Развития л. и. божович


однонаправленность, одномерность, необратимость. Именно эти особенности времени представлены в процессе становления личности в раннем онтогенезе: в его фазности, временной упорядоченности и последовательности развития каждого нового периода. Установленные связи между периодами, выделение значения предыдущего периода, расчленение развития на эпохи, периоды, фазы в соответствии с внутренними законами развития открывают путь к решению проблемы сензитивнос-ти отдельных временных периодов детского развития. Д. Б. Эльконин выделяет три таких наиболее острых переломных момента, что может способствовать предупреждению кризисов в возрасте 3, 12 и 17 лет.

Однако возрастные периодизации Л. И. Божович, Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина охватывают лишь небольшую, хотя и очень важную часть жизни и возрастного развития личности. Кроме того, выдвинутые в них основания касались прежде всего этапов развития личности в раннем онтогенезе, не распространяясь даже на возраст юности и зрелости. Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин высказывались против переноса критериев периодизации развития в детском возрасте на построение периодизации развития взрослой личности.

Тем не менее абсолютизация разрыва между детством и зрелой личностью не получила подтверждения, и уже И. С. Кон, разрабатывая периодизацию одной из важнейших эпох развития личности — перехода от детства к зрелости, от 11-12 до 23-25 лет, реализует методологические идеи Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. Как и у Д. Б. Эльконина, он выделяет целую эпоху — юность, которая в свою очередь делится на три периода:

♦ подростковый возраст (11(12) — 14(15) лет);

♦ юношеский возраст (14(15) — 18 лет);

♦ поздняя юность или начало зрелости (18 — 23(25) лет). Периодизация и психологическая характеристика каждого возрастного периода включает три критерия, как и у Д. Б. Эльконина, это:

1) социальная ситуация развития;

2) ведущая деятельность;

3) личностные новообразования.

В отношении возраста как топологической характеристики биологического, исторического и психологического времени, то именно в юности эта «конвергенция времен» (Б. Г. Ананьев) получила у Кона наилучшее воплощение и содержательную аргументацию, подкрепленную сравнениями на этнопсихологическом, демографическом и социокультурном уровнях. Автору удалось многосторонне рассмотреть каждый

3-2907

Периодизация развития И. С. Кона

возрастной период с точки зрения хронологии биологического, социального и психологического становления личности в юности, выделив особый механизм этого становления — гетерохронность развития. Так, биологически подростковый возраст — это период полового созревания, юношеский — его завершение. В плане социальном подростковый возраст — продолжение, а юношеский — завершение первичной социализации. При этом на уровне межиндивидуального развития в определенных фазах и периодах наблюдается гетерохронность: максимальные диспропорции в уровне и темпах развития, биологического созревания и первичной социализации личности.

Гетерохронные функциональные и личностные изменения, возрастные и индивидуальные изменения приводят к тому, что верхние и нижние границы эпохи юности не имеют строгих временных параметров, четкого расчленения во времени и отдельных периодов. Периодизация И. С. Кона расширяет временные пределы классификации возрастного развития в онтогенезе, однако отражает и сложности в определении продолжительности каждого периода развития, фаз и дискретных моментов.

На сложность и недостаточную разработку проблем развития личности в онтогенезе, в частности в зрелом возрасте, указывали многие отечественные психологи. Например, С. Л. Рубинштейн отмечал, что личность формируется в течение всего жизненного пути и человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю. Обращая особое внимание на историческую обусловленность (как природную, так и общественную) каждого человека, он впервые указывает на роль так называемого исторического времени в онтогенезе развития личности. С. Л. Рубинштейн утверждает, что в психологии личности обнаруживаются компоненты разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами в процессе развития личности. Наиболее устойчивы психические свойства, а самые изменчивые и подвижные — те, что относятся к общественной жизни человека, что связаны с его общественными отношениями. Развитие личности в онтогенезе идет «не только разными темпами», но и проходит через «индивидуально различные ступени развития», поэтому изучать необходимо весь онтогенез.

«Онтогенез человека — это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития», — пишет С. Л. Рубинштейн. Изучать онтогенез следует наряду с возрастом и возрастными особенностями, как временные ступени развития, как проявления и моменты различных фаз жизни человека. Наиболее интересна мысль Рубинштейна о поворот-

Онтогенез

Развития

Личности

С. Л. Рубинштейна

ных этапах жизни человека: «В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" — узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека»1.

В связи с этим возрастные характеристики заключаются, по мысли автора, не в статистических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода, где все аспекты его рассмотрения связываются единым «узлом» самой личностью как субъектом жизни. Так выстраивается концепция личности как субъекта жизни, изучение которой должно носить целостный характер.

Анализируя периодизацию жизненного пути, предложенную в работах Ш. Бюлер, Рубинштейн пришел к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как целое, хотя в каждый данный момент человек включен в отдельные ситуации, совершает отдельные поступки. Для раскрытия целостности, непрерывности жизненного пути Рубинштейн предложил не только выделить его отдельные этапы, но и выяснить, как каждый этап подготавливается и влияет на следующий. Идеи изучения жизненного пути и концепция личности как субъекта жизни были предложены им еще в середине 30-х годов, но в силу общественно-исторических условий и социальной атмосферы в стране не получили тогда дальнейшего развития.

В 60-х годах эти идеи нашли развитие и конкретное подтверждение в исследованиях Б. Г. Ананьева и его сотрудников. В рамках разрабатываемого им комплексного подхода концепция жизненного пути включает возрастную и социальную периодизацию. Возраст выступает основной характеристикой субъекта, его развития в онтогенезе. Периодизация жизненного пути значительно расширена и включает около десяти фазных преобразований жизненного цикла человека: младенчество, раннее детство, детство, отрочество, юность, молодость, средний возраст, пожилой, старый, престарелый (дряхлость). В этой периодизации особое внимание обращается на то, что «фазное протекание целостного жизненного цикла, охватывающего процесс индивидуального развития от рождения человека до смерти, есть последовательная смена моментов становления эволюции и инволюции индивида. Эта разверты-

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 68.

з*

Периодизация

Наши рекомендации