола, историческая динамика спортивных достижений, основные факторы их развития.
3. Российский волейбол в системе мирового волейбола, перспективы развития.
4. Волейбол в системе российского спорта высших достижений: анализ состояния по основным компонентам системы подготовки волейболистов
5. Факторы, обусловливающие совершенствование системы подготовки волейболистов.
6. Построение, содержание и технология тренировки квалифицированных волейболистов.
7. Современные подходы к построению спортивно-соревновательной деятельности в волейболе, совершенствование системы соревнований.
8. Конструктивные подходы в обеспечении единства тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов.
9. Технология управления процессом развития спортивной формы (состояние оптимальной готовности спортсмена к достижению).
10. Проблемы спортивной ориентации и отбора волейболистов.
11. Этапы многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов (цели, задачи, формы организации, содержание и технология).
12. Программирование и контроль в процессе подготовки волейболистов.
13. Средства восстановления в подготовке волейболистов.
14. Волейбол в занятиях специально-оздоровительной направленности («физкультурная рекреакция», «физкультурная реабилитация»).
15. Роль волейбола в формировании здорового стиля жизни людей.
16. Волейбол в создании массового физкультурно-спортивного движения для школьного возраста.
17. Адаптирование средств и методов подготовки волейболистов высокой квалификации применительно к задачам подготовки спортивных резервов.
18. Волейбол в системе профессионального спорта: проблемы и решения.
19. Занятия волейболом в физическом воспитании детей с девиантным поведением.
20. Методология программно-методического обеспечения подготовки волейболистов на уровне спорта высших достижений, подготовки резервов, массового волейбола.
Основное место в научной и методической подготовке студентов занимают курсовые и квалификационная (дипломная) работа (в дальнейшем — научная работа). Это отражено в учебных планах.
Подготовка курсовых, квалификационной или дипломной работы осуществляется поэтапно, выделяют следующие этапы:
1. Ознакомление с литературой, тематикой научных работ.
2. Выбор темы, определение руководителя, составление плана работы.
3. Поиск, изучение, анализ необходимой литературы.
4. Изучение необходимой документации, опыта работы по изучаемой проблеме.
5. Сбор фактического материала в процессе педагогического наблюдения, тестирования, проведения экспериментальной части исследования.
6. Обработка полученных данных и обобщения по результатам анализа.
7. Написание и редактирование текста, оформление печатание.
8. Представление научной работы на кафедру, подготовка к защите.
9. Защита научной работы на кафедре или при выпуске на итоговой государственной аттестации.
10. Внедрение результатов исследования в практику.
Тема работы
Определение направления научного исследования конкретизируется в выборе темы работы. Это очень ответственный этап: приступать к работе можно только тогда, когда студент ясно и отчетливо видит ее тему. При выборе темы студент учитывает свои интересы и уровень подготовленности, эрудиции в данном вопросе, наличие условий для успешного выполнения, например, экспериментальной части исследования, возможности проведения наблюдений на соревнованиях крупного масштаба и т.п. Студент может внести коррективы в формулировку рекомендованных кафедрой тем или предложить свою тему. Избрав или самостоятельно определив тему, студент с научным руководством после обсуждения и уточнения формулируют тему и представляют для утверждения на кафедре. После утверждения темы составляется детальный план работы. Следует избегать навязывания темы студенту.
Тема должна быть актуальной. Признаком актуальности темы служит ее связь с приоритетными направлениями научных исследований в области физического воспитания, спорта, волейбола. Выше представле-
на актуальная проблематика, которая может служить ориентиром в определении актуальности избранной темы. Об актуальности темы можно также судить по планируемым результатам исследования.